Записки энергетика

Игорь Сибиряк
Очерк о пережитом

Абсурдный реализм

Начиналось последнее десятилетие двадцатого века. Огромная страна жила в ожидание радикальных перемен в  общественном устройстве, задыхалась от нехватки продуктов питания, народ устал от бесконечных очередей и талонов на весь ассортимент товаров повседневного спроса. В эшелонах власти шла дискуссия о дальнейшей судьбе нашей Родины. К лету 1991 года внутренняя обстановка страны обострилась до предела – ЦК КПСС уже не доверял  первому Президенту СССР  М. С. Горбачёву, за его многочисленные программы оживления экономики, улучшения жизни народа. Всё буксовало и топило в болоте гигантское тело государства.
 В августе 1991 г. верхушка КПСС передала власть «второй смене» — тоже радикальной антисоветской группировке из рядов своей же номенклатуры, и та выполнила вторую, «грязную», часть работы по уничтожению СССР и советского государства. После августовского путча, жизнь страны стремительно  покатилась  вниз – замирали производства, заводы, фабрики, рушился весь комплекс народного хозяйства. Союзные республики уходили в полную самостоятельность, приближался крах СССР.
Августовский путч 1991-го года положил начало  скорейшего развала нашего многонационального государства, а декабрьская встреча  трёх лидеров славянских государств в Беловежской пуще, поставила точку в распаде СССР. Возникла новая общность бывших союзных государств под названием СНГ – Союз Независимых Государств. Двадцать семь лет со дня образования такого союза показали его слабые стороны в выживании на перспективу.
Но государство — не человек, оно умирает долго и трудно, и в течение более 20 лет мы наблюдаем его агонию. Только во время этой агонии, через утраты и обретение памяти, начинает ныне живущее поколение понемногу осознавать, что же это было за государство — советское. Начинает понимать, каким обществом это государство было рождено и на каких устоях держалось. Через смертельные удары по его уязвимым точкам мы начинаем различать, пока еще смутно, его строение, чувствовать его природу.
Уже сегодня всем, кто сохранил здравый смысл, ясно, что хаос разрушения СССР не сложился в России в новый порядок, обеспечивающий выживание страны и народа. Те «стратегические программы», которые нам периодически дают «пожевать» президенты и их эксперты, есть продукт чисто идеологический, сшитый на скорую руку. Он не предназначен ни для обсуждения, ни тем более для выполнения. Это — прикрытие еще на год, на два. Пока и верующие в рынок, и его критики грызут эту кость, господствующее меньшинство вывозит достояние страны за рубеж, отправляет туда же детей и внуков учиться, обустраивает гнезда комфорта в самой России — на случай, если паралич вымирающего народа затянется. Это нам сегодня пришло осознание того, куда нас толкали, а тогда мы слепо верили   глашатаям  «скорых перемен к лучшему».
С распадом СССР, началось отмирание сопряжённых предприятий в союзных республиках. Наш вычислительный центр ЦСУ  СССР стал никому не нужен. Три больших вычислительных машины подлежали разборке и утилизации. Штат работников уходил в поиски своей востребованности. Мой диплом инженера путей сообщения, квалификация инженер – электрик,  по специальности автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте сыграл спасительную роль в поисках работы. Она нашлась сразу, как только я обратился в дистанцию сигнализации и связи ШЧ-13, Оршанского железнодорожного узла. Для начала мне предложили скромную должность электромеханика вокзальной автоматики, сопровождать автоматизированную систему управления – АСУ  «Экспресс» по продаже билетов на дальнее следование. Принимающий меня на работу, заместитель начальника ШЧ-13 по связи  Александр Иванович Сасс, сразу ввёл меня в курс наболевших проблем и сказал прямиком:
 – Мы замучились работать с этой системой, она то сбоит, то зависает, то вообще отключается от каналов связи.  Вот вы единственный с высшим образованием  туда назначаетесь, разберитесь, пожалуйста, что там происходит. И прошу сделать это в минимальные сроки, сейчас середина лета, идёт большой поток пассажиров местных и транзитных, кассиры вокзала постоянно жалуются на работу техники.
После беседы с начальником, оформления документов на работу, пошёл к месту работы посмотреть, что меня ожидает. Захожу в комнату механиков вокзальной автоматики. Представляюсь, знакомлюсь с коллективом. Старший по смене, Чертков Владимир Николаевич, ввёл меня в курс дела их ежедневных занятий по обслуживанию АСУ «Экспресс». Да, действительно, проблемы есть, но не смертельные. С вашим образованием вы разберётесь и облегчите нам жизнь – вот его заключительные слова после знакомства. Надо прямо сказать, обстановка технического оборудования рабочих столов, сами столы – их затрапезный вид, сразу мне это  всё не понравилась. После  вычислительного центра, нашего отдела технического обслуживания ЭВМ, я попадаю в затрапезный цех автоматики образца 60-х лет прошлого века. 
