Пьеса Эники-бэники ели вареники

Анна Медалье
ПЬЕСА
КЛОУНСКИЙ ТРАГИФАРС
«ЭНИКИ-БЭНИКИ ЕЛИ ВАРЕНИКИ»
АВТОР: Анна Медалье
Анастасия-дочка известного писателя
Ее отец Василий Петрович - известный писатель и драматург
Фирузе – домработница
Друзья Анастасии  и ее отца – драматурги, поэты, философы – массовка.
1действие.
1 сцена.

Анастасия: Пап, сегодня же едем  в Дом творчества?
Василий  Петрович: Да, доча. Ты уже вещи собрала?
Анастасия: Да, пап. Мне Фирузе все сложила аккуратно. Еще вчера.
Василий Петрович: Помнишь, как мама…..
Анастасия: Пап, только не начинай.
Во дворе слышны громкие голоса, звук гитары.
Анастасия: Пап, это за мной. Я ненадолго.
Василий Петрович: Не задерживайся. Машина в 17ч за нами придет.
Анастисия: Поняла, пап.
Дверь захлопывается. Анастасия уходит.
2 сцена
Василий Петрович сидит один в гостиной, уронив голову на плечи. Плечи трясутся, он беззвучно плачет. Дверь открывается. С рынка возвращается Фирузе с покупками.
Василий Петрович: Фирузе, ты?
Фирузе: Да, я Василий Петрович.
Василий Петрович, видя большие пакеты в руках у Фирузе.
Василий Петрович: Куда же ты столько накупила?
Фирузе: В дорогу. Пока Насти нет, приготовлю все и Вам упакую. Пока ужин, пока что. Горяченького покушаете.
Василий Петрович: Да ты б сама поела.
Фирузе: Я к сестре поеду. Она дом в деревне купила, огород завела, козу.
Василий Петрович: А за квартирой кто приглядывать будет?
Фирузе: Я приезжать буду раз в неделю.
Василий Петрович: Ладно. Брать тут что. Кроме книг и нет ничего. Пойду, прилягу. Устал.
Фирузе суетиться. Подбивает подушки под головой хозяина.
Василий Петрович (устало): Иди, иди. Спасибо.
Слышно, как Фирузе гремит посудой на кухне, льется вода. Потом все затихает.

3 сцена
Анастасия вбегает в квартиру, громко хлопает дверью. Скидывает туфли, босиком бежит в гостиную.
Анастасия: Пап, папа!!
Фирузе: Не буди, уснул. Видела – переживает. Глаза грустные. Тоскует.
Анастасия: Знаю. Главное, чтобы не заболел. А то сердце прихватит и все.
Фирузе кивает головой.
Фирузе: Ой, моя курица.
В гостиную заползает запах горелого. Фирузе снова гремит посудой.
Фирузе(причитает): Испортила хорошие продукты. Эх, неумеха.
Василий Петрович (выйдя из спальни): Чем пахнет? Что-то сгорело.
Анастасия (безнадежно машет руками): Это была наша курица с собой.
Василий Петрович: Фирузе, я же говорил. Ничего не надо. (Посмотрев на часы) Что-то машина запаздывает. Мы так к ужину действительно не успеем.
Раздается звонок в домофон.
Василий Петрович: Вот и машина. Фирузе бросай все. Иди сюда. Присядем на дорожку по-старорусскому обычаю.
Фирузе, расстроенная, выходит из кухни. Все садятся. Фирузе выносит в коридор чемоданы. Трое обнимаются, целуются. Фирузе что-то шепчет по- своему  про себя, закрывает за хозяевами дверь. Садится в кухне. Поет на таджикском языке. Идет в гостиную. Садится в кресло хозяина. Берет книгу на столе, открывает, читает по слогам по-русски.
Фирузе: Не понимаю, что он тут пишет. Какая-то Фаина любит какого-то Юрия. А он ей изменяет с другой. Зачем тогда любить женщина, чтобы спать с другой?! Не понимаю.
Снова поет на таджикском языке. Уходит в свою комнату. Слышен грохот падающего стула. Фирузе ругается по-таджикски.
Фирузе: Шайтан тебя забери. Надо собираться, к сестре ехать. Автобус поздно потом будет. Фирузе страшно в русский деревня одной ехать.
Фирузе ворчит, причитает. Выходит с узлом за плечами. Закрывает за собой дверь квартиры.
4 сцена
Машина мчится по трассе. Уже темнеет. Видны огоньки дальних городков и деревень на большом экране на сцене полная иллюзия движения по шоссе. Звук тормозов и лай собаки.
Василий Петрович (раздраженно): Ну, что там еще.
Анастасия: Пап, да спи. Собака под колеса чуть не бросилась.
Василий Петрович: Откуда тут собака?
Анастасия: Так мы загород уже выехали на шоссе. Деревня рядом.
На дороге в темноте идет маленькая фигурка с большим узлом.
Анастасия: Пап, смотри. А та фигурка с большим узлом за спиной, никого тебе не напоминает?
Василий Петрович: Фирузе?!!! А что она-то тут делает?
Анастасия: Пап, давай ее довезем. Узел-то явно тяжелый.
Василий Петрович: Да, может, наврала она?! И нет у нее никакой сестры?
Анастасия: Так мы ее сейчас и спросим?
Машина притормозила у фигурки с узлом.
Василий Петрович: Фирузе, никак ты? А что случилось?
Фирузе (удивленно): Хозяин (забывшись, поправляется) Василий Петрович, я на автобус опоздала. Вот иду пешком. Уже час как иду.
Василий Петрович (смеясь) А куда идешь-то?
Фирузе: К сестре иду. Деревня Ивановка. Тут еще километров пять. Один мужчина мне на шоссе подсказал.
Анастасия (радостно): Так и нам в Ивановку, в Дом творчества писателей. Пап, нам по дороге.
Василий Петрович: Садитесь, Фирузе, мы Вас подвезем прям к дому сестры.
Фирузе проворно скидывает узел в открытый багажник, и ныряет в машину. Звук удаляющейся машины затихает.

