Моя собственная иерархия фильмов ужасов

Лев Вишня
Моя собственная иерархия фильмов ужасов (топ 10).


1. «Птицы». А. Хичкок (1963). Вообще ничего лучше чем «Птицы» я пока не видел, не смотрел и не прочувствовал. Идеальная пластика нарастающего кошмара, тема Апокалипсиса, тончайшая подача и предельная атмосферность. Тонко… тонко… тонко… И финальная сцена когда герои выходят из окруженного птицами дома и садятся в машину, а по радио идет сообщение… Понимаешь, что человечеству пришел конец. Безукоризненный фильм. У Хичкока есть фильм «Психо», но «Птицы» мне нравятся больше.
2. «Видеодром» Д. Кроненберг (1983).Феномен этого фильма заключается в том, что зритель долго не понимает, что именно происходит на экране, пока до него не доходит, что идет кодировка. Кодируют не только персонажей на экране, но и самого зрителя, что смотрит сам фильм. В «Видеодроме» показана изнанка матрицы мира. Это как перевернуть ткань и увидеть на той стороне узелки, связи, переплетения, которые обычно не замечаешь. Этот фильм страшен без ужаса. В нем просто идет объяснение нашей реальности, к которой мы привыкли. Доказывается, что реальность кошмарна.
3. «Малхолланд Драйв» Девид Линч (2001) - шикарный и по-моему лучший пример хоррор-артхауса. Также идеальная тонкая подача материала, точное исполнение до самого последнего кадра. Формально он не относится к ужастикам, и в нем нет саспенса. Визуально он выглядит, как набор несвязанных напрямую с собой видео новел, которые объединяются потом одной сюжетной линией в части «расшифровки» (вторая часть фильма). Реалистичный кошмар первой части оказывается сном мертвой девушки из квазиреального галлюциногенного кошмара второй части. Когда заканчиваешь просмотр фильма понимаешь очень многое. Это фильм – сюрреалистическое восприятие автором американской мечты и мира иллюзий.
4. «Сияние» Стенли Кубрик (1980) – также качественная пластика подачи нарастающего кошмара утраты человеком разума. Про этот фильм сказано так много, что не вижу возможности тут что-то добавить. Смотрел впервые в 1990г. на кабельном канале с тех пор несколько раз пересмотрел. Фильм – идеальная модель качественного саспенса с постепенным раскрытием темы безумия человека.
5. «Черные кошки в бамбуковых зарослях» Канэто Синдо (1968). Вообще у меня было огромное желание поставить именно этот шедевр на первое место. Впервые увидел его в 91-ом году… был ошеломлен, поражен и шокирован! Идеальная пластика саспенса, точная подача темы «городской легенды», виртуозная актерская игра и четкий от начала до конца сюжет, поданный без единой ошибки. Фильм напугал больше, чем все Фредди-крюгеры или «Пятницы-Хелловимы» вместе взятые. Я впервые увидел на экране настоящих демонов, таких, которых можно реально испугаться!
6. «Звонок» (2001-2002). Понравились и японский и американский варианты. Я бы сказал так: они оба прекрасно друг друга дополняют! Также тема «городской легенды», но уже современной легенды. По началу ужаса нет, многое воспримется как шутка, но потом… потом становится страшно, несмотря на все сопротивление разумом этому страху и естественное недоверие. Фильм отличный и тема отличная! В американском варианте особо можно отметить игру Наоми Уоттс и «загадку» в виде содержания кассеты (самого фильма).
7. «Крысы» («Deadly Eyes») Роберт Клауз (1982). Но если говорить о фильме в стиле «неистовой кровавой каши», посмотрев который вы потом точно долго не сможете спокойно заснуть, то ничего лучше этого пока что увидеть не удалось. Несмотря на то, что фильм очень старый, он страшный и виртуозно сделанный. И фильм вполне апокалипсический. Но стоит заметить, что если в «Птицах» подача материала тонкая, то тут именно что толстая. Там все идет через саспенс, тут через показ людей в виде фарша. Это как два разных приема вселить ужас: через подсознание и прямой контакт  рефлексами. Крыски-мутанты кушают человечков вдохновенно, неистово и беспрерывно все экранное время. Главное – убедительно! Люди мрут как мухи или бараны на бойне. Употребляются независимо от пола, возраста и интеллекта. Так что если хотите побороть сонливость – рекомендую посмотреть именно «Крысы».
8. «Прикосновение» Альберт Мкртчян, (1992). – пока что это лучший отечественный ужастик и ничего плохого про него сказать не могу. Полагаю, что это образец, в канве которого и следует идти.
9. «Чужой» Ридли Скотт (1979) – Полагаю, что это лучший космический кошмар, однако… был проигнорирован публикой намного более интересный фильм «Чудовище» Уильям Мэлоун (1985). Общее в этих фильмах, что кошмар вселяется в человека и выходит изнутри его. Причем в «Чудовище» тема была подана даже тонче, но… культовым стал именно «Чужой», давший массу сиквелов и переложений и соединившийся с «хищником» в целую вселенную.

Думал-думал, что поставить на 10-е место и все-таки решил, что лучше чем «Молчание ягнят» ничего нуарней в жанре про маньяков не было. Хотя…

10. «Власть страха» Филлип Нойс 1999 г. Хоррор-головолома в стиле расследования. Очень брутален.

Это всего 10 фильмов, на самом деле хороших кошмариков было намного больше. Топ – мой и никому его не навязываю. Чисто мои вкусовые предпочтения.