После знакомства с реальность предстоящей работы, вышел из здания вокзала, сел на ближнюю к входу лавочку и сильно загрустил. Сердце заныло от боли утрат прежней работы, которой я отдал восемнадцать  своих лучших лет жизни. Теперь осталась горечь преждевременной утраты великой страны, любимой работы, спокойной размеренной жизни. От нахлынувших горьких переживаний захотелось поскорее  добраться домой - к детям, семье, где мне всегда хорошо и уютно.
Через месяц освоения загадочной системы АСУ «Экспресс» стало ясно, что надо перепаивать все разъёмы кабелей идущих от терминалов, стоящих в кассах по продаже билетов,  до концентратора, стоящего на втором этаже вокзала в аппаратной, моём рабочем месте. Они паялись с применением кислоты вместо жидкого флюса и трубчатого припоя, внутри которого находится канифоль. Это мне подтвердили в головном вычислительном центре Белорусской железной дороги. Кислота имеет свойство быть проводником, она и подкорачивала между собой информационные жилы кабелей. Наступало прекращение связи с ГВЦ  АСУ Экспресс в Минске. Местному начальству я не стал докладывать об истинной причине сбоев, а приступил к рутинной работе монтажника по перепайке кабелей, в день по два кабеля,  остальные четыре кассы должны пока работать в током подвешенном состоянии. Володя Чертков благословил меня на такую работу. За неделю такая работа была проделана, наступило затишье со сбоями, ГВЦ г. Минска, приветствовал меня за успешное начало работы. Залевский Игорь Витальевич, начальник отдела технического обслуживания АСУ Экспресс, приглашал приехать в Минск познакомиться лично, что я и сделал в сентябре месяце 1993 года, когда спала жара и, уменьшился пассажиропоток.
Эта поездка положила началу моих регулярных поездок в Минск на ГВЦ БЖД  по сложному ремонту плат терминалов, БПЧ устройств, венгерского производства. Находил время пройтись по магазинам «Букинист». Читательская страсть к таким магазинам заложенная ещё в Свердловске, во время учения в техникуме, не угасала у меня в течение всей жизни, где бы ни был и, не зависимо от того -  есть ли излишек денег для таких походов. Благодаря этому пороку я собрал уникальную домашнюю библиотеку для души. За шесть лет работы на железной дороге, благодаря частым командировкам в Минск, мне удалось приобрести очень много интереснейших книг из разных книжных магазинов. Стоит сказать о четырёхтомнике Сергея Довлатова, изданного к его шестидесятилетию. Прямо скажу -  удача редкая и тем ценнее приобретение.  Одним словом командировочные дни использовались мной с максимальной пользой.
 За два года работы моя подопечная система АСУ  Экспресс заработала надёжно. Появилось много свободного рабочего времени. Стал задумываться о расширении сети Экспресс на линейных станциях Оршанского железнодорожного узла. Из  минского отделения железной дороги, начальник служба пассажирских перевозок, Коробков Евгений Иванович,  дал указания внедрять первоначально Экспресс на станциях Толочин и Крупки. Так я впервые заочно познакомился с большим начальником в минском отделении железной дороги, минуя наше, кустовое начальство дистанции сигнализации и связи ШЧ – 13 в Орше. Это сильно задело по их самолюбию. Но тогда я этого не знал и, с желанием взялся за новый уровень работы, до сего времени мне неизвестный. По мере освоения технологии внедрения АСУ Экспресс  столкнулся с невероятным сопротивлением чиновников  разного пошиба.  Первым шагом к подключению  нового терминала является выделение   каналов связи из существующего резерва линий  - пары на приём и пары на передачу информации для станций Толочин и Крупки. Обращаюсь к своему новому начальнику, заместителю начальника  ШЧ – 13 по связи, Станиславу Фомичу Рогачёву, объясняю суть проблемы. Он сразу насторожился, строгим голосом спрашивает:
- А чьё это указание, где заявка на кроссирование  новых каналов связи?!
Заикаясь, объясняю ему о своей инициативе расширить сеть автоматизированной системы по продаже билетов, что значительно разгрузит наших вокзальных диспетчеров и ускорит продажу билетов на больших линейных станциях. Через паузу молчания слышу голос Станислава Фомича:
- Да, Назаров, не зря ты получил высшее образование и имеешь его единственный, среди всех наших электромехаников ШЧ – 13. Через два года работы уже залез  в службу НОД -1. Далеко пойдёшь, если никто не остановит. Ладно, разберёмся, жди моего звонка через неделю.  Пока я ждал звонка, занялся подводом надёжной  электросети  для подключения терминалов. Требование к такой сети не ниже первого класса -  её отключение или отсутствие в случае аварии не должно превышать по времени не более суток. Звоню начальнику участка энергоснабжения ЭЧ – 7, объясняю суть предстоящей работы. Слышу в ответ безрадостный голос:
- Да, нагрузили вы нас лишней работой, но ничего, будем стараться уложиться в месячный срок.
