Декабрьские презентации в ГИПБ России

Людмила Козлова Кузнецова
Общественный благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска»

ДЕКАБРЬСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ РОССИИ

21 декабря, в день 80-летия Государственной публичной исторической библиотеки России, в Москве, в зале «Под сводами» исторического здания ГПИБ (бывший дом Куманиных) прошли две знаковых презентации изданий общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» – трёхтомника «Евангелие Ф.М. Достоевского» и 28-го выпуска альманаха, четырёхтомника «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь». В праздничном событии участвовали сотрудники библиотеки, издатель – председатель президиума фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов, авторы презентуемых изданий, писатели, общественные деятели.
Праздничное событие ознаменовалось представлением выставки, посвящённой книгам из «Музея памяти Ф.М. Достоевского». Экспозиция открывалась разделом «Достоевский и журналистика». Собравшимся продемонстрировали экземпляр журнала «Гражданин», в котором писатель работал редактором. Именно в «Гражданине» возник особый отдел под названием «Дневник писателя», который с 1876 г. Достоевский начал выпускать в виде отдельного ежемесячного издания. Особое внимание привлекли экземпляры журналов «Время» (издавался в 1861-1863 гг.) и «Эпоха» (издавался в 1864-1865 гг.). Их титульные листы написаны рукой А.Г. Достоевской, второй жены писателя. Журналы «Время» и «Эпоха» были совместным издательским предприятием Михаила и Фёдора Достоевских; деньги на издание «Эпохи» племянникам дала их тётушка А.Ф. Куманина. Именно на эти журналы в 1960-х гг. обратила внимание Г.Ф. Коган, директор Музея-квартиры Ф.М. Достоевского. Работая в Исторической библиотеке с этими экземплярами, Г.Ф. Коган определила почерк А.Г. Достоевской. Это открытие дало сотрудникам ГПИБ первый толчок к изучению истории книжной коллекции из «Музея памяти Ф.М. Достоевского» - первого меморативного музея в России, основанного женой писателя - Анной Григорьевной.
Творческая деятельность писателя на выставке была представлена прижизненными изданиями его произведений, которые по большей части оформлены в едином стиле. Одинаковые чёрные переплёты с золотым тиснёным автографом Ф.М. Достоевского на обложке были сделаны специально для «Музея памяти Ф.М. Достоевского».
Испытывая постоянную нужду в деньгах, писатель пытался самостоятельно продавать свои книги. При петербургской квартире Достоевских в Кузнечном переулке находился склад его изданий. Руководила магазином А.Г.Достоевская. Став женой писателя, она фактически приняла на себя обязанности литературного и финансового агента: общалась с кредиторами, вела счетоводные книги, покупала бумагу, ездила по типографиям, вела переговоры с книгопродавцами, стенографировала, переписывала, подводила балансы, становилась издателем, бухгалтером, писцом.
После смерти мужа Анна Григорьевна взяла на себя нелёгкий труд по собиранию и хранению всего, что было связано с его именем. Ещё при её жизни эта уникальная коллекция была передана в Исторический музей. По  просьбе Анны Григорьевны коллекцию осмотрел учёный секретарь Российского исторического музея В.И. Сизов, удивился её значимости и, таким образом, судьба коллекции  была решена. 28 января 1891 года, в десятую годовщину смерти Ф.М. Достоевского, в музее был освящён и открыт особый отдел его имени. А.Г. Достоевская оставалась хранительницей коллекции. Пятнадцать лет отдел носил название «Отдел Ф.М. Достоевского», а в 1906 году перешёл в собственность Исторического музея и стал называться иначе: «Музей памяти Ф.М. Достоевского».
Пополнению коллекции способствовали многочисленные дары, поступавшие от друзей и знакомых семьи Достоевских и от почитателей его творчества. Среди дарителей – о. Сергий Булгаков, историк литературы Орест Фёдорович Миллер, петербургский врач А.А. Тицнер и многие другие.
В коллекции Анны Григорьевны сохранялись и отдельные книги из личного собрания Ф.М. Достоевского. Их было не так уж много: первая библиотека писателя пропала во время ссылки, вторая – в 1867-1871 гг. распродана пасынком писателя и разошлась по лавочкам петербургских букинистов. Сама Анна Григорьевна после смерти мужа вынужденно рассталась с частью его книг. Немногие оставшиеся издания представляют большую ценность – их держал в руках великий русский писатель.