5 сцена
Вечер. Дом сестры Фирузе. Слышны радостные голоса. Из дома выходят Василий Петрович и Анастасия. Фирузе провожает их до калитки, машет вслед. В руках у них огромные лепешки. От них еще идет дым.
Анастасия: Вот и наш ужин.
За ними бежит Фирузе с пакетом.
Фирузе: Вот, забыли. От моей сестры. Там в горшке беш-бармак -горячий еще. Не разлейте.
Василий Петрович: Да что ты, дорогая. Ну, спасибо тебе. А то на ужин мы уже точно опоздали.
Анастасия: Пап, осторожно тут кусты колючие и под ноги смотри.
Василий Петрович: Я ж не маленьк….Ой.
Анастасия: Пап ушибся? Я ж говорила, голову береги.
Идут молча. Вот и ворота Дома творчества.
Василий Петрович: Хорошо я такси отпустил. Тут близко совсем.
Анастасия: Видишь, мы без Фирузе  - никуда.
6 сцена
Утром Василия Петровича и Анастасию будит стук в дверь.
Василий Петрович (приподнимаясь на локте на кровати): Кого еще нелегкая в такую рань принесла.
Из-за двери  голос знакомый.
Василий Петрович: Фирузе? Ты как нас нашла?
Открывает дверь в пижаме и тапочках.
Фирузе: Сестра подсказала. Она тут уборщицей работает.  Знает всех, охрану. Сказала, как пройти.
Анастасия из своей комнаты.
Анастасия (заспанным голосом): Пап, кто там?
Василий Петрович прикладывает палец к губам. Фирузе шепчет.
Василий Петрович: Спи. Это ко мне (тоже шепотом). Так чего ты пришла-то в  такую рань?
Фирузе (наклоняясь на ухо Василию Петровичу) Мы Вам невесту хорошую в деревне присмотрели. Я хочу домой ехать совсем. У меня муж заболел. Лекарства из Москвы повезу. А невеста за Вами присмотрит. Василий Петрович: Что ты выдумала? Какая невеста?
Фирузе: Ты посмотри, подумай. Я тебе фотокарточка оставлю.
Вынимает из разреза кофты карточку. Сует Василию Петровичу. Убегает.
Полдень. За окном шум, поют под гитару.
Анастасия: Пап, я пойду?
Василий Петрович: Да, иди, погуляй.
Анастасия уходит, громко хлопнув дверью номера.
Василий Петрович (уронив голову на руки, облокотившись о стол, плечи дергаются, плачет): Маашааа. Зачем ты так? Бросила меня…Я старый. Мы бы могли еще пожить. Я хотел тебя в Бразилию с собой взять. Там конференция драматургов Латинской Америки осенью. А ты?
Неслышно входит Фирузе.
Фирузе: Плакали? А невесту смотрели?
Василий Петрович (раздраженно): Опять Вы здесь. Оставьте же меня в покое.
Выходит из номера, громко хлопнув дверью. Фирузе садится на стул. Поет по-таджикски. Открывает книгу, лежащую на столе. Читает по слогам.
Фирузе: Иван любит Марью. А Марья сбегает в лес Серым волком.
Захлопывает книгу. Ругается на таджикском языке.
Фирузе: Шайтан меня забери. Зачем Серый волк, когда человек любимый есть? Не понимаю. Снова поет по-таджикски. Уходит из номера.
7 сцена
Анастасия (сидит на скамейке у корпуса): Вот вырасту. Буду, как мама биологом.
Василий Петрович (незаметно подходит сзади и закрывает руками дочке глаза): И заразишься какой-то неизвестной болезнью при эксперименте с белыми мышами.
Анастасия (упрямо откидывая волосы назад, и отнимая от глаз папины руки): Почему от белых мышей, а не от сусликов или кроликов?
Василий Петрович (грустно): Потому что наша мама ставила опыты именно на белых мышах.
Анастасия: Пап, ты юмора, я смотрю, совсем не понимаешь.
Целует отца в лоб. Уходит по аллее к корпусу.
Василий Петрович (роняя голову на плечи, рыдает почти в голос): Машааа…..
Из-за кустов снова возникает фигурка Фирузе, на этот раз опять с узлом за плечами.
Василий Петрович (испуганно) Кто здесь?
Фирузе (шепотом): Это я, Фирузе. Я уезжаю к мужу. С невестой договорилась.
Василий Петрович (раздраженно) Как же Вы мне все надоели.
Уходит к корпусу. Фирузе пропадает за деревьями.
8 сцена
Фирузе сидит одна в московской квартире. Поет по-таджикски. Укладывает лекарства в свой узел.
Фирузе (вздыхая): Шайтан меня разбери. И куда я еду, зачем? Как без меня аНастя будет, аВасилий?
Обхватывает голову руками. Подвывает. Качается из стороны в сторону. В замке поворачивается ключ. Фирузе испуганно прячется за своими узлами. В квартиру входит Василий Петрович и Анастасия.
Анастасия: Пап, и зачем мы вернулись? Не понимаю?
Василий Петрович (раздраженно) Фирузе сказала, что уезжает к мужу. Мне какую-то невесту предлагала. На вот, карточку посмотри, страхолюдище. Наша мама такая красавица была.
Анастасия: Пап, только не начинай.
Под окном слышен громкий смех и звуки гитары.
Анастасия: Пап, ну, я пойду?
Василий Петрович: Ну, иди. Только не забудь, что в 17ч за нами придет машина.
Анастасия: Хорошо, пап.
Из-под тюков выглядывает голова Фирузе.
Фирузе: Уже вернулись? Наотдыхались?
Василий Петрович (повышая голос, почти кричит): Все ты, шайтан тебя побери.
Василий Петрович ругается на таджикском языке. Глаза у Фирузе вылезают от удивления из орбит.
Фирузе (шепотом): А ты что, и таджикский знаешь?
Василий Петрович (поет и приплясывает в такт пению): Далалай-далай-далалай!!! Ой, шайтан меня разбери.
Фирузе (радостно): Так может ты сам, и уберешься, и сготовишь за меня.
Василий Петрович (веселым голосом): Конечно, Фирузе. Езжай к мужу спокойно. Мы с Анастасией будем раз в неделю приезжать за квартирой смотреть.
Фирузе: А ведь далеко? Вам не трудно?
Василий Петрович (кивая головой): Совсем не трудно. Даже приятно. Да, забыл, тебе с собой Настя поесть купила в дорогу.
Фирузе: Зачем. У меня самолет из Внуково в восемь. Я скоро Душанбе буду. Домой кишлак на автобусе доеду. Там мне не страшно. С детства все знаю.
Василий Петрович (зевает): Я прилягу.
Уходит в спальню. Голова Фирузе падает на руки на свои узлы, плечи трясутся. Она плачет.
Входит Анастасия.
Анастасия: Фирузе. Ты плакала?
Фирузе: Нет. Я собиралась. Узлы завязывать.
Анастасия: Машина еще не приходила?
Из спальни выходит заспанный Василий Петрович. Раздается звонок в домофон.
Фирузе (хватая узлы): Это мой такси. Я заказывала. Ваше позже. Еще не подъехала машина.
Анастасия и Василий Петрович удивленно переглядываются. Помогают Фирузе вынести узлы вниз в подъезд. Возвращаются в квартиру.
9 сцена
Вместе Анастасия и Василий Петрович сидят, обнявшись, плачут. Звонок в дверь.
Василий Петрович (с усилием встает): Наверное, машина пришла.
Звонок повторяется.
Василий Петрович: Иду. Кто там?
Голос Фирузе.
Фирузе: Я опоздала на такси. Впустите меня.
Василий Петрович удивленно.
Василий Петрович: Как это опоздала.
Фирузе (плачущим голосом): Он свой, таджик. Сказал - мало платишь. И уехал.
Фирузе ставит узлы в коридоре. Причитает.
Анастасия появляется из гостиной.
Анастасия: Пап, давай ее до аэропорта довезем, потом в Дом творчества.
Василий Петрович (обреченно):  Давай.
Раздается сигнал домофона.
Василий  Петрович (громко): Готовы? Выходим.
Все уходят из квартиры.

