Почти по Лескову

Нина Сондыкова
Каждый раз, проезжая  мимо этого  поселка, я вспоминала  о  его былой красоте, добротности.
С дороги, видны были макушки тополей, и развалины старых домов. Но однажды мы зачем- то свернули с  асфальтированной трассы, и поползли по  еле заметной, заросшей , невероятно густыми и сочными травами, дороге. Прямо под ногами росли грибы - не какие- то сыроежки или поганки, а красивые и удивительно мощные красноголовики, на крепких ногах. Муж остановил машину, и мы стали срезать  грибы, сожалея о том, что нет с собой фотоаппарата. Набрав  их полный пакет, мы  вдруг  поняли, что так собирать грибы даже не интересно. В лесу -ходишь,  ищешь…Как будто играешь в прятки. Здесь же  -собираешь, как картошку, и все. И никакого удовольствия ! Но, раз уже здесь, решили пройти по деревне -посмотреть, что от нее осталось. Деревня являла собой жуткое зрелище. Мне казалось, что я иду по кладбищу.  Вот  развалины здания с высоким крыльцом и надписью»Клуб».Кажется, здание пустыми глазницами смотрит нам в душу, а   широкий проем двери замер в  беззвучном крике. Вдоль  дороги-тополя, черемухи .Деревья украшают палисадники уже не существующих домов. В любовно раскорчеванных когда-то огородах  -поросль тальника, осины ,березы. Скоро здесь поднимется лес, и от деревни ничего не останется. Мы хотели вернуться к машине, но увидели колодец. Исправный колодец с блестящей цепочкой и помятым цинковым ведром. Это же чудо! И так захотелось нам попить из этого колодца!!!Мурлыкая  песню,»Колодец, колодец, дай воды напиться, Колодец, колодец, дай неба глоток…»муж опустил ведров глубину ,и стал его вытягивать. В это время послышался лай собаки, и из зарослей цветущего топинамбура, вышла крошечная, как нам показалось, старушка. Беленький платочек, синяя юбка и коричневая кофта, фартук и калоши с шерстяными носками. На миг мне вдруг показалось, что это идет моя бабушка. Так ее наряд и походка были похожи.!
Еще издали старушка начала говорить..
-Здравствуйте! Мне Шарик сообщил, что кто – то ходит тут,  вот я  и выбежала встретить! Почитай, неделю с людьми не разговаривала -только с кошками. Так и одичать можно!.Заходите, заходите ко мне!.С утра  окуней надергала, так что уху сейчас смастерим.
Старушка провела нас по узенькой тропинке среди зарослей топинамбура, во двор. Среди двора -сложена из кирпича печка, с трубой из ведер без дна.  Стол, лавки. На припечке -настоящие чугунные формы для выпечки хлеба. На солнышке греется многочисленное кошачье семейство.
-Рыбы - то  эвон, полна река! И мне, и Шарику, и семи моим кошкам хватит. Домой я вас не приглашаю –ниче  антересного там нету -стены закопченные. Давайте на свежем воздухе посидим, почаевничаем. Я летом в избу захожу только спать….
Старушка говорила и говорила, не давая нам вставить не слова. Понятно, намолчалась. Муж все таки улучил момент, и задал ей вопрос, который мучил нас обоих:
-Вы что, здесь совсем одна живете?
-Да как одна - у меня Шарик еще, да семь кошек.
-И не страшно?
-Да первое время страшно было, потом привыкла ... Летом то - любо-дорого. А вот зимой страшно.
Особенно страшно было, когда света не стало. Провода, кака- то халера, срезала… Хуже всего, что телевизор не работат. Радио у меня есть,  Но с телевизором не сравнишь. Вот сын обещает мне к зиме енератор  купить - может ,со светом буду. А в прошлом годе - со свечами - шибко худо было. Теленка домой завела, чтобы в стайку не ходить… К Пасхе дома все убрала , вымыла, шторы постирала. Поглядела, и заплакала. Раньше  - то, у меня чистота была , а сейчас- стены закопченные. И побелить- сил нету.  И сама я- навозом провоняла. Махнув тоненькой ручкой, пригласила к столу:
-Давайте, робяты, обедать. Уха уж поспела.
Долго мы сидели у бабы Шуры -так она велела называть себя. Гудели над топинамбуром пчелы и звенели комары. Шумели деревья. Было удивительно спокойно и хорошо, будто мы гостили у своей родной бабушки.
-Как у вас хорошо, что и уезжать не хочется-
Сказал муж.
