Для выставки в Витебске на открытии Музея Сигизмун

Анна Медалье
ТЕКСТ ДЛЯ ВАСИЛИЯ ПРУДНИКОВА
ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ
СИГИЗМУНДА ЮРКОВСКОГО
«ФОТО ИЗ СЕМЕЙНОГО АРХИВА:
МЕДАЛЬЕ-ПИСАРЕВСКИЕ-АНТОКОЛЬ-ЛИПЕЦ-КАЖДАН»

АННА МЕДАЛЬЕ

История семьи Медалье в г. Витебске восходит к началу  XX века.
В этом году исполняется 80 лет со дня трагической гибели Раввина Шмарьягу Лейб Янкеля Медалье.
Родился он в 1872г. (по другим сведениям в 1873г.) в семье представителей религиозной элиты в литовском местечке Вегеры Шавельского уезда Ковенской области. Вся жизнь его прошла под знаком служения Вере и исполнению религиозного и общественного своего предназначения, быть не только лидером своей религиозной общины, где он служил, но и помогать бескорыстно простым людям, защищать и представлять их интересы в обществе. После отъезда Любавического Ребе из СССР осенью 1927г., Раввин Шмарьягу Лейб Янкель Медалье остался, фактически, негласно Гл. Раввином СССР, а по должности Гл. Раввином г. Москвы. Его арест весной  1938г. подвел черту под его человеческим и религиозным служением людям. Он был расстрелян в апреле 1938г. Справка о его реабилитации была выдана родственникам в 1957г.
В религиозных вопросах и приверженностях Раввина Шмарьягу Лейб Янкеля  Медалье надо долго и тщательно разбираться. Изначально известно, что поскольку Раввин Медалье родился в Литве, то считалось, что придерживался местного религиозного направления «Миснагдим». Затем недолгое время он был «мизрахистом», а затем примкнул уже к массовому к тому времени учению и религиозному движению  Хабад.
Будучи Гл. Раввином Москвы, он объединил своим авторитетом и примирил все еврейские религиозные направления, существовавшие на тот момент.
На его жизнь пришлось немало интересных и знаковых событий той эпохи. Он участвовал в 1910г. в Съезде представителей еврейских общин в Санкт-Петербурге. Также, по неподтвержденным пока, фактическим материалом данных он от представителей «литваков» («миснагедов») – религиозных евреев Литвы, где он родился, вырос и получил религиозное образование, выступал в качестве защитника, наряду с Гл. Раввином Москвы и России на тот момент Я.Мазэ,  на нашумевшем процессе по Делу Бейлиса в Киеве в 1911г.
 В 1912 г. в качестве представителя религиозного движения Хабад принял участие в конференции религиозного движения «Агудат Исраэль».
В качестве одно из немногих крупных религиозных деятелей дореволюционной России в 1913г. Раввин Медалье участвовал в торжественных мероприятиях, посвященных 300-летию Династии Дома Романовых.
Раввин Шмарьягу Лейб Янкель Медалье прибыл на служение в Витебск  после Тулы и Кролевца,  вместе со своей женой Двойрой в 1906г.  и уже с, достаточно большим семейством (всего в семье было 12 детей, в живых осталось 11- один ребенок умер в младенчестве). На тот момент с ним жили 9 человек детей. Старшие - либо девочки вышли уже замуж к тому моменту, и жили со своими мужьями, а мальчики – либо, как Мойше, начали служение Раввинами, либо учились где-то на Раввинов в других городах Российской империи. Более точных сведений нет, так как, начавшаяся  Первая мировая война, затем Октябрьская революция,  годы гонений на религию и религиозных деятелей,  годы «Большого террора»  - уничтожили всякое точное упоминание и документы об этой большой и дружной семье.
В Витебске Медалье Шмарьягу Лейб Янкель прослужил Раввином Заручьевской Синагоги более 20 лет;   почти вплоть до своего вынужденного переезда в Москву, когда он и его семья оказались «лишенцами» в связи с началом компании по борьбе с религией, которая постепенно нарастала с 1919г. Пик ее пришелся на конец НЭПа  - 1922-1924г.г. В 1921г. в  Витебске прозвучала та самая знаменитая речь Раввина Медалье в защиту религии, иудейской культуры и традиций на знаменитом  Диспуте по борьбе с Хедерами (еврейскими религиозными школами, где детей обучали Торе и традициям). В первой половине 1920-х годов Раввин Медалье также содействовал организации в Витебске сети кружков «Тиферет Бахурим», которые помогали студентам и рабочей молодежи получить знания о еврейской религии.
Упоминания  о хозяйственной и бытовой деятельности Раввина Медалье  и его семьи  были найдены архивистом К. Карпекиным, за что ему огромное спасибо, и другими историками и архивистами, занимающимися сохранением памяти о семье Медалье - в Минском и Витебском обл.архивах, Национальном архиве Республики Беларусь. Эти архивные документы, фото, рисунки, семейные реликвии и артефакты были продемонстрированы на выставках: в Витебске в Арт-центре  М.Шагала с марта по апрель 2017г.; и затем в Минске в Национальном историческом музее Республики Беларусь в мае-июне 2017г. За что огромное спасибо организатору, вдохновителю и куратору всех выставке о семье Медалье – историку, общественному деятелю и также организатору Фонда Собибор - Илье Васильеву.
Также хочу выразить благодарность Светлане Богдановой из Музея памяти Синагоги на Б.Бронной в Москве за помощь в реабилитации одного из детей Раввина Медалье – Раввина Ростова-на-Дону – Мойше, и организацию ей музейной экспозиции в Синагоге, посвященной семье Медалье.
Отдельная благодарность  Раввину  Московской Синагоги на Большой Бронной и  Руководителю объединения хасидов СНГ «Хабад-Любавич» за возвращение памяти и доброго имени Раввина Шмарьягу Лейб Янкеля Медалье и о его семье. Раввин Ицхак Коган родился в г.Минск. А его предки и родственники родом из Витебска, к сожалению, большинство или даже почти все, они погибли в Холокост во Время  Второй мировой войны.
История витебской династии Писаревских – это другая линия семьи, связанная  с потомками Раввина Медалье  также неразрывно, в силу того, что в будущем, уже в Москве внуки из этих семей соединили свою судьбу вместе в Советское время.
Архивные документы по семье Писаревских и ее пребывании и жизни в Витебске также немногочисленны. Есть упоминания о бытовых происшествиях,  и даже полицейских инцидентах:   об  украденной кем-то из предков Писаревских курицей; или дело об обмане поверенного суражского мещанина Круглякова  при продаже ему овса. Но эта бытовая информация, думаю, не впрямую относится к предкам, связанным  именно с семьей Медалье. Те Писаревские, о которых идет речь в архивных документах,  были бедны, а те, кто связан с семьей Медалье – были богатыми, зажиточными жителями Витебска, имели неплохое состояние и, вероятно, свой дом и коммерцию.
Дальше история Медалье-Писаревских уходит в другой город Российской империи – Калугу. Где одна из сестер Писаревских из Витебска – Эда, вышла замуж за тамошнего врача, родом из Рязани, Почетного гражданина, впоследствии,  г.Калуга  – Михаила Липеца. Никаких сведений, к сожалению, о родителях и предках Михаила Липеца и его брата Максима не сохранилось. Известно только, что братья владели несколькими аптеками в г. Калуга, а Михаил Липец еще имел долю в кинотеатре в начале XX в. После революции Михаила Липеца лично В.И.Ленин пригласил в Москву заведовать Аптекой №1 на ул.Никольская, т.к. ее хозяин и владелец  - Феррейн сбежал, оставив свое дело и аптеку, заграницу после Октябрьской революции.
Максим Липец, брат Михаила, был личным лечащим врачом И.Сталина. Он лечил «вождю народов» зубы. И чуть было не пострадал, если бы обвинительной компании по «Делу врачей», начавшейся незадолго до смерти И.Сталина, дали бы развернуться в полную силу. Максим Липец выведен под фамилией доктор Липман, в качестве персонажа, в романе А.Рыбакова «Дети Арбата».
