Убить г-на Дантеса

Анна Медалье
ПЬЕСА

АННА МЕДАЛЬЕ

«УБИТЬ Г-НА ДАНТЕСА»


Действующие персонажи:

Саша Пушкин-поэт

Дантес - приемный сын барона Геккерна, дипломат.
Остальные на видеоэкране:
Наташа Гончарова и ее сестра, Царь Николай I.

1 ДЕЙСТВИЕ

СЦЕНА 1

Утро. Замок в Бельгии Барона де Дантеса.
На сцене картонная модель декораций замка и парка вокруг. Луч света падает на середину сцены. В круге света сидит мальчик, играет с игрушечным пистолетиком.

ДАНТЕС
(ребенок)
Оп-па. Сейчас я тебя.

Целится из пистолетика в дальний угол в невидимую цель. Над сценой в видеопроекции пролетает птица.

ДАНТЕС
(ребенок стреляет)
Как здорово. Громко. Мне нравится звук выстрела. Папа мне вчера сказал -настоящий мужчина должен уметь стрелять и убивать.

Дантес-ребенок ложится на середине сцены, поет французскую легкомысленную песенку.
ДАНТЕС
(почти шопотом)
Оля-ля,хоп-ляля. А нэс пас ту….. и т.д.

Дантес-ребенок привстает, смотрит на модель замка, неожиданно бросает резко пистолет в сторону кулис. Пистолет стреляет, слышен звук падающей птицы.
 



ДАНТЕС
(плачет)
Я ее убил. Какой же я жестокий. Папа, зачем ты научил меня убивать?

СЦЕНА 2

Утро. Комната Саши Пушкина в доме его бабушки. Саша что-то пишет пером на листе бумаги.

САША ПУШКИН
(про себя)
Лишь небо осенью дышало, короче становился день.
Лесов таинственная сень……

Задумчиво закусывает перо. За сценой слышен хор крестьян «Болят скоры ноженьки со походушки» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

САША ПУШКИН
Хорошо поют, стройно. Пахнет бабушкиным пирогом с капустой и грибами. Почему так грустно слушать пение крестьян. Неволя -вот что они имеют от нас, помещиков.
А моя бабушка сущий рабовладелец.
Хотя нет, она - добрая, меня любит.

Саша Пушкин задумчиво кладет голову на руки, перо возвращает в чернильницу, рвет бумагу со своим стихотвореньем.

САША ПУШКИН
( шепотом, со слезами в голосе)
Неужели мы всегда будем несвободны - от своих мыслей, поступков. Зачем вообще мы мыслим?
Вот - они, крестьяне, они же не мыслят. Они просто работают на земле и умирают на земле, и хоронят их в мерзлую холодную землю зимой и в мягкую, рыхлую летом.

Саша Пушкин бежит к краю сцены, обращается к зрителям.

САША ПУШКИН
(громко,почти истерично)
Люди!!! Я не хочу умирать глупым, я ничего не знаю о жизни, совсем ничего. А Вы? Вы что-то знаете?

Указывает пальцем на любого зрителя.

 САША ПУШКИН
(посерьезнев)
А Вы? Ну, что Вы так на меня смотрите. Да,  буду поэтом. И про Вас, между прочим, тоже напишу. Тоже.

Свет гаснет. Слышно, как падает опрокинутый стул. Саша Пушкин убегает  за кулисы.

СЦЕНА 3

На экране метель. Вечер. Ржут кони, тянут возок, в котором сидит молодой человек.
ДАНТЕС
(выходит на сцену)
Хоть глаз выколи. Вот она, Россия. Дураки и дороги. Но это позже - Гоголь напишет.

Истерически смеется, потирает руки.

ДАНТЕС
(резким голосом)

Не может быть, чтобы я тут заблудился. До постоялого двора должно быть совсем недалеко. Где-то вдали вижу свет. Кажется, что пахнет обедом.
Машет руками, как будто отгоняя что-то от себя.