-Так сидите, я рада буду!
А если слушать будете - я вам про свою жизнь  обскажу. Мне  торопиться некуда.  Вон наливайте чаю, малину ешьте, а я вам, как на духу… Смахнув со стола крошки,она сложила  крошечные ручки ,как школьница,и начала свой рассказ:
Мамоньку мою, сослали с родителями сюда, когда ей семь лет было. Отец через восемь лет умер, а мама выросла,и за местного остяка вышла замуж.  Рожала чуть не каждый год. Тогда семья у нас  большая была. Отец -и рыбак, и охотник. Маленькие, мы не голодали. Да  только медведь задрал нашего отца. Вот тогда мы взвыли!.Братья уж подрастать стали - Кто рыбачит, кто петли  ставит- зайцев ловит.  Слопцы  ловушки такие,ставили   на глухарей -это мы  все умели. Выжили. Не дала с голоду подохнуть тайга.!
Закончила я семь классов. Куда идти работать - не знаю. Росточком мала, а худа -как шкелетина.
Отправил председатель меня на курсы счетоводов. Сам то- два к трем, на пальцах прибавлял!
Пока училась - недалеко от нашего колхоза лесоучасток организовали. Техники нагнали - видимо-невидимо! Людей привезли по оргнабору. А все равно не хватат! Обратился начальник лесоучастка к нашему председателю колхоза:
-Не дашь ли нам, сколько- то людей  для работы?
А председателю добрых -то колхозников жалко отдавать, вот он семь человек ,таких же бедолаг, как я, и отправил . Тогда ведь не спрашивали- пойдешь или нет…Сказал –иди -и идет человек. Меня ,  да еще одну молодуху- Стешу- поварихами поставили. День - она варит, день- я.
Вставали в четыре часа. В семь часов, уж завтраком рабочих кормили. В основном каша да тушенка. Сама растолстела,  мордочка  округлилась.  По оргнабору приезжали  люди разные. Много зеков было,но ихорошие люди бывали. Вот там я встретила Федора. Долго гулять то некогда-расписались,  да и жить стали.  Через полгода только мамоньке своего мужа показала.Все некогда было. Федя- на тракторе, на трелевочнике  работал . Получал хорошо. Оделись, обулись. Детишков  родили. Старшая - Татьяна, потом сын, третья –Люська.  Каждый  год новые бригады привозят. Отработают они  сезон, и уезжают. Ну, а кто женился, остается. В тот год привезли три бригады  из Кировской области. Называли их вербованными. Говорили, что многие только с зоны. А нам какая забота-с зоны , так с зоны. Тогда полстраны сидело. Только  беда  -вот она… Не за морями. Праздновали 23 февраля. Вот в этом самом клубе. Полный клуб народу. Мужики, как водится, все выпившие. И мой Федя - тоже.    Из - за чего произошла драка-уж и не знаю. Только хлестались деревенские с вербованными - страшно.  Крику, визгу было! Ну, помахались, и успокоились. Вербованные - ушли. Уговорила я Федю домой пойти. Боялась повторной драки. Думала, как лучше. Вышли на крылечко клуба - а они на крылечке стоят.! Или Федя покачнулся, или намеренно толкнул мордатого, один Бог знает… Я и заметить не успела, как тот ножичком махнул .Только   вижу-оседает   мой Феденька. И руки все в крови. Мужик - то попал в пах, и вену перерезал там. Кровь остановить не могли. В таком месте и жгут не наложишь. По дороге в больницу, умер у меня на руках Феденька.Как  понял он, что умирает, одно  повторял-  как ты детей поднимать будешь…
Осталась я , молодая вдова с тремя детьми. Пока дети маленькие были- жили как- то.  Кормила  я их в столовой. Все это знали, но не один человек не упрекнул!.  Но девки выросли - им наряды подавай!. Хоть не наряды, но платьишко новенькое сшить, из зарплаты поварихи трудно. А тут стал ко мне свататься Василий. Вроде серьезный мужик. Мне ведь не о любви думать приходится,  а о том, как детей поднимать да учить! Татьяна в медицинское училище поехала учиться. На дорогу-дай,  на одежду- дай… Сержусь на нее, а сама умом понимаю -ведь девчонка еще! Не хочется ей хуже подружек быть!  Согласилась за Василия выйти.Только замужество-это-как рыбалка.Кому как повезет. Вот  закинешь удочку-ждешь,что щука или язь попадут.А там-ерш колючий! Пользы мало,а колючками ,все руки исколет!