Немало на книгах и дарственных надписей такого содержания: «в комнату Достоевского», «в собрание имени Достоевского», «для музея памяти Достоевского». Анна Григорьевна Достоевская, через руки которой проходили эти приношения, выступила в роли не только собирательницы, но и библиографа. В 1906 году ею был составлен и издан «Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Ф.М. Достоевского…», где были описаны не только книги из её собрания, но и личные вещи писателя, его рукописи, скульптурные и портретные изображения и прочие предметы, так или иначе связанные с его памятью.
Современники живо откликнулись на появление в Историческом музее отдела памяти Ф.М. Достоевского. Публикации об этом появлялись на страницах таких разных периодических изданий как «Вестник литературы», «Новое время», «Семья», «Биржевые ведомости».
«Музей памяти Ф.М. Достоевского» при Историческом музее был закрыт в 1929 году, экспонаты из него – переданы в разные организации. В фондах Библиотеки Исторического музея остались только книги, входившие в собрание Анны Григорьевны. В 1938 году, при создании Исторической библиотеки, эти книги были переданы в ГПИБ. Так коллекция, созданная в память о Ф.М. Достоевском, оказалась в родных для него стенах.
Праздничное событие продолжилось приветственной речью директора ГПИБ России Михаила Дмитриевича Афанасьева, который рассказал о работе библиотеки и связи библиотеки с именем Фёдора Достоевского.
В 1828 году владение в Космодамианском (ныне Старосадском) переулке, где сейчас находится Историческая библиотека , приобрёл первостатейный купец Александр Алексеевич Куманин. А.А. Куманин был женат на Александре Фёдоровне Нечаевой, которая приходилась родной тёткой Ф.М. Достоевскому и всем его братьям и сёстрам. Осиротевшие младшие сёстры и братья Достоевские нашли приют в особняке Куманиных. Два старших брата, Михаил и Фёдор, уехали в Санкт-Петербург: по плану покойного отца они должны были учиться в Главном инженерном училище. Плату за обучение (по 950 рублей за каждого) внёс А.А. Куманин. Во время учёбы в Санкт-Петербурге Достоевский часто приезжал в этот гостеприимный дом, таким образом в Исторической библиотеке не только хранится часть собрания «Музея памяти Ф.М. Достоевского», но и стены исторического здания библиотеки «помнят» великого писателя.
Михаил Дмитриевич  в своей речи подчеркнул, что библиотека делится с читателями и заинтересованными людьми всем богатством её фондов. Но особенно приятно бывает тогда, когда кто-то делится своими достижениями с библиотекой.
Эта фраза была адресована гостю из Тобольска, которому далее и предоставили слово. Аркадий Григорьевич Елфимов посвятил собравшихся в тему дня – предстоящих презентациях и  передаче в собрание библиотеки уникальных изданий фонда «Евангелие Ф.М. Достоевского» и 28-го выпуска альманаха «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь»:
«В феврале следующего года исполняется 25 лет Общественному благотворительному фонду «Возрождение Тобольска», поэтому мы решили собраться здесь и наградить наших московских друзей. В этом году фонд отмечал 24-ю годовщину своей работы. Пришли десятки поздравлений со всех концов России. Например, историк из Омска в своём поздравлении пожелал продвижения наших обширных программ и сообщил, что недавно разговаривал с одним русофобом, бандеровцем. На вопрос историка о том, удастся ли им реализовать их планы, бандеровец ответил: «Конечно! Но у русских есть защитный панцирь – это Достоевский, Чайковский, Толстой, Чехов, Пушкин. В мире каждую секунду где-нибудь звучат музыкальные произведения Чайковского». Вот наша главная задача – крепить этот защитный панцирь России. Механизм такой работы создал знаменитый российский академик Д.С. Лихачёв – это его заветы нашей культуре. Переходя к трёхтомнику «Евангелие Ф.М. Достоевского», надо сказать о том, что это издание подарено многим культурным центрам в России и за рубежом. Год назад в Румянцевском зале Российской государственной библиотеки прошла презентация факсимильного переиздания, хранящегося в фонде рукописей РГБ – Евангелия, подаренного писателю по дороге в ссылку. Переиздание осуществлено Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». В подготовке его принимали участие известные исследователи творчества писателя. Один предприниматель из Томска сказал: «Я не очень читающий человек, но то, что делает Елфимов, это всё беру себе. Если рядом живёт Микеланджело, то разве можно не покупать его рисунки?!»  Потом сотрудник одного из каналов телевидения спросил: «Вас тут уже сравнивают с Микеланджело. Как вы к этому относитесь?» Отношусь просто – проект делали два великих достоеведа, доктора наук и уникальный художник Валерий Евгеньевич Валериус, который скрупулёзно работал с типографией. Если каждый из них и не Микеланджело, то все вместе – да! Ведь Валериуса специалисты называют Леонардо да Винчи».
