Россия стремительно ныряет

Юрий Яесс
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане...

 К. И. Чуковский



 Несомненно, каждый человек в любой стране, кроме, разумеется, строителя коммунизма в СССР, имеет полное право сходить с ума по - своему. В СССР же все обязаны были и с разумом расставаться утвержденными способами, например, в государственной психушке.

 Кажется и в современной России выработался(произвольно или целенаправленно) эффективный способ для демонстрации лишения разума: всеобщий ажиотаж, связанный с крещенским купанием в проруби, начал в последнее время достигать степени, сравнимой с пасхальным периодом конца перестройки, когда толпы народа сбегались к церкви вне зависимости от веры в Бога и конфессиональной принадлежности.

Вероятно, в подобных массовых забегах и заплывах социологи способны найти элементы группового психоза и самовнушения - однако всякий гражданин, повторяю, по большому счету, имеет полное право сходить с ума по-своему. Правда, умом Россию все равно не понять, а потому крещенское купание стало срастаться даже с извращенными формами российской корпоративной культуры - теперь подчиненные обязаны ехать вслед за начальником к заветной проруби ничуть не менее расторопно, чем на корпоративную пьянку.  Подобным образом партийные органы и администрация предприятий принуждали нас выходить два раза в год на демонстрации и Ленинский субботник.

Между тем подавляющая часть населения, считающая крещенское купание в проруби чуть ли не основным обрядовым элементом православного культа, находится в глубоком заблуждении, старательно поддерживаемом той странной религиозной структурой, которая называет себя Русской православной церковью. По большому счету, массовые заплывы в ледяной реке в пьяном виде вообще вряд ли можно приобщить к религиозной культуре - особенно учитывая то, что большая часть купальщиков в иордани все остальное время со вкусом и на широкую ногу нарушает все возможные каноны и запреты православия.
 На самом деле традиция и культ купания в ледяной воде никакого отношения к христианству вообще и к православию в частности не имеют. Это наследие дохристианских языческих верований и традиций, когда окунание в прорубь было одним из обрядов посвящения  мужчин в воины, аналогичным индейским испытаниям угольком  из костра в ладони.

  РПЦ, правда, говорит, что никто не обязан прыгать в прорубь, поскольку это только традиция, но не обязанность верующего. Однако при этом церковь в то же время всячески потакает этому, освящая иордани и воду из них, рассказывая байки о целебных свойствах этой воды и ее необычных свойствах, т.е. фактически подталкивая прихожан и не только к этой дикости. Церковь столетиями боролась с языческими обрядами, разоряла капища древнеславянских богов, сжигали и топила в Днепре   идолов, а теперь по сути вновь вернулась к идолопоклонству, возведя языческий обряд в ранг христианского.

 Чудны дела твои, Господи!