Нахой. Добровольная децимация или утруска?

Евгений Садков
                Надежда, цепляясь за собственные фантазии, умирает мучительно долго.
                Ван Ли-чжун.

                ***

 В одной из прошлых заметок упомянул расстояние по морю от Любека до Петербурга. Преодолев его, европейские беженцы оказались в России. Далее, пересаживая с барок на подводы и обратно, их доставили в Саратов. Это был главный "накопительный пункт" исполнения колониального манифеста Екатерины II. Следом-переправка к берегам Великого Нахоя.

 Пол-Европы, пол-России, даже сейчас, на комфортной и любимой нашим Президентом ладе гранта (или лада гранте), расстояние неслабое. Тогда более трех тысяч нынешних километров были весьма. А в ставших привычными десяткам тысяч европейцев верстах и ещё больше.

 Чем обернулось путешествие в один конец? Конечно, была надежда на лучшую жизнь. Для большинства из них, как показали дальнейшие события, не "голубковская" халява, а добытое собственным трудом благосостояние семьи.

 Но и изначальная плата за лучшую жизнь на чужбине соизмерима испытаниям. Какова была смертность среди переселенцев. Устоявшиеся официальные цифры показывают весьма значительную-более двенадцати процентов от общего числа прибывающих к местам поселения.

 Но есть одна, как я предполагаю, неучтенная тонкость. Плеве указывает, что из 26676 человек, отправленных из Петербурга в Саратов, по дороге умерло 3293.

 А сколько от старого места проживания до Петербурга? Нет таких цифр. Думаю, процент людских потерь меньше. В России дополнительным фактором стали не только климатические условия, но, как я предполагаю, отношение сопровождающих.

 Для вызывателей колонисты стали источником дохода. Долой альтруизм, когда можно хорошо "погреть руки". Примеров предостаточно. Так вызыватель Пикте использовал выданные российской казной деньги на покупку французского дефицита и перевозку его в Питер.

 Скажете, не знакомо? Лукавите. Такие ловкачи неистребимы и множимы. Кстати, у Пикте оказался хороший покровитель,сам главный, на те времена фаворит Екатерины II-граф Орлов. Не для любимой ли готовил дефицит.

 Да,похоже, так и случилось. Несмотря на высокого покровителя, вызыватель был выслан из России. А привезенный им дефицит, судя по всему, остался в Питере. Похоже, чувака тоже кинули.

 Ладно, иностранцы. Наши чиновники тоже не отставали. Так неслабо почудил с отчетностью доверенный Мусина-Пушкина некто Вихляев. Судя по всему это был один из главных бухгалтеров теневой экономики переселения. Но как и положено этому жанру, покончил жизнь самоубийством.

 Весьма эффективно действовали поборы с колонистов и на низовом уровне.  Наиболее резонансным оказалось дело некого Давыда Ольденбурга. Кстати, весьма родовитая в России фамилия.

 Но тогда, сопровождая флотилию барок, подпоручик Ольденбург имел при себе 600 неучтенных рублей. Колонисты жаловались, лютует служивый, требует у них мзду. Да ещё хлеб приказывает покупать только  у купца Матвея Вагина. А хлеб-то одни отруби.

 Дело спустили "на тормозах". Купец компенсировал казне недостачу и бравый охранник продолжил сопровождение каравана обреченных.

 Задаю себе непростой вопрос. Только ли тяжелые условия и поголовная коррупция "косили" ряды "новых русских"? Да, они, очевидно, не представляя ещё испытания, согласились на переселение. Получилась некая добровольная децимация.

 Но как ни цинично это звучит, повышение процента смертности было выгодно всем остальным. Деньги-то уже выделены, а человек взял, да помер. А нет человека-нет и проблемы. Есть общая статистика, между прочим, сравнимая с потерями в ГУЛАГе. Но там принудительное переселение. Тогда в чем разница?

 Вот такая утилизация излишков европейского населения. Кстати, согласно докладу ООН, через шесть лет в России вымрет 11 миллионов человек. Стращают? Возможно. Здесь главное, сколько народится. Или приедет в страну "новых русских".

 Как бы там ни было, но тогда каждая наша миля обогатилась безвестной могилой одного европейского переселенца. Это по минимуму. А сколько их сброшено с борта английского фрегата "Лав энд Юнити"?

 Вот такая она человеческая "утруска", думаю, приветствуемая нашими чиновниками во все времена. Они же с этого, подобно купцу Матвею Вагину, прибыль имеют. И не только с некачественного хлеба, но и от государственной казны.