2 действие
1 сцена
Аэропорт. Голос диктора.
Диктор: Посадка на рейс Москва-Душанбе заканчивается. Пассажирку Фирузе Байрамову просят срочно пройти на посадку.
Вбегает запыхавшаяся Фирузе. Мечется по залу. Кричит.
Фирузе: Охрана. Куда идти? Куда посадка?
Вбегают Василий Петрович и Анастасия.
Василий Петрович (ворчит): Дурная баба. И тут опоздает. Я ее на машине до Душанбе и до ее аула не повезу.
Анастасия: Папа, помоги человеку. Доведи ее на посадку.
Диктор: Диктор: Посадка на рейс Москва-Душанбе заканчивается. Пассажирку Фирузе Байрамову просят срочно пройти на посадку. Выход 44.
Василий Петрович хватает узлы, Фирузе за руку. Бегут к выходу 44. Там все уже закрыто.
Фирузе (ругается по-таджикски): Ой, не везет. Муж без лекарства умрет.
Подходит Анастасия.
Анастасия: Мы тебе билет купим. Улетишь другим рейсом.
Фирузе(плачет): Ой, не полечу. Это Шайтан против. Хочет, чтобы муж умер.
Василий Петрович: Фирузе. Что ты говоришь такое?
Фирузе: Пойдем домой. Узлы бери. Машина отпускай. Завтра.
Анастасия (в истерике) : Что завтра? У нас с папой из-за тебя весь отдых испорчен. Пап давай ее на ближайший рейс и в Дом творчества. Меня ребята ждут.
Василий Петрович (обреченно идет к авиакассе): 1 билет до Душанбе на сегодня, пожалуйста.
Кассир: Сегодня рейсов нет. Завтра в 9ч утра. Берете? Последний остался.
Василий Петрович: Берем.
Немая сцена. На узлах спит Фирузе. Положив голову на плечо Василия Петровича, спит Анастасия. Утро.
Диктор: Начинается регистрация пассажиров на рейс 45 Москва- Душанбе. Пассажиров просят пройти к стойке 85,86 и 87. Повторяю…..
Василий Петрович расталкивает Фирузе, будит Анастасию.
Василий Петрович (решительно): Идем.
Регистрирует Фирузе на рейс. Она проходит паспортный контроль. Василий Петрович и Анастасия машут вслед улетающему самолету на большом экране на сцене. Появляется Фирузе без узлов.
Василий Петрович (истерично): Да что же это такое.
Выходит из здания аэропорта. Садится в такси. Подбегает Фирузе.
Фирузе: Я узлы самолетом отправила. Бортпроводница тоже из нашего кишлака. Сказала, Байрамовых знает. Лекарство передаст. Вы езжайте в Дом творчества. А я в Москву, за квартира смотреть.
Анастасия садится в такси. Все вместе уезжают в Москву.