Здесь спешка не нужна, главное нужно надёжное электроснабжение, иначе Минск не даст добро на ввод в эксплуатацию новых терминалов. А пока я занялся комплектацией оборудования для новых билетных касс по продаже билетов на поезда дальнего следования. Игорь Витальевич Залевский, начальник отдела технического обслуживания АСУ Экспресс, обещал скомплектовать венгерскими терминальными блоками   и мониторами, как самыми надёжными, а билетопечатающих устройств (БПУ) и модемов у него в наличии нет и, в ближайшее время  не предвидятся. Больше помощи мне ждать неоткуда. Принимаю решение – обратиться напрямую к Коробкову Евгению Ивановичу с просьбой направить меня в командировки в Россию, города Орёл и Воронеж, которые производят соответственно БПУ и модемы, с целью ознакомления с их продукцией. Прошу его выдать мне гарантийное письмо на оплату по одному изделию, чтобы я мог привезти их сюда в Оршу и, проверить их надёжность  в реальной работе - в билетной кассе. Получаю добро и еду в командировку на четыре дня в Россию, свою первую, изначальную Родину. За окном поезда весна, последняя декада марта 1996 года. Первым посещаю завод Управляющих вычислительных машин в Орле. Компактное, малогабаритное и внешне привлекательное БПУ-10  сразу мне понравилось. Осмотрел его работу в тестовом режиме. Спросил разрешения у инженеров завода позвонить выборочно в любую кассу предварительной продажи билетов в Орле. Сразу попал на кассира за работой, расспросил о надёжности работы её БПУ-10. Услышал сдержанное, не торопливое объяснение. Всё зависит от качества заправочной ленты кассеты для печати.  Это известное слабое место в таких устройствах. Качество покраски ленты всегда желает быть лучше, да и новые со склада в Минске, приходят к нам  с подсохшими лентами. Оформляем договор на покупку одного БПУ-10, мне его выдают в упакованном, транспортабельном виде. Отдел сбыта своим транспортом отвозит меня на железнодорожный вокзал. Далее следую на Воронеж. Туда ехать веселее – в Воронежском Госуниверситете учится моя старшая дочка Ульяна, на факультете «География», а в пригородном посёлке Дубовка живёт со своей семьёй брат моей супруги, Александр Корнев. Он и его семья ещё много раз появятся по ходу моего повествования в этих записках. Они очень многое сделали для нашей семьи в период дикого капитализма, когда он внедрялся в наших странах. Благодаря этой семье Уля спокойно, в комфортных условиях жила в Воронеже и успешно закончила учёбу в Университете.
По приезде в Воронеж, после полудня, устремился на закрытый номерной завод «Процессор». Нужно обязательно зафиксировать своё  прибытие именно сегодня, иначе будет прогул в командировке. По иронии судьбы завод находится на улице Минская, 16, а я прибыл из Беларуси. Меня  сразу принял главный инженер завода. Пока ожидал приглашения пройти в кабинет, мне предложили чай и слоёный бутерброд,  как гостю, прибывшему из далёко. Я был польщён таким приёмом. Как потом выяснилось, от меня ожидали большой заказ модемов на всю Белорусскую железную дорогу. После краткого знакомства, в кабинет вошёл главный конструктор сервисного оборудования, представился. Я опять вкратце рассказал цель своего приезда. Рабочий день заканчивался. Мне назначили полноценное знакомство на завтра, в удобное для меня время. Эта договорённость пришлась для меня весьма и весьма кстати. Вечером  меня ждали все воронежские родственники для празднования совершеннолетия нашей дочки Ули. Праздник удался на славу. Я подарил Уле  свои  командировочные русские деньги. Они пришлись ей вовремя – текущий месяц заканчивался, доживать до  стипендии ещё далеко. На следующий день приехал на завод «Процессор» к десяти часам утра и пробыл в цехах весь рабочий день. Увидел много интересного из электроники для разных производств. Посмотрел монтаж и настройку модемов связи. Мне отобрали два готовых и отправили упаковать для транспортировки в Беларусь. Вечером я уехал домой через  Москву. По приезде в Оршу доложил в Минск о результатах поездки и привезённом оборудовании. Коробков Е. И. остался удовлетворён заключёнными договорами на дальнейшую поставку билетопечатающих устройств.
За шесть лет работы на транспорте приобрёл опыт общения с руководством больших заводов в России. Посчастливилось быть и в Ленинграде, зимой в 1997 году  на предприятии  «Импульс»,   производившего  кассовые аппараты  для пригородного сообщения. Наша дорога закупила большую партию этого оборудования осенью 1997 года и, я опять поехал в Ленинград с начальником билетных касс Минска, получать всю партию аппаратов. Двухдневная командировка прошла под знаком дружбы и сотрудничества с Россией.  Надёжность кассовых аппаратов подтвердилась в процессе их эксплуатации. Исчерпав интерес к новой электронной технике пассажирской службы на транспорте, я всё чаще обращал взоры на техническую службу электрической централизации, автоматики и блокировки движения поездов, то чему учился в институте железнодорожного транспорта в Гомеле. Набрался храбрости и пошёл поговорить с начальником ШЧ – 13, Троцким Анатолием Ивановичем, о возможном моём переводе на инженерную должность в штат главного инженера Оршанской дистанции сигнализации и связи. При беседе он очень внимательно меня выслушал, с полным изумлением на лице – как это так, рядовой электромеханик изволит просить
инженерную должность. Поняв всю бессмысленность своего визита, я быстро ретировался из его кабинета. И это при том, что он имел за плечами только техникум, а я институт. Когда я вернулся на свою этажерку, второй этаж здания вокзала, где размещалась аппаратная АСУ  Экспресс, меня  уже ждал  Володя Чертков, наш старший группы вокзальной автоматики, ветеран труда на транспорте:
- Ну, что поговорил с начальником? – Загадочно ухмыляясь, обратился он ко мне.
- Да, сходил в разведку, узнать о возможности работать по квалификации диплома института. Как - то странно на меня смотрел Анатолий Иванович, чем – то я ему не угодил за шесть лет работы.
- Так ты же умудрился его перескочить и, начал напрямую общаться с большими начальниками в минском отделении железнодорожного транспорта. У нас такое не принято – надо сидеть на месте, пока сами не заметят тебя, на что ты способен, а лучше, если узнают, что у тебя  есть связи наверху. Вот так – то мил человек. А теперь я не знаю - куда тебя задвину.
После его слов меня затошнило – я и раньше догадывался о кумовстве на транспорте, но теперь явственно почувствовал, что отсюда надо увольняться, до начало их движения преследования за мою прямоту в обращении с людьми ради стоящего дела для производства. Позже я не изменял этому принципу в работе, которую менял много раз  На следующий день написал заявление об уходе по собственному желанию.
Начался период переквалификации меня из инженера - электроника в инженера – энергетика. Найти работу в 1999 году по первой специальности становилось проблематично – повсюду внедрялись персональные машины IBM – 360, производства США, эксплуатацию которых я не знал. В ноябре этого года меня приняли на работу в электроцех завода «Лёгкого машиностроения» по специальности инженер – электрик. Главный энергетик завода Бондаренко Владимир Николаевич долго разглядывал мою трудовую книжку и подсчитывал  поощрения за внедрённые рационализаторские предложения на информационно – вычислительном центре ЦСУ  СССР, которые я там внедрил за восемнадцать лет работы. Он думал, что я получил  тысячи рублей и являюсь состоятельным человеком. Пришлось объяснить, что я получал там копейки – от 10 рублей до 25 рублей максимально за одно предложение, которых я внедрил восемнадцать, по одному в год. Вместе посмеялись над щедростью вознаграждения рационализаторов и изобретателей в советское время. После успешной сдачи Правил ПТЭ и ПТБ при эксплуатации действующих электроустановок потребителей, меня допустили к самостоятельной работе в цехах завода. В подчинении у меня было четыре электрика по ремонту и техническому обслуживанию электрооборудования трёх цехов завода плюс литейный, самый трудный, цех. Поначалу мне не хватало практики в такой работе. Приглядывался к опытному  бригадиру электриков, Дембовецкому Анатолию Петровичу, работающему на предприятии более тридцати лет. На заводе находилась приличная техническая библиотека, в ней я находил нужную литературу по малопонятным мне техническим работам, связанным  по обслуживанию сложного оборудования. К весне 2000 года приобрёл уверенность в своих навыках управления коллективом по обслуживанию всего электрооборудования вверенных мне цехов завода.  Всё бы ничего, но малая зарплата угнетала настроение рабочих, они без особого желания ходили на работу, искали бросовый цветной металлолом по всему заводу для реализации у закупщиков. Это меня насторожило. В любой момент я мог оказаться заложником их махинаций. Доходило до того, что я искал их по вызову на неисправность, не находил, шёл сам и производил не сложный ремонт оборудования. Такое подвешенное состояние не давало мне покоя – не хватало, чтобы меня могли обвинить в пособничестве  краж моих подчинённых.