Далее А.Г. Елфимов предоставил слово специалисту по исторической поэтике, текстологии, творчеству Фёдора Михайловича Достоевского Владимиру Николаевичу Захарову – известному исследователю жизни и творчества писателя, автору нескольких книг о нём. Владимир Николаевич Захаров – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы Петрозаводского государственного университета, вице-президент Международного общества Ф. М. Достоевского, один из крупнейших современных специалистов по творчеству Ф. М. Достоевского.
В.Н. Захаров подчеркнул, что день нынешней презентации включает в себя несколько знаковых совпадений – это день, когда вдова писателя Анна Григорьевна передала свою коллекцию в музей и день открытия Исторической библиотеки. Тут хранится обширная литература о жизни и смерти Достоевского. Библиотека щедро делится своими богатствами с музеями, с читателями и специалистами. Книга, которую мы сегодня представляем, не находилась в фондах библиотеки. Я, пытаясь ознакомиться с этой книгой, не сразу получил её. Всё как-то этот момент откладывался. Важно было получить ещё и «Сибирскую тетрадь», которую писатель вкладывал в Евангелие и форматы их совпадали. Сейчас «Сибирская тетрадь прошла реставрацию и уже не совпадает с Евангелием по формату. В одной из встреч с Евангелием я разглядел подчёркивания (был декабрь), подошёл к окну, включил свет и заметил то, что ранее было не видно – подчёркивания ногтем. Я описал мои наблюдения, а потом страницы книги подвергли криминалистической съёмке, и пометок оказалось много больше, чем было увидено ранее. В этой работе очень помогли заместитель директора Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге Борис Николаевич Тихомиров и заведующий отделом рукописей Российской государственной библиотеки Виктор Фёдорович Молчанов – доктор исторических наук. В трёхтомный комплект, помимо факсимиле личного экземпляра Нового Завета со всеми пометами писателя, вошли исследования и комментарии к маргиналиям Фёдора Михайловича (их более 1400). А найти и различить многие из них удалось благодаря разработанной в отделе рукописей РГБ методике оптико-электронной текстологии. В трёхтомнике дано подробное описание отражений евангельского слова в текстах Достоевского – это работа Б.Н. Тихомирова, которая занимает 4/5  второго тома. Раскрыто значение Евангелия в  жизни и творчестве писателя. Всё это подводит нас к важной мысли – Фёдор Михайлович каждый день читал Евангелие, и оно даёт понимание смысла его трудов.  В третьем томе представлены исследовательские работы, в которых, так или иначе, отражается Евангелие. Это был долгий труд. Постоянно вносились изменения, уточнения. Аркадий Григорьевич нас долго терпел, но без его участия  эта работа бы не состоялась. Аркадий Григорьевич – движитель вот таких великих проектов, он и коллекционер, меценат, который дарит свои коллекции научным и культурным центрам России. И то, что сегодня происходит презентация в доме Куманиных, это неслучайно, это его заслуга».
Далее слово было предоставлено художнику-оформителю многих издательских  работ фонда «Возрождение Тобольска» Валерию Евгеньевичу Валериусу. Выступающий художник рассказал, что у него две профессии – книжный дизайнер и театральный художник. И в проекте издания «Евангелие Ф.М. Достоевского» обе эти профессии соединились, так как  оформление трёхтомника позволяет, фактически, сыграть короткий спектакль, который имеет начало, развитие и финал. При открытии  верхнего короба, по внешнему виду, напоминающего острог,   является на свет коробка, оформленная под арестантскую робу. А уже в ней и находятся три тома  этого издания и «Сибирская тетрадь» Ф.М. Достоевского. Фактически, повторяется сюжет русских сказок – на дереве  ларец, в нём утка, в утке яйцо, в яйце игла, а уж на её конце – самое важное! Толщина бумаги книг подобрана так, что страница  Евангелия и  страница с комментариями к ней (во втором томе) оказываются на одном уровне. Удобно читать и одновременно изучать комментарии».