 
Первый год -хорошо жили. Все деньги мне отдавал. Не обижал. Видно, приглядывался. Даже золотое колечко купил. Где то семья у него была. Только он им писем не писал ,  и сам не получал. А мне что его жизнь ворошить. И так понятно, что в сорок лет не может человек одиноким быть!  А Татьяна – закончила учебу, да  так в городе и осталась. Мужа городского нашла. Гоша-сын -училище механизации закончил. В другом лесоучастке на работу устроился. Осталась одна Люська. Уехала она на учебу -Василий, как с ума сошел! Ревновать стал .  Чем только не бил! И шнуром от чайника, и своим сапогом, и ножкой от табуретки…Раз кинул в меня вилами, да свою же дюралевую лодку пробил. И с ружьем за мной бегал….Участковому пожаловалась –присмирел  маленько. Только новые фокусы придумал -придет  пьяный, а ты ему должна в ночь-полночь суп греть, чай наливать ,за водкой бегать…
Приехала Татьяна. Пожаловалась я на Василия. Она и посоветовала, кинуть незаметно ему успокоительных таблеток в чай. И, знаете, помогло. Напьется он чаю, и спит до утра.  Вот так я и делала.  И ему хорошо, и мне спокойно. Только  однажды пришел он домой часов в пять. Подвыпивший. Я ,как  всегда, ему чайку поставила. Таблеточку там размешала. А он отправляет меня за чекушкой. Собралась я, и тихонько так, иду. Пусть угомонится, думаю. Вернулась -а Василия дома нет. Посмотрела - рабочей одежды нет. Стало быть, к друзьям ушел, или в общежитие , к вербованным, подался. Подождала – подождала -не идет. Ну  ,думаю, в общежитии у мужиков уснул.
А наутро его  в конце нашего огорода  нашли. Полные валенки снегу, и фуфайка  расстегнута. Долго  ли замерзнуть? Милиционер сказал, что он ориентацию потерял. Вот сейчас все время   думаю - виновата  я или нет? Как  - то  раз, ездила в церковь. Рассказала Батюшке  о своем грехе. Посоветовал он молиться и каяться. Только, я хочу вам сказать - После смерти Василия, легко и просто мне жить стало!Никто не обижает, не орет. Ночами не будит. И че я его не выгнала, когда он драться стал? Сама не знаю - жалела ,наверное. Люська выучилась тоже на доктора. В райцентре живет. Хорошо живет. И люди ее уважают.
А тут вдруг лесоучасток решили закрыть. Леса нету.Весь лес вырубили. Работающих людей и машины- на другой участок увезли. Им  там дома и квартиры дали. А кому нужна старуха-повариха? Вот нас, десятка два пенсионерок, и оставили здесь . Не Богу свечка, не черту кочерга! Никому не  нужны. В первую же зиму все уехали к родственникам... Ни почты, ни больницы, ни магазина… А как свет отключили – никого и  не стало! И я решила поехать к сыну жить. Заколола телку и корову, заколотила окна. Сын увез меня со всеми манатками… Пока невестка в гости ко мне ездила, пока сырым и вареным от меня везла, была я для нее мамой. А как в одном доме с ней жить стала, стала я змеюкой подколодной. Сын дома -она уж такая ласковая да обходительная! А сын за порог - и подушку из под головы выдернет, и тарелку супа пожалеет. Два месяца прожила я так. Потом собрала всю свою одежину в рюкзак, да и пешочком домой, сюда направилась. Иду , да Царице небесной благодарность да поклоны кладу -за науку. Нечего от добра-добра искать!  Только все переживала, чтобы никто мой домишко  не спалил. Пришла  –смотрю -стоит. Слава тебе Господи! Есть для меня место на земле. Вот так и живу. Давно живу . Сын с внуком помогают. Дров напилят. Огород вспашут. Сено, опять же…Дочки летом надолго приезжают. Детишков    привозят. У меня здесь хорошо. Вот жду , когда получу большую пенсию-отдам все свои сбережения, сыну на вездеход, чтобы мог почаще приезжать.
Баба Шура выговорилась, замолчала.Молчали и мы. А что говорить? Давно-давно,еще в молодости, попала мне в руки книжка Лескова  «Житие одной бабы».Сколько слез  я пролила над судьбой Катерины.
Прошло больше века, а жизнь русской бабы все такая же трудная и горькая.
 Уходили мы от бабы Шуры с грустью. Я  была уверена, что мы заглянем в эти заросли топинамбура еще не раз. Увы, этого не случилось. Прости нас, баба Шура.