В мае месяце прослышал о вакансии заместителя главного энергетика Агрокомплекса ОАО «Юбилейный», расположенный  под Оршей. Навёл справки, позвонил в отдел кадров и, меня пригласили на собеседование после майских праздников. На горизонте замелькала интересная работа в солидной должности.  Весенние дни наполнились для меня особым смыслом.  В понедельник 10-го мая приехал на собеседование прямо к директору комплекса, Антонович Александру Павловичу. Первое о чём он меня спросил:
- Скажите, Вы знакомы с автоматикой, приходилось ли разбираться в тонкостях её настройки?
-  Вообще я окончил факультет автоматики и телемеханики, инженер – электроник первой категории, это всё имеет прямое отношение к автоматике.
- Вот и хорошо, у нас проблема с обслуживанием и ремонтом  голландской системой вентиляции «Фанком» в шести помещениях животноводческого комплекса, как экспериментальных. Приживётся, оправдает свою пригодность и надёжность, будем приобретать в другие свинарники. А пока поработаете у нас в качестве инженера КИП и Автоматики. Согласны?
- Конечно, Александр Павлович, сейчас работу найти почти невозможно, согласен.
- Вот и хорошо, идите в отдел кадров, приступайте к оформлению всех документов на работу.
Вышел из кабинета, присел в приёмной переварить пережитый стресс возможного отказа. Ведь теперь я буду с хорошей работой, еженедельным пайком   качественного продукта, наконец – то досыта накормлю свою семью.
В отделе кадров взял направление на медкомиссию. Вышел на улицу и, не дожидаясь служебного транспорта комплекса, который должен был прийти к обеду, пошёл через поле по тропинке в деревню Понизовье, там останавливаются автобусы могилёвского направления. Приехал домой с хорошей новостью. Позвонил начальнику электроцеха завода Батяну В. В., что завтра подаю заявление на увольнение. Он расспросил меня обо всём и поздравил с новой, достойной работай. Сказал мне буквально: - Ты правильно во всём сориентировался. Окрылённый такой поддержкой, я быстро прошёл платную медкомиссию и, на следующий день поехал устраиваться на ОАО «Юбилейный».   Исполняющий обязанности главного энергетика Дмитрий Николаевич, принял меня приветливо, рассказал о текущих трудностях, познакомил с коллективом электриков в их рабочей комнатке. После обеда прошлись по цехам с установленным оборудованием автоматики. Когда открыл описание и цветные схемы голландской системы искусственного климата   «Фанком» меня поразило качество документации, подробное описание на русском языке. А когда ещё нашёл телефоны и адреса сопровождающей фирмы в Минске, то успокоился, понял, что должен разобраться во всех трудностях эксплуатации сложной автоматики.
Пишу эти строки сейчас, через много лет, отделяющих меня от тех событий. У меня возникло такое чувство -  как  будь – то всё происходит в живую и, я нахожусь на рабочем месте комплекса, за своим рабочим столом, в кабинете с видом во внутренний двор. Он как на ладони виден со всеми вспомогательными постройками, зелёной травкой по газонам вдоль пешеходных дорожек, кругом идеальная чистота.
В течение трёх месяцев вошёл в курс содержания и эксплуатации всей сети контрольно – измерительных приборов и автоматики. На планерке по понедельникам, директор уже не поднимал меня с просьбой отчитаться о проделанной работе за предыдущую неделю. Мне удалась расшевелить и заставить электриков  добросовестно относиться к своим прямым обязанностям. Большую часть времени они проводили по обходу закреплённого за ними оборудования, стали подавать заявки на приобретение приборов, взамен исчерпавших ресурс эксплуатации. К осени 2000 года у меня сложились хорошие отношения со всем руководством комплекса. В начале декабря месяца меня вызвал к себе заместитель директора по общим вопросам Миньков Владимир Иванович. После любезного приветствия:
- Игорь Степанович, как работается и живётся? -  перешёл  к деловой части беседы.
- Меня переводят на должность директора свиноводческого комплекса ЗАО «Днепр», что расположен по дубровенской дороге, возле деревни Крапивно, мне нужен главный энергетик, искать некогда, ждёт большая работа. Пойдёте ко мне на эту должность?
Прямо скажу – я опешил от такого предложения. Только начал успешно вживаться в новый коллектив, вписался, уже и привык ко всем как к родным и, на тебе, опять срываться! Увидев моё удивление на лице, Владимир Иванович продолжает:
- Ты сразу попадаешь в обойму главных специалистов, договоримся о достойной зарплате, будешь и там получать   продовольственный паёк. Одним словам мы с тобой сработаемся, вижу по тебе, баклуши на работе ты не бьёшь. Игорь Степанович, подумай до понедельника и сообщи мне о своём решении.
По дороге домой, сижу в автобусе, словно удалённый  от мира сего и всех. Наталья Ивановна, лаборантка и санврач цеха переработки мяса обратила внимание на моё состояние. Ответил, что есть о чём подумать. Выходные прошли в глубоком раздумье и анализе события. Конечно, сразу заполучить такую должность очень заманчиво, возраст мой  уже солидный – идёт 49-й годок. Принимаю решение – дать согласие на перевод, ведь будем работать в одной системе – «Витебскживпром».
 Новая рабочая неделя началась хорошо. Александр Павлович с пониманием отнёсся к моему выбору – моя дача находится рядом с ЗАО «Днепр». В летнее время можно жить на даче и ездить на работу поблизости. На  служебном автобусе, перевозивших рабочих до деревни Крапивно, уезжаю устраиваться на новую работу. Владимир Иванович принял меня как старого знакомого:
- Игорь Степанович, кабинета пока для вас нет, выделим место в актовом зале конторы, думаю за месяц оборудуем два кабинета на первом этаже. Главный зоотехник у нас тоже без кабинета. Это наши временные неудобства, главное у нас складывается хороший профессиональный коллектив.
После такого спокойного, делового разговора без лишних обещаний и напутствий, я всё воспринял как должное для новичка. Начались будни освоения нового сложного электрохозяйства большого комплекса вверенного мне. Четыре электрика рассказали о своих зонах обслуживания, подчеркнули  в чём они нуждаются для полноценной работы в обслуживании электрооборудования цехов, вместе составили список заявки по первоочередным комплектующим. Главный инженер внимательно изучил составленный перечень, подписал и направил к директору на утверждение. Первый блин не оказался комом:
- Что у тебя, Игорь Степанович, с чем пришёл? – Настороженно посмотрел на меня директор.
- Разобрался с наличием запасов ламп обогрева,  внутреннего и наружного освещения, двигателей вентиляции, сетевого кабеля. Всё имеем на пределе. Даже не знаю, с чего начать поиски необходимого.
- Значит так, энергетик,  денег в наличии у нас нет,  ищи всё за обмен натуральным продуктом – свининой. Пройдёт какое – то время, поднимемся, появятся фонды развития, тогда и начнём цивилизованно рассчитываться за ресурсы на склад, а пока вертись, как можешь.
- Хорошо, Владимир Иванович, буду наводить связи с поставщиками.
Для меня это значило одно – надо вступать в отношения с индивидуальными предпринимателями, кто заинтересован рассчитываться со своими работниками таким продуктом, в магазинах шаром покати -  ничего нет. Огромное спасибо бывшему главному энергетику ОАО «Юбилейный» Хамрителеву Николаю Александровичу, он помог мне навести такие связи. С закупками расходных материалов всё наладилось.
При детальном обследовании трёх трансформаторных подстанций комплекса, выяснилось, что все они работают на одном трансформаторе, резерва нет. Помещение, где они должны были находиться, пустуют. Кто – то хорошо нажился в 90-е годы, когда комплекс был закрыт, проходимцы сдали резервные трансформаторы на цветной металлолом. После доклада директору о таком состоянии подстанций, получаю команду восстановить их согласно проектной документации. Опять обращаюсь к Хамрителеву, теперь уже инженеру отдела капитального строительства ЗАО «Оршанские электросети». Его служба помогла поставить нам два трансформатора бывших в употреблении по 450 КВА – киловольтампер. Специалисты электроцеха гибридного комплекса ЗАО «Заднепровский» произвели нам обьвязку трансформаторов и, сдали их на допуск в эксплуатацию последовательно – «Энегонадзору» и «Энергосбыту».  Проделанная работа обеспечила нам 1-ю категорию по энергоснабжению нашего комплекса, теперь мы могли избежать опасности заморозить поголовье в холодное время года. Жить стало спокойней.
