Тайна писателя И. Грековой

Наталья Шеховцова
Вы помните, как появилась на наших экранах Светлана Ходченкова? Чуть пухленькая, простоватая, с длинной тугой косой. Юная актриса, которую открыл недавно ушедший от нас Станислав Говорухин. Это был его фильм "Благословите женщину" (2003 г.) по повести И.Грековой "Хозяйка гостиницы". Картина молниеносно получила мировую популярность. Мне, например, порекомендовала ее посмотреть дама из Германии...
Жаль, писательница не дожила до громкой премьеры , умерла за год до, в возрасте девяносто пяти лет...

Женщина она была, эта писательница, необыкновенная, уникальная.  В чем уникальность? Давайте вернемся лет на тридцать назад, в 70-80-е годы прошлого века.



Ее называли "властительницей дум" интеллигенции. За журналами, где печатались ее новинки, выстраивались очереди.
Романы "Пороги", "Свежо предание", "Перелом", повести "Кафедра", "На испытаниях", "Вдовий пароход", рассказы "За проходной", "Дамский мастер", "Под фонарем"... Простой язык, понятные судьбы, знакомые каждому перипетии...
И. Грекова была кумиром лириков.

В то же самое время внимание молодежи в математической среде было приковано к профессору Е.С. Вентцель.
О том, как в Академии им. Жуковского Елена Сергеевна читает лекции, ходили слухи во всех московских технических вузах. Учебник по теории вероятностей, написанный ею, с удовольствием брали не только в научных, но и в публичных библиотеках: те, кто желал выиграть в "Спортлото", вычислить существование жизни на других планетах, встретить свою судьбу.

Мало кто знал, что Е. С. Вентцель и И. Грекова одно лицо.
Сейчас можно встретить в онлайновых библиотеках: автор - "Ирина Грекова". Это ошибка!  Полного имени не было. И. Грекова - псевдоним, происшедший от слова "игрек".

Встретиться с Еленой Сергеевной мне не удалось. Ей был уже 91 год, когда я писала о ней. Впрочем, профессор и писательница никогда не жаловала журналистов своим вниманием. За всю жизнь дала всего несколько интервью и отвечала только на те вопросы, которые касались ее научных работ. Но мне довелось поговорить с ее родственниками, учениками, коллегами.

УЧЕНИКИ.

Инженер Виктор Гастелло, корреспондент газеты "Щит и меч", сын легендарного летчика:
- У нее была своеобразная манера преподносить учебный материал. Мы называли это пикированием. Она постоянно держала аудиторию в напряжении. Например, объясняя один из разделов теории вероятностей, говорила так: представьте, что в аудитории сидит сотня обезьян (а нас, слушателей, была примерно сотня), все они хаотично стучат по клавиатуре. Насколько вероятно, что они напишут Большую Советскую Энциклопедию?

Павел Хмара-Миронов, инженер, летчик, сотрудник "Литературной газеты":
Вместе с Еленой Сергеевной мы выпускали газету "РС" ("реактивный снаряд", или "разящая сатира"). В ней было множество карикатур, юморесок, шаржей. Избранные места из "РС" вошли в сборник. Один экземпляр послали для отзыва руководству академии. Реакция была суровой. Через какое-то время мне пришло официальное письмо: "Просим вас в кратчайший срок вернуть в партком 1 экземпляр альбома "Улыбнитесь!", который в соответствии с решением парткома подлежит уничтожению. Одновременно с этим письмом высылаем вам 6 руб., уплаченных вами за получение издания". Я, конечно, отправил им назад не альбом, а деньги, альбом же держу у себя до сих пор.

ОТЧИЙ ДОМ.

Родилась в Ревеле (ныне Таллин). Отец, Сергей Федорович Долгинцев, был преподавателем математики. Наверное, от него по наследству перешла к дочери способность сочетать творчество с точными науками. Сергей Федорович писал стихи и играл на скрипке. Мама по тем временам работала мало, по профессии тоже была учительницей.
Муж военный, и опять-таки преподавал, в академии. О нем в студенческой среде ходило много разных анекдотов, прежде всего как о человеке, которому известно абсолютно все. Говорят, когда Елена Сергеевна познакомилась с ним, была потрясена его эрудицией и спросила: "Неужели вы все знаете?" А тот совершенно серьезно ей ответил: "Не все, но три четверти знаю".
Муж умер в 1955 г. Ему было тогда чуть больше пятидесяти. Пережила она и смерть младшего сына в 1990 г.
Новый век Елена Сергеевна встречала в окружении старшего сына, дочери, четверых внуков и двух правнучек.

ТВОРЧЕСТВО
Писать она начала рано, в пять лет. Но первый рассказ опубликовать удалось только к полувековому юбилею. В 1966 г. вышла первая книга рассказов И. Грековой, в том же году она была принята в Союз писателей.

Когда у нее спрашивали, как же она все успевает, отвечала: "Очень просто: не успеваю". Практически все свои произведения Елена Сергеевна написала в отпускное время. Она всегда помногу работала над рукописями. Многократно (по 8-10 раз) переписывала сделанное от руки, "добиваясь согласия, - как выразилась она сама, - с внутренним камертоном". И только окончательно готовый вариант перепечатывала на машинке.

Когда вышла ее повесть "На испытаниях", в академии учебная работа была практически прекращена, все обсуждали произведение, ведь написано оно было, как сказал один литературовед, в жанре "критического реализма". Но когда Елене Сергеевне предложили поучаствовать в спорах, та отказалась, заметив, что в академии работает не писатель И. Грекова, а профессор Вентцель. Тогда на ее должность был объявлен конкурс. Больше всего баллов по этому конкурсу набрала сама же Елена Сергеевна, но в академии не осталась. Обиделась и ушла в МИИТ.

Нина Рафаиловна Брумберг, кандидат физико-математических наук, писатель-переводчик:
- Как-то она рассказала, что они с дочкой связали "случайный" (термин из теории вероятностей) свитер. Брали остатки шерсти, по ниточке, и вязали.

Елена Сергеевна относилась к преподаваемой ею науке серьезно. И редко позволяла себе пошутить на тему вероятностей. Но, говорят, когда внуки спросили ее, как дети появляются на свет, та ответила: "Чисто случайно".

Вот такой она была, женщина, сумевшая подчинить себе волю случая. А если не подчинить, то, по крайней мере, вычислить.