ДАНТЕС

Морок. Не может тут ничем пахнуть. Кругом поле, лес и ни души. Сгинуть можно. Да и говорят, волки водятся.

Вдали раздается волчий вой. На видеоэкране Дантес бежит к возку, хлещет лошадей, они застревают в снегу, удила рвутся. Одна из лошадей вырывается и бежит в сторону. Но застревает в глубоком снегу. Дантес пытается вытащить ее копыта. Мимо проносится роскошная карета. Она останавливается поодаль, рука в меховой варежке подзывает Дантеса. Он садится в карету и уезжает. Брошенные лошади с его возка ржут.


СЦЕНА 4

Вечер. Михайловское. Идет дождь. В темной комнате при свете свечи сидит молодой Саша Пушкин. На стене висит портрет няни Арины Родионовны.

САША ПУШКИН
(обращаясь к няне)

Дорогая моя, няня. Мне так тебя не хватает. Зачем покидают нас те, кого мы так нежно любим. Они уходят, а мы остаемся. Ты останешься в моих стихах.

Читает вслух, открыв салонный альбом со своими почеркушками. На экране мелькают его наброски на полях рукописей.
САША ПУШКИН
(со слезами в голосе)

Выпьем, няня, где же кружка. Сердцу будет веселей.
Из школьной программы. Дети, будущие дети России, они будут меня учить наизусть, читать вслух своим детям. Мне даже поставят памятник.

Перелистывает альбомную страницу. Читает. На экране памятник Пушкину на площади у кинотеатра на Тверской улице.
САША ПУШКИН

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.

 Обхватывает голову руками. Ерошит волосы. Встает, ходит по сцене туда-сюда. Бежит в кулисы, возвращается с бокалом. Вскрикивает, подымая бокал, из-под стола наливает красное вино. Обливается, по белой рубашке течет красное вино. Капает на сцену.

САША ПУШКИН
(громко)

Подымем бокалы, содвинем их дружно.
Да, здравствует Разум,
Да, здравствует Дружба.
Ты, Солнце святое, гори.

На сцене яркий свет софитов, Пушкин закрывает руками глаза, лицо, убегает за кулисы, бросая бокал, он бьется.

СЦЕНА 5

 День. Французское Посольство. В кресле, обитом синим бархатом, прорисовано на заднем фоне окно, висят атласные шторы с балдахинами. Развалясь, с бокалом шампанского Мадам Клико сидит молодой Дантес. Он полуспит. Отпивает, просыпаясь, из бокала. Резко ставит его на пол.


ДАНТЕС
(как бы себе под нос)

Жизнь. Красивая жизнь. Наташа Гончарова, красавица. Я добьюсь ее благосклонности и этот паскудник, Пушкин, ее недостоин. Вот я, красавец, француз. Я богат, не очень знатен по рождению. Наташа - она бедна, но я смогу ей дать то, что не сможет дать Сашка Пушкин.

На видеоэкране Нина Дорлиак исполняет с Святославом Рихтером романс «Я Вас любил, любовь еще, быть может».

ДАНТЕС
(громко)
Я люблю тебя Натали. Я обожаю тебя. Нравишься царю, он без ума от тебя. Я и от него тебя уведу. Я готов жениться на твоей некрасивой сестре, лишь бы видеть тебя каждый день, слышать твой голос. Натали.

На видеоэкране звучит современная песня эстрадная «Натали». Дантес мечется по сцене, как на дискотеке, мелькает свет, в нем корчится фигура Дантеса. Звучит ария Германа из 1 картины пролога : «см.текст».

ДАНТЕС
(надрывным голосом)
Я обречен, любить. Я готов стреляться. Я застрелюсь. Нет, застрелю Пушкина.