2 сцена
В московской квартире Фирузе гремит на кухне посудой. Василий Петрович рыдает в гостиной. Анастасия кричит со двора.
Анастасия: Пап, когда машина в Ивановку?
Василий Петрович (собравшись с силами негромко): В 17ч. Не опаздывай.
Из кухни слышно, как Фирузе ругается по-таджикски.
Василий Петрович: Фирузе, что горит?
Фирузе (из кухни): Ваша курица. Хотела с собой приготовить.
Василий Петрович: Говорил же, ничего не надо.
Фирузе  входит, лицо измазано пригоревшей курицей.
Василий Петрович: Ну. Остались мы без еды.
Фирузе (обреченно): Шайтан возьми эту курицу. Горит уже второй раз.
Василий Петрович: Так это та, что в тот раз пригорела?
Фирузе: Нет, другая.
Уходит. В кухне слышен плеск воды. Фирузе моет посуду и поет на таджикском языке.
3 сцена (немая)
Входит Анастасия. Молча, идет в кухню. Василий Петрович, молча, уходит спать. Фирузе выходит с лепешками. Кладет их в сумку. Собирает хозяев в дорогу. Звонит домофон. Василий Петрович и Анастасия, молча, уходят. Фирузе сидит одна, молча в пустой квартире.

4 сцена
В Ивановке. На скамейке сидит Анастасия. Сзади подкрадывается Василий Петрович, