АБС 5. Первый вопрос царя

Яков Задонский
И вот эти вопросы:


I. Сначала он спросил его, как он побрил голову зайца.

«Раствором извести», – ответил Бен Сира.

"Какого сорта?"

Бен Сира ответил: «Раствором, состоящим из извести и мышьяка. Во времена твоей матери Шломо создал его с помощью сердца своего и мудрости.  (1) Когда она пришла из Шевы с дарами к Шломо, чтобы испытать его мудрость, он нашел ее очень привлекательной и захотел с ней переспать. Но Шломо обнаружил, что она очень волосатая. (2)

Он взял известь и мышьяк, измельчил известь вручную с помощью ножа, раздавил мышьяк и смешал их вместе с водой, и таким образом сделали раствор для удаления волос. Затем он намазал ее раствором и вымыл ее, и волосы упали. И вошел к ней в тот же час.  Сказала она Шломо: «Я не верила всему этому, пока я не увидела все своими глазами». (3)

Невухаднецар спросил Бен Сиру: «Откуда ты все это знаешь?»

«Я пророк, – ответил он. – Святой, да будет благословен Он, открывает мне все, что неизвестно».

Иллюстрация: царица Савская.


(1) Согласно преданию,  царица Шевы родила  от связи с Соломоном дочь. Невухаднецар считается ее потомком. Согласно эфиопским легендам у царицы Шебы Македы от связи с Соломоном родился сын Менелик, ставший основоположником эфиопской царской династии соломонидов. ЯЗ.

(2) Этот отрывок разъясняется в свете хорошо известной раввинской традиции, согласно которой еврейские женщины до Исаии (когда они стали грешными) практически не имели лобковых волос (Санхедрин 21а). Интересно, что тот, кто имеет половой акт с женщиной с лобковыми волосами, рискует остаться без детородного органа, поскольку его половой член запутывается в волосах (Санхедрин 21а и Гиттин 6b). Талмуд истолковывает фразу «патген йеаре» – «обнажит срам»  (Исаия 3:17) как означающее, что в результате греховности женщин Бог «одаряет их лобковые области волосами» (Шаббат 62b). По этой причине, а также ради красоты женщины в талмудические времена имели привычку брить лобковые волосы (Назир, 59а). (4)

(3) Эта последняя строка перефразирует Млахим 1 (3 Царств) 10:7: «Но не верила я словам, пока не пришла и не увидели глаза мои; но вот, мне и половины не сказано: мудростью и добром ты превзошел молву, какую я слышала». Это заявление царица Савская делает Соломону после того, как она становится свидетельницей всех чудес его двора.

(4) У Авшалома (Авессалома) сына Давида был единокровный брат Амнон, влюбившийся и обесчестивший их сестру Тамар. Изнасиловав свою сестру, он вдруг люто возненавидел её. Что же произошло?  Сангедрин 21а: Сказано в Шмуэль 2 13:15: «И возненавидел ее Амнон чрезвычайной ненавистью» – почему? Сказал раби Ицхак: волос обернулся у него (вокруг полового органа) и сделал его «с отрезанным детородным членом». Разве? Но  ведь толковал Рава: «И распространилось имя твое между народами  из-за красоты твоей (Йехезкель 13:14)» – потому что нет у дочерей Израиля волос ни под мышками, ни на срамном месте.
Тамар же не соблюдала еврейский обычай удаления волос, так как по рождению была нееврейкой. ЯЗ.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/21/1955