Уползает со сцены, рвет на себе белую рубашку, бросает оторванные кружевные манжеты на середину сцены. Из-за сцены  выбрасывает коробку с дуэльными пистолетами. Она раскрывается, пистолеты вываливаются.


2 ДЕЙСТВИЕ

СЦЕНА 6


Вечер. Дом Пушкина на Мойке.
Саша Пушкин и Дантес сидят за ломберным столом, играют в карты. Дантес нервно курит трубку, пепел сбрасывает на ковер.

САША ПУШКИН
(напряженно)
Свадьба с Наташиной сестрой совсем скоро. Где будете венчаться в Санкт-Петербурге или поедем в Москву. У меня снята квартира на Арбате. Наташа с детьми там. Все готово. Вам будет, где остановится.

ДАНТЕС
(отрывисто)
Право, Саш, не знаю. Мы еще не думали об этом. Думаю, поедем к девочкам в имение, Захарово. Оно же заложено, но не продано. Долги я оплачу.

САША ПУШКИН
(с облегчением)
Не стоит, друг. Отец Наташи все равно его хотел продавать вместе с заводом. Разорение неизбежно.



ДАНТЕС
(радостно)
Тогда,Саш, тебе придется где-то работать. Твоими поэмами,даже изданием «Евгения Онегина», ты не прокормишь семью, тем более Наташа ждет 4го ребенка.

САША ПУШКИН
(задумчиво)
Придется царю в ножки кланяться, а сам знаешь, не хочется.

Дантес перестает курить, бросает карты на стол. Вскрикивает.

 ДАНТЕС
Партия. Саш, ты проиграл, значит, тебе в любви везет.

САША ПУШКИН
(смотрит,удивленно
вскинув брови)
 А скажи, ведь тебе моя Наташа самому нравится. Зачем ты женишься на ее некрасивой старшей сестре?

ДАНТЕС
(насмешливо)
А ты еще не понял, дурачок?!

САША ПУШКИН
(недовольно)
Я, да понял. Давно заметил.

ДАНТЕС
А Наташа твоя и царю нравится, как он с ней на балу.


САША ПУШКИН
(нервно)
Замолчи.

 Встает из-за стола, начинает нервно ходить по комнате.


 ДАНТЕС
Кланяйся Наташе, когда будешь в Москве. До встречи.

Дантес, не прощаясь, берет у прислуги цилиндр, перчатки. Уходит. На видеоэкране видно отъезжающую карету с Дантесом.

СЦЕНА 7

Саша Пушкин пишет за столом письмо, макает перо в чернильницу.
На видеоэкране видно, как камердинер зачитывает царю прошение Саши Пушкина зачислить его на службу в какой-нибудь Департамент. Царь пишет резолюцию на прошении Саши Пушкина.
Саша Пушкин принимает от посыльного письмо с высочайшим повелением. Читает вслух.
САША ПУШКИН
(меняясь в лице)
Назначить подателя сего письма камер-юнкером по моему Департаменту Иностранных сношений.

Саша Пушкин раздраженно бросает письмо от царя, садится за ломберный стол, обхватив голову, тяжело дышит, лицо искажено гневом.

САША ПУШКИН
Никогда не буду я нужен этой стране. Стишки писать, не значит быть поэтом. Вот тебе Сашка, сукин сын. Камер-юнкером. Ха-хаха.

Смеется, не может остановиться, начинает рыдать, падает на колени, обращаясь к иконам в углу комнаты.


САША ПУШКИН
(молитвенно сложив руки)
Господи, прости мне мои прегрешения. Я люблю свою жену, детей, Отечество. За что мне такое унижение?!

Уходит со сцены. На видеоэкране к подъезду подъезжает карета. Саша Пушкин садится в него, отдает распоряжение кучеру.
САША ПУШКИН
Во дворец, к царю. Быстрее.

Карета отъезжает. Лошади рвут удила, храпят, кучер нахлестывает их кнутом.

СЦЕНА 8

Петергоф. Летняя резиденция царя. Поздний вечер.
На видеоэкране подъезжает карета. Из нее выходит Саша Пушкин. Стремительно идет к центральному входу во дворец. Ему преграждают гвардейцы путь.

САША ПУШКИН
(с апломбом)
Мне назначено.

Гвардейцы молча отстраняют свои пики, вскидывают ружья. Камердинер царя открывает двери. В окнах дворца приглушенно горит свет.
На видеоэкране Саша Пушкин быстро идет по пустым анфиладам комнат. Везде пусто. К царю его не пускают. Двери закрыты.
Он раздраженный садится в карету и уезжает.

 СЦЕНА 9
 Ночь. Спальня в доме Пушкина на Мойке.
Саша Пушкин пишет письмо Натали. Читает вслух.

САША ПУШКИН
(негромко)
Ангел мой, неземной. Я по тебе невероятно скучаю. В этом городе деспотии и презрения, я одинок. Я никому здесь не нужен. Скоро приеду к тебе, мой ангел. Царь дал мне место камер-юнкера….

Разрывает письмо. Мелкие куски бумаги бросает на пол. Ложится на подушку, подложив руку под голову. Из-за кулис слышно ворчание его слуги.

САША ПУШКИН
(раздраженно)
Гашу свечу, сейчас ложусь, только не ворчи, и так тошно. Завтра распорядись утром карету заложить. Уезжаем в Москву.

Слышен шум, двигаемой мебели, падающего стула, слуга ругается. Потом все затихает.

САША ПУШКИН
(берет перо, бумагу, пишет)
Безумной прелести, безумный образец….
(УТОЧНИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ)
Завтра я увижу тебя, мой ангел неземной.

Саша Пушкин засыпает, бумага и перо, выпадают из рук, белый листок плавно опускается на пол рядом с кроватью, перо брызгает темными пятнами от чернил на белую перину. Свеча гаснет от дуновения ветра из открытого окна.


CЦЕНА 9

В доме Наташи Гончаровой. Раннее утро. Саша Пушкин один сидит на стуле, пишет.

САША ПУШКИН
(задумчиво)
Уехали. В церковь и потом за платьем сестре Наташиной. Дантес должен приехать сегодня на обед. Ненавижу. Глаза все промозолил. Чтоб его…

Стук в дверь. Входит Дантес.

ДАНТЕС
(весело)
С утра, и я у Ваших ног.

Громко смеется, расшаркивается перед Пушкиным. Слуга из-за кулис выдвигает самовар, стол, чайный сервиз.
Дантес разливает чай себе и Пушкину.

ДАНТЕС
( с издевкой)
Не желаете ли, барин, чайку откушать с утра.

САША ПУШКИН
(озлобленно)
Не желаю.

Продолжает скрипеть пером. Дантес ходит вокруг стола, отпивает чай из чашки. Насвистывает мелодию «Чижик-пыжик, где ты был».

ДАНТЕС
Женюсь через неделю. Ты не рад? Мы теперь родня.

САША ПУШКИН
(сквозь зубы)
Родня, родня. Рад безумно.

Смеется. Бормочет про себя. Грызет перо.

ДАНТЕС
(злорадно)
Враги, давно ли. Мы в дружбе поклялись.

САША ПУШКИН
(обиженно)
Не паясничай, тебе это не идет. Ты же ее не любишь?! Тебе нужно быть поближе к моей Наташе.

Дантес перестает петь, ходить по сцене. Лицо его мрачнеет.

ДАНТЕС
(тяжело дышит)
Не ожидал. Неужели ты обо мне так плохо думаешь?
Я – дворянин, такой же, как и ты. Я знаю, что такое благородство, слово чести.

Саша Пушкин вскакивает из-за стола. Грозит Дантесу кулаком. Садится обратно на стул.
САША ПУШКИН
(переходит на крик)
Ты не понимаешь. Здесь не просто честь моя задета. Ты думаешь, я не понимаю, козни твоего отчима, мнение царя. Вы моей смерти хотите!!!!!!

Дантес подходит к Пушкину, кладет свою руку ему на плечо. Пушкин освобождается от руки Дантеса, встает, уходит со сцены.

СЦЕНА 10

Дантес остается один. Садится за стол, опрокидвает свою чашку с недопитым чаем. На белой скатерти растекается пятно, в лучах прожектора из зала оно становится кроваво-красным.

ДАНТЕС
(задумчиво)
Конфуза здесь не избежать. Как бы до дуэли не дошло. Предупреждал меня папенька, барон Геккерн, не связываться с поэтами.

Дантес ногой отодвигает стол от себя, подталкивает его за кулисы. Ворчание слуги, стол убирают за сцену.
Дантес достает платок, вытирает пот со лба, расстегивает верхние пуговицы фрака (или сюртука-УТОЧНИТЬ)

ДАНТЕС
Душновато что-то становится. Надо пойти прогуляться по Арбату, карету я дамам отдал, по магазинам проехаться, в Пассаж заехать, наряды посмотреть.

На видеоэкране показывают, как Наташа Пушкина с сестрой ходят по Пассажу, выбирают наряды, за ними ходит слуга, несет сумки с покупками. Они беседуют, смеются.

Дантес надевает плащ, берет перчатки, цилиндр. Задерживается на сцене у кулис. Громко говорит, как будто его кто-то слышит.
 ДАНТЕС
(с эхом на сцене)

А как все было мирно, по-домашнему. Казалось, вот оно счастье. Ан, нет.

Насвистывая мелодию «Чижик-пыжик» уходит со сцены.

ДЕЙСТВИЕ 3

СЦЕНА 11

Вечер. Кафе в центре. Один сидит Саша Пушкин. Пьет из бокала вино. Полутемно.
САША ПУШКИН
(себе под нос)
Вот она жизнь. Унижение, как его вынести. Служба не по чину. А может Наташе нравится Дантес? Я слепой-все видят, я нет. А с царем, что у нее было? Шашни или?...Проклятые вопросы. На них нет ответа.

Отпивает глоток вина. Смотрит в окно, на улице(видеоэкран)начинается метель. Кучер дремлет на облучке в ожидании хозяин. Лошади ржут и жмутся друг к другу.



САША ПУШКИН
(с надрывом произносит)
Невольник чести, пал, оклеветанный молвой.

Трясет головой, топает ногами. Опрокидывает бокал, он катится со стола и разбивается. Бросает бутылку вина в зеркало напротив. Оно бьется.
САША ПУШКИН
(кричит)
Официант!!!!
 
Не дождавшись ответа, бросает купюры на стол. Уходит из кафе.


СЦЕНА 12

Утро. Саша Пушкин в блинной белой ночной сорочке, шлепанцах, с заспанным лицом пишет письмо.

 САША ПУШКИН
Друг, мой, Наташа. Собирай детей, и приезжайте ко мне в Петербург. Мне так тоскливо без Вас.

Саша Пушкин отрывается от письма. Его лицо с застывшей улыбкой, какой-то недоброй. Будто вспомнил что-то. Встает, начинает ходить по комнате, отбросив один тапок в угол.

САША ПУШКИН
(злорадно)
А ведь там Дантес все трется рядом. Нехорошо. Свадьба скоро. Устоишь ли ты, мой друг или поддашься соблазну?

Входит Дантес. Бросает перчатки на столик, рядом с кроватью Саши Пушкина, расстегивает верхние пуговицы дорожного сюртука.


ДАНТЕС
(весело)
Кому письмо? Жене, другу? Ха….

Смотрит на запечатанный конверт.

ДАНТЕС
(Смеется)
Угадал. Приехал готовиться к свадьбе, потом хотим в Европу месяца на три, в тепло.

Саша Пушкин сидит сиротливо на краешке огромной своей кровати.

САША ПУШКИН
(кивает головой)
Согласен. А мы с Наташей и детьми тут. Балы, Рождество.

ДАНТЕС
(читает нараспев)
Уж небо осенью дышало. Короче становился день. Лесов таинственная сень…… обнажалась… Ноябрь уж на дворе.
Хороши ведь. Ай да Пушкин. Ай да….

САША ПУШКИН
(с отчаяньем в голосе)
Не льсти. Грех издеваться над поэтом.

ДАНТЕС
(с усмешкой)
Что нам, грешным еще остается?!

Неожиданно лицо Пушкина багровеет, покрывается испариной, он вскакивает, подбегает к Дантесу, хватает его за верх сюртука, вырывает манишку.

ДАНТЕС
(удивленно)
Очумел, брат?! Ты умом давно ли тронулся?! Тебе надо в Москву, Наташа одна, скучает. Ни балы, ни приготовления к свадьбе сестры ее не радуют.

Саша Пушкин начинает одеваться, зайдя за ширму.

САША ПУШКИН
(повелительно)
Вели, слуге, чтоб заложил мне бричку. Еду. Еду сей же час.

Саша Пушкин рвет написанное письмо, бросает на пол, оборванные листки рассыпаются. Дантес, поднимает, смотрит, сжимает бумажки в кулаке с силой, бросает в кулисы, за сцену, вслед ушедшему Пушкину.

СЦЕНА 13
Вечер. Дантес сидит один в том же ресторане, что и Пушкин. В толстом бокале виски, курит сигару.

ДАНТЕС
(вкрадчиво)
Глупый, маленький ревнивец, проклятый папуас. Карьеру ему захотелось. Ты повоюй, послужи с мое,  Отечеству, как я Франции. А пасквили на царя легко писать.

Дым от сигары ровными овалами поднимается вверх. Дантес отпивает виски, смакуя вкус.

ДАНТЕС
(с блаженством на лице)
Наташа, твои плечи, белая кожа, как же ты хороша. Какая страсть, тихая покорность судьбе. Твой муж-рогоносец. Хахахаха.

Откидывается в глубоком кресле. Полуприкрыв глаза, облизывает усы. Вынимает сигару изо рта, кладет на подставку. Обрезает выкуренное. Выпивает виски залпом.

ДАНТЕС
(насмешливо)
Я своего добился. Сестра не помеха. Если Наташа не передумает. Можно вместе ехать в путешествие, рогоносца оставить дома с детьми. И все продолжится.

Замирает в кресле, рассматривает свои дорогие ботинки.

ДАНТЕС
( с сарказмом в голосе)
Прекрасен план. И нету мне спасенья. Онегин - давний мой приятель….на брегах Невы бывал и ты, мой обыватель.
Не Пушкин в конце. Дантес. Хахахах.

Бросается к выходу, на ходу, одевая теплый плащ и меховой картуз.


4 ДЕЙСТВИЕ  И ПОСЛЕДНЕЕ.

СЦЕНА 14

На видеоэкране бал у Николая I. Наташа Гончарова стоит в зимнем саду дворца, кругом пальмы в кадках, орхидеи, лианы. Царь держит Наташу за руку. Она покорно, потупив глаза, стоит рядом. За одной из кадок видно, что Саша Пушкин наблюдает эту сцену со страдальческим выражением душевной боли на лице. Дантес вбегает на сцену, звучит бальная музыка, мазурка. Смотрит на экран, смеется.

ДАНТЕС

Эх, Саша, не один ты очарован Наташей Гончаровой. Опять стихи. С поэтом водиться опасно. Как говорил мой приемный папочка Барон Геккерн:
«Лиха беда-начало…»

Садится спиной к зрителям на стул рядом с ломберным столом. Раскладывает пасьянс.

ДАНТЕС
(бормочет)
Нехорошо-с. Совсем нехорошо-с. Да, черт, чтоб тебя.

Бросает карты на пол. Встает, нервно ходит по сцене. Входит Саша Пушкин. Музыка вальса усиливается, потом затихает.




САША ПУШКИН
(зло)

Ну, какова, шельма?! А он, каков. Дуэль тут неизбежна.

ДАНТЕС
(уговаривает)
Ты, что, брат, опомнись. На кого?!

САША ПУШКИН
(задиристо)

Давай тогда с тобой драться, на пистолетах. Я завтра пришлю к тебе своих секундантов.

ДАНТЕС
(с грустью)

Сбывается. Карты не врут.

Дантес сидит, опустив голову, почти плачет. Пот течет крупными каплями по лицу.

САША ПУШКИН
(с отчаяньем в голосе)
Что, обделался, брат?! Жить захотелось?! Я,… я вот давно уже не живу, я существую.
Тошно мне. Все эти Ваши интриги, романы. Я и сам был не идеал. Устал.

Саша Пушкин нервно расстегивает верхние пуговицы сюртука, вырывая их «с мясом», вместе с тканью. Пуговицы катятся по сцене. На видеоэкране появляется портрет Брюллова Наташи Гончаровой, меняется на современное фото с ее хэштегом в Инете.
 Дантес, встает подходит к кулисе, обратив туда взгляд, громко кричит.

ДАНТЕС
А теперь, сходитесь.

За сценой слышны тяжелые шаги. Выстрел. Дантес смеется, хватается за сердце, падает. Выбегает испуганный Саша Пушкин, роняет дуэльный пистолет.
САША ПУШКИН
(истерично)
Ты, что, брат, я же пошутил, вставай. Не заряжено.

Дантес поднимается, у него сзади видно мокрые штаны. Убегает со сцены.

СЦЕНА 15

Темно. Горит на столе свеча. Саша Пушкин один на сцене. Читает по бумаге монолог из «Евгения Онегина» - «Враги». Звучит музыка П.И.Чайковского из сцены дуэли Опера «Евгений Онегин». Затихает. На видеоэкране карета с Наташей Гончаровой проезжает мимо, Дантес едет в своей карете, направляясь к месту дуэли с Сашей Пушкиным. Наташа его не замечает.

САША ПУШКИН
(со слезами,молиться)
Господи, прости меня. Прими мое покаяние, душу мою с миром.

Саша Пушкин встает с колен, подходит, задувает свечу.
Играет музыка из оперы «Паяцы» Леонковалло отрывок «Смейся, паяц».
САША ПУШКИН
(в темноте,
шепотом)
Чистейшей прелести… Жизнь не раз меня обманет…Вот впереди село большое…

Саша Пушкин плачет. Уходит в кулисы. Яркий свет. Появляется Дантес, открывает коробку с дуэльными пистолетами. На видеоэкране пролетает птица. Дантес целится и отводит пистолет.
Вбегает Саша Пушкин, растрепанный, пальто расстегнуто, манишка торчит сбоку.

САША ПУШКИН
(громко с эхом, как в лесу)
Не спал всю ночь. Думал. Вот и все. А что я успел? Дети? Даже с Наташей толком не попрощался, она утром с младшим Ванечкой уехала в церковь с няней. Давай…. Нет….
ДАНТЕС
(дразнит)
Боишься, что я тебя пристрелю. Или ты меня?! Жить захотелось. А Наташка моей будет, в Париж уедем.

Саша Пушкин подбегает к Дантесу, хватает его за пуговицы сюртука, рвет их, они катятся по сцене. Выхватывает из коробки дуэльный пистолет, отбегает, отсчитывает шаги. На видеоэкране его секундант Данзас беседует с секундантом Дантеса, над чем-то смеются.
Встают Дантес и Пушкин напротив друг друга. Свет гаснет. Раздается два выстрела. Свет включается. На сцене корчится Дантес.

ДАНТЕС
(с страданием в голосе)
Ногу прострелил, каналья, а сам сбежал. Пууушкин- Ваш выстрел.

В лесу эхо – Пушкин-кин-ин…..
Вбегает на поляну испуганный Саша Пушкин.

САША ПУШКИН
(с насмешкой)
Что? Неужели попал? Не может быть? Теперь твоя очередь. Ах, да…

Саша Пушкин, как будто вспомнив что-то, убегает за сцену, там громко сморкается, чихает. Возвращается. На платке кровь.

САША ПУШКИН
(удивленно)
Не может быть? Я был здоров еще вчера.

Дантес неожиданно встает, хромая, поднимает с земли дуэльный пистолет, целится.

ДАНТЕС
(насмешливо)
Ты, готов, Дон Гуан – дай мне руку, руку….

САША ПУШКИН
Смеешься. «Над кем смеетесь?!» Гоголь метко напишет. Ну,….

Дантес целится, стреляет, мимо. Саша Пушкин радуется, как ребенок.
С видеоэкрана голоса секундантов, обращаются к Пушкину и Дантесу, просят закончить дуэль, еще по выстрелу и по домам.

ДАНТЕС
(задиристо)
А мне понравилось. Я Сашка, пока тебя не пристрелю, не уйду.

САША ПУШКИН
(насмешливо)
И я тебя.

Саша Пушкин стреляет себе в грудь, падает, роняет дуэльный пистолет. Дантес, хромая подбегает, склоняется над телом поэта.

ДАНТЕС
(удивленно)
Саш, благородно, удивил. Дурак, зачем?! Жил бы спокойно при нас с Наташей, мы б тебе кофею утром, ты б нам к вечеру поэму или оду.

Саша Пушкин тихо стонет. На видеоэкране секунданты подъезжают, забирают раненого смертельно Пушкина. Дантес остается один. Лежит, закрыв глаза. На видеоэкране Наташа Гончарова машет с балкона, видно улицы Парижа.

ДАНТЕС
(мечтательно)
Наташа, я люблю, люблю безумно….

Смеется дьявольским смехом.

СЦЕНА 16(ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ)

Дом на Мойке. День. У подъезда на видеоэкране толпится народ – писаки, прохожие, прорываются лицейские друзья, хотят повидать поэта, никого не пускают.

САША ПУШКИН
(с закрытыми глазами,бредит)
Кровь везде,кровь.

Давится кровью изо рта, на простыне проступает кровавое пятно.

САША ПУШКИН
(слабым голосом)
Наташа, дружочек, помяни меня в своих молитвах.

Закашливается. Кровь на ночной рубашке. Гаснет свет. Луч света выхватывает одиноко стоящего с сигарой в руке Дантеса, он читает письмо от Наташи с Мойки.
 ДАНТЕС
(мечтательно)
Муж мой при смерти, дни его сочтены. Что мы с Вами наделали?

Дантес громко смеется. Продолжает читать.

ДАНТЕС
Не клеймите меня позором. Я виновата. Все это из-за меня, из-за нас. Я завтра после похорон с детьми уезжаю в Париж. Вы с моей сестрой, я слышала, едете в Швейцарию на воды. Не знаю, суждено ли нам еще встретиться?!

Дантес рвет письмо и топчет его ногами.

ДАНТЕС
(истерично)
Дура, дурра. Все испортила. Куда, зачем? И я тоже идиот. Надо папеньке доложить, хотя думаю, ему уже доброжелатели донесли. В Посольство и прочь из Москвы, сюда я больше…..

На видеоэкране видно, как карета Дантеса пересекает швейцарскую границу, кругом горы, вдали альпийская деревня.
Звучит музыка из сцены письма Татьяны из Увертюры темы Татьяны опера «Евгений Онегин» П.Чайковского.