Далее Аркадий Григорьевич перешёл ко второй части презентации – 28-му выпуску альманаха «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь», в которой рассказал, в частности о том, что в этом году в Новосибирске состоялся Международный фестиваль «Книжная Сибирь», где Гран-при конкурса  получил Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» за уникальное книжное издание в трех томах «Евангелие Достоевского»,  выпущенное тиражом всего 100 экземпляров и являющееся замечательным подарком исследователям русской литературы. А.Г. Елфимов подчеркнул, что не обольщается наградами, так как книги, издаваемые фондом, вне конкуренции. И причина этого в том, что основой масштабной издательской и просветительской деятельности Фонда выступает  книга как  художественное эстетическое явление, поэтому  огромное значение придаётся  полиграфическому качеству  изданий – лучшая бумага, лучшие  технологии печати и переплёта, привлечение к работе лучших художников. Соответственно, расходы на подготовку и печать каждой книги весьма значительны. Благодаря этому, уникальные издания Фонда стоят особняком в любом книжном конкурсе и находятся вне конкуренции с теми издательскими проектами, которые делают упор на коммерциализацию книгоиздательского процесса. Книжные серии Фонда высоко оценены российскими специалистами, работающими  в сфере, связанной с качественной полиграфией  книги.  По этой же причине уникальные издания Фонда охотно приобретаются библиотеками и культурными центрами Европы. Однако книгоиздательские проекты развиваются не благодаря продажам, а  благодаря помощи  тех предпринимателей, которые понимают важность поддержки масштабной деятельности Фонда, избравшего для себя приоритет культуры, как необходимого  и главного звена в жизни России. Речь шла и о том, что идея «красивой жизни», столь рьяно пропагандируемая сегодня, ведёт в никуда. Эта ложная идея вовлекает людей в конвейер бездумного потребительства.  Богатых заставляет «вколачивать» деньги, добытые любым путём, в предметы немыслимой роскоши – дома, машины, яхты, то есть просто в мёртвые вещи. А между тем, знаменитый философ и писатель А.А. Зиновьев,  утверждал, что уровень культуры человека не зависит от его материальной роскоши,  это –  роскошь мысли, роскошь духа, романтизма и идеализма.
А.Г. Елфимов рассказал о том, что 28-ой выпуск альманаха «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь» – это масштабное издание, в котором представлена история освоения Арктики и северных  морских путей русскими первопроходцами и исследователями, начиная от времён летописца Нестора и заканчивая сегодняшним днём. И эта огромная работа была проделана в рекордно короткие сроки. Главный редактор альманаха Юрий Петрович Перминов собрал и обработал более 200 материалов всего за два года. И его вклад в это издание огромен.
С оценкой масштабной работы фонда «Возрождение Тобольска» выступили историк Николай  Иванович Никитин;  писатель, психолог, автор книги «Князь русской Америки» Владимир  Юрьевич Ружейников;  Леонид Леонидович Круглов – автор фильма-реконструкции «Великий  Северный путь»; военный аналитик, исследователь вопросов подводной  стратегии и тактики во время Второй мировой войны Рудаков Александр Борисович;  Секретарь Союза писателей России  Геннадий Викторович Иванов – автор стихов о полярниках, один из авторов  28-ого выпуска альманаха.  Далее прошла церемония  вручения премии имени А.А. Дунина-Горкавича и других наград фонда  авторам и создателям  28-ого выпуска, четырёхтомника  альманаха «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь». Награды были вручены Владимиру Николаевичу Захарову – известному исследователю жизни и творчества писателя, автору нескольких книг о нём; заместителю директора Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге Борису Николаевичу Тихомирову; попечителю фонда Алексею Юрьевичу Устинову (присутствовала его мать);  скульпторам-художникам Сергею Григорьевичу Митченко, Михаилу Орестовичу Лушникову, Михаилу Владимировичу Переяславцу, российскому фотохудожнику Павлу Павловичу Кривцову; историку, первому редактору альманаха «Тобольск и вся Сибирь» Юрию Михайловичу Лощицу.  Все авторы 28-го выпуска «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь», а также дочь знаменитого полярника адмирала Георгия Ушакова Маола, получили в подарок авторские экземпляры альманаха.
Так закончилось это знаменательное событие 21 декабря, в  день 80-летия  Государственной публичной исторической библиотеки России в Москве, в зале «Под сводами» исторического здания ГПИБ (бывший дом Куманиных), которое, фактически, подвело итог великой работы, проделанной  в 2018 году Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска».

По материалам Фонда
Людмила Козлова,
Бийск, Алтай.