Весной 2001 года нас посетил большой начальник из Минска – Заместитель  Председателя Совета Министров Беларуси, Русый А.В. Осмотрел комплекс, дал задание дальше восстанавливать закрытые цеха. Руководство определило очерёдность восстановления – 2-й и 4-й свинарники. Нахожу сохранившуюся проектную документацию, еду в Витебск, в институт «Витебсксельхозпроект». Там принимают решение – выехать на место к нам, обследовать помещения на соответствие проекта, все затраты ложатся на нас.  К ноябрю 2001 года проектная документация была готова, представители института прибыли к нам с горой папок на подпись и передачу нам для руководства при реконструкции.  За зиму 2002 года я изучил возможность восстановления системы очистных сооружений. Ветеран комплекса, главный технолог Лашковский М.А. подтвердил такую возможность. Работа закипела, техника и трактористы  очистили три накопительных чека. Осталось пробить трубу подачи стоков от комплекса до резервуаров чеков. Для такой технологии нужен длинный гибкий металлический шнек, приводимый во вращение силовым двигателем. Поиски ни к чему не привели. Работу отложили до весны, чтобы попробовать сильным давлением воды пробить сточную трубу. Начали искать средства для приобретения мощного глубинного насоса. Средств не нашли. Остановились на приглашении специализированной организации по проведению такой работы. Технический отдел управления «Витебскживпром» обещал помочь нам в решении возникшей проблемы. Проходит лето, решения нет. Мои звонки и просьбы в Витебск ни к чему не приводят. Директор, часто бывая в Управлении не находит поддержки в наших стараниях. Сложилось впечатление, что мы в одиночку должны справиться с гигантской технической задачей. Реконструировать новые цеха, без восстановления  очистных сооружений не имеет смысла – Госкомиссия не примет   их в эксплуатацию, Акт ввода в эксплуатацию она  не подпишет.  Мы затратили 24 миллиона на проект, он лежит мёртвым грузом. Сижу в кабинете и логически рассуждаю – вначале надо было восстановить очистные сооружения, а потом браться за восстановление цехов. Абсурдное указание давал большой начальник из Минска. Но спрашивать будут с нас – чего мы стоим и ничего не делаем по развитию комплекса. В первую очередь спросят, с меня, раз я занимался проектом. Пока гром не грянул, надо ретироваться с насиженного места, другого выхода нет. Инспектор Энергонадзора, проверяющий нас, подсказывает вакансию главного энергетика Оршанского районного потребительского общества.
Заместитель председателя правления по строительству Кульгаев В. Н., оказывается, знал меня по СПК «Маяк Коммуны», где я многие годы, с 1984 года по 2000 год, ремонтировал по договору подряда пишущие машинки «Ятрань» и калькуляторы всех марок отечественного производства.  И когда я обратился к нему с трудоустройством, он благожелательно пошёл мне на встречу. Новый 2002-й год я встречал на новом объекте и с хорошим новогодним подарком от производства. Первая планерка в январе 2003 года порадовала нас приятным известием – наше торговое предприятие Оршанское РАЙПО включено в программу фестиваля «Дожинки 2003», которые пройдут в Полоцке. Всем службам ставится задача качественно подготовиться на выездную торговлю к фестивалю. От службы главного энергетика необходимо закупить – светильники, кабель, удлинители, смонтировать силовой распределительный щит со счётчиком учёта электроэнергии и устройствами защитного отключения (УЗО) для безопасной работы витрин и холодильных установок. Всё это мы обеспечили к сентябрю месяцу и ждали команды на выезд. А пока продолжалась ежедневная рутинная работа по ревизии электрооборудования всех торговых точек Оршанского района. Изматывала не рентабельность эксплуатации  транспорта передвижения – вместе с электриками ездила строительная группа, мы заканчивали работы за разные отрезки времени, случалось простаивали попусту в ожидании друг друга. Особенно неслаженность такой работы сказывалась при подготовке к осенне – зимнему отопительному сезону, когда тратилось много времени на ремонт, опресовку отопительных труб и сдачу на готовность отопительной системы объекта. Рабочее время проходило с полной и сверхурочной занятостью, она оплачивалась достойно, плюс разрешались отгулы вместо оплаты за сверхурочные часы. Одним слово коллектив это вполне устраивало и жизнь шла своим чередом. Между тем приближалась пора Дожинок в Беларуси. В двадцатых числах сентября колонна наших машин с оборудованием и персоналом выдвинулась на Полоцк. Солнечная, тёплая погода в день отъезда предвещала нам хорошую дальнюю дорогу. Молодёжный коллектив из женщин почти весь путь пел песни из народного и современного репертуара. Мы не заметили, как въехали в старинный город, родоначальник Русской Земли.
Для размещения торговых рядов нам отвели место в  сквере главной улицы Полоцка, прямо напротив художественного училища. Общежитие для проживания находилось тоже недалеко, столовая чуть дальше по склону улицы. Такое расположения нас вполне устроило. После короткого отдыха электрики быстро произвели сборку орудования торгового ряда. Я вызвал представителя Энергонадзора для проверки нашей внутренней сети и выдачи наряда для местных электросетей к подключению нашей, смонтированной  сети. К вечеру подходит бригада Энергонадзора и, среди них мой бывший однокашник по Гомельскому институту железнодорожного транспорта, Пауков Николай Леонидович. Произошла приятная встреча давно знакомых людей. Пока два его напарника обследовали наше электрохозяйство, мы успели с Николаем вспомнить нашу жизнь 25-летней давности. На вечер договорились встретиться в кафе, на берегу Западной Двины, возле Софийского собора. Он пришёл со своей семьёй – женой и дочкой. Познакомились, проговорили весь вечер, вспоминая наши заочные учебные сессии, преподавателей и курьёзные случаи при сдаче экзаменов. Хозяева города предложили мне план экскурсий по городу на дни нашего пребывания в Полоцке. По мере возможности, руководство отпускало меня на такой приятный, насыщенный экскурс по городу. Все исторические места города я посетил с помощью моего давнего друга, за что безмерно благодарен ему. Очень понравилось посещение Софийского собора во время концерта органной музыки. Я сидел погружённый в музыку 17 – 18 веков, отрешённый от окружающей действительности.
Десять дней торговли проскочили как один день.  Обратная дорога проходила по заявленному сценарию – останавливались в красивых местах, делали привалы с коротким обедом и в путь дорожку. В Оршу приехали после ноля часов ночи. Нас всех развезли по домам. В понедельник на планёрке Председатель правления, Грахольская Инна Викторовна, поблагодарила весь коллектив за перевыполнение плана по выручке от продаж. К зарплате нам прибавили премию по результатам фестиваля. На протяжении всей осени 2003 года и зимы 2004 года, на коллективных сходках специалистов вспоминали хорошее время, проведённое на Дожинках в Полоцке.
Начало трёхлетнего периода в производстве РАЙПО, знаменуется с расчётом и утверждением удельных норм потребления электроэнергии и топлива по всем торговым точкам района. Это наиболее сложный и ответственный участок работы главного энергетика. Необходимо статистически просчитать за три года потребления ТЭР каждым объектом и вывести средний показатель по месяцам и в целом за год. Без компьютерной программы   EXCEL здесь не обойтись. Тонкости в её освоение дались мне с большим трудом. Оказалось, что  составление таблиц и их заполнение данными, дело архисложное. Благодаря помощи супруги, Светланы Александровны, ведущего специалиста АСУ ЗАО «Оршанского  молочного комбината», я в кратчайшие сроки  освоил методику составления таблиц, их детализацию выведения итогов потребления ТЭР по месяцам и году в целом. В 2010 году Дениска, наш сын, подарил нам с мамой стационарный компьютер    PENTIUM четвёртого поколения,  бывшего в его личном употреблении. Настала новая эра в нашей жизни -  мы вошли в мировую паутину Интернета. Не законченную   отладку программы на работе я продолжал доделывать дома. Жизнь приобрела особый смысл общения с «веком наравне». К концу марта 2004 года окончил все расчёты и составление таблиц потребления ТЭР по месяцам и, году за три последние  года эксплуатации электрооборудования и отопления  по каждому объекту. Получилась солидная стопка документации. Программа TXCEL подсчитала и сравнила с предыдущими тремя годами потребления, вывела экономию или наоборот перерасход ТЭР. Я был на вершине удовлетворения от проделанной работы. В марте, 25 числа, поехал в Витебск, Облпотребсоюз, технический отдел на утверждение удельных норм ТЭР. Утверждение прошло гладко – не нужно было ничего исправлять. После обеда направился в Государственный Комитет по энергосбережению и рациональному использованию ТЭР, для окончательного утверждения удельных норм потребления. Там посмотрели солидную пачку документации, подписанной нашей головной организацией, сказали, что  рассмотрят нашу заявку на утверждение в течении двух недель. Таковы минимальные сроки рассмотрения норм. Удовлетворённый проделанной работой  вернулся домой. До выхода на пенсию, мне предстояло ещё дважды пересматривать эти нормы.

Восемь лет до выхода на пенсию прошли в спокойной деловой обстановке. За это время я собрал солидную техническую библиотечку главного энергетика. Любые справочные материалы, необходимые мне для технических расчётов, находились у меня под рукой. Я не бегал, не искал интересующие меня данные, быстро находил в своей литературе, а это очень многое значило, при моей полной занятостью по содержанию электро и теплового хозяйства в технически исправном состоянии.

12 марта 2012 года наш технический отдел, во главе со Степаном Ивановичем Косенко, проводил меня без помпезности на заслуженный отдых. После суток отдыха, 13 марта вечером, я уже сел за письменный стол делать предварительные записи рассказа «На перекрёстке дорог». Мне очень хотелось заняться любимым делом. Так начался мой новый, творческий этап писателя  в моей угасающей жизни.  Чему очень рад по настоящее время, что не тратил бездарно своё свободное время.

21.01.2019г.  Игорь Назаров  / Игорь Сибиряк /.