Дом, который построил Джек

Юлия Харитонова Харитонова
Посмотрели, стало быть, «Дом, который построил Джек» Ларса нашего фон Триера (2018).


Новый фильм, который построил Ларс, как и все его картины – бесконечный манифест, иносказательный автопортрет и маниакальное желание скандала, скандала, скандала, что для мэтра равно признанию. Датчанин любит, когда его не любят - и по обыкновению оскорбляет «чувства верующих», которые, побросав попкорн, согласно ритуалу просмотров откровений режиссера, мелко крестятся и хлопают дверьми кинозалов. В общем, все по протоколу, и обсуждать привычную реакцию зрителя смысла не вижу.


Именно фон Триеру принадлежит изобретение нового стиля в кино «дигрессионизм» (кинематограф отступлений). Передрана эта стилистика, безусловно, с Пруста, ядром романов которого является именно отступление от нарратива.


Фильм, который построил Ларс на этот раз – дигрессия в самом ортодоксальном ее проявлении. Датчанин не уступит ни пяди кинематографического пространства шокированному зрителю, он говорит все более усложняющимся языком - только о личном, только об устройстве его собственного ада. Всегда. Женский вариант структуры ада («Нимфоманка») сменяется мужским («Дом, который построил Джек»). Здесь Джек, там Джо. Там Эрос, здесь Танатос. Да и какая разница к чертям собачьим в какую именно обертку заворачивать свои неврозы.


Суть в этом. И незачем так орать. Пусть Ларс снимает фильмы, чтобы его внутренние демоны не оседлали его в материальном мире. Хороший он мужик, несчастный только.