Еще одна линия, связанная с семьей Медалье – Писаревские – Липец – это семья Антоколь.  Яков Исаакович Антоколь родился в г.Порхов, который изначально был частью нынешней Латвии, хотя происхождение фамилии- литовское. Город Антонклай (нынешний), а когда-то еврейский пригород г. Вильно (нынешней столицы Литвы г. Вильнюса - Антоколь) прославился лишь тем, что когда-то в 1813г. или 1814г. был взят французами из войска Наполеона во время его известного и неудачного похода на Москву, с целью завоевать Россию (что, как мы знаем, ему не удалось); и оттуда родом известный советский скульптор П.Антокольский. О Якове Антоколе  и его предках ничего неизвестно, думаю в силу тех же причин – революция, сталинское время. Предположительно, он входил в число тех самых «латышских стрелков», которые перешли на сторону революции. Его женой уже в Москве стала Фрида Липец из Калуги.
 Карьера вывела Я.Антоколя на должность Зам. Наркома торговли по снабжению хлебом. Будучи беспартийным, в годы Второй мировой войны Я.Антоколь имел от Правительства «бронь», и снабжал страну и фронт хлебом. Ночами, заседая с советским Правительством в Кремле, и подорвав свое здоровье, Яков Антоколь  умер он от инфаркта на вокзале в 1953г., возвращаясь с отдыха из Правительственного санатория в Крыму.
Часть фото в экспозиции относятся к семье Каждан, которая связана с семьей Медалье тем, что Мириам Каждан и Гирш Медалье - поженились. Встретились они уже после победы над фашистской Германией в г. Берлин,  куда сын Раввина Медалье – Гирш дошел с боями в составе 2-го Белорусского фронта, 3-ей ударной армии под командованием Маршала Жукова. Гирш (Григорий) Медалье был врачом на фронте, работал в госпитале. Вывез в эвакуацию  и спас тем самым целый эшелон детей во время Второй мировой войны. А жизнь ему спас на войне случай: в госпиталь, где он служил врачом во время бомбежки, попала бомба, но, по счастью, в этот момент Гирш Медалье был на задании и отсутствовал, что сохранило ему жизнь. Его жена Мириам Каждан была в Берлине переводчицей, блестяще знала немецкий язык. Семья Каждан по иронии судьбы жила на улице под названием Нагорная, которая сейчас находится в районе метро Площадь Заставы Ильича(известной по фильму М.Хуциева «Нам 20 лет»), а Раввин Медалье со своей семье после переезда в Москву тоже жил на Нагорной ул. д.27(ныне ул. Летчика Бабушкина-угол ул.Искры). На месте дома, из которого его забрали в НКВД, сейчас находится другой дом, и на нем установлена памятная табличка Раввину Медалье, Фондом Мемориал в рамках проекта «Последний адрес». Только эта Нагорная улица находилась в тогдашнем пригороде Москвы – г. Лосиноостровск (теперь район м.Бабушкинская), так как по правилам «семье лишенца» после Октябрьской революции и в годы борьбы с религией, запрещалось жить  в черте города.
О семье Каждан известно, что жена Соломона Каждана была стоматологом, и неслучайно наверно, Гирш Медалье после войны тоже выучился на стоматолога, и много лет проработал в простой районной поликлинике в районе м. Выхино на ул.Старый Гай, делая людям новые зубы.
Эсфирь Каждан – сестра Мириам, во время Второй мировой войны была разведчицей, воевала в составе партизанского отряда. И совершила, вероятно, немало подвигов. Но в советское время об этом как-то не принято было хвастаться и рассказывать. Она также уже в мирное время работала врачом. Эсфирь Каждан  усыновила, не имея мужа и своих детей, мальчика - сына своей фронтовой подруги, и воспитала его, как родного.
Самые первые экспозиции и выставки, посвященные семье Медалье, прошли в г.Москва - ноябрь 2014г.  - в Центре и Музее толерантности. Вторая масштабная выставка о Династии Медалье была – в г.Санкт-Петербург - май  2016 г. - в Государственном Музее истории религий. Также в июне 2018г. пройдет выставка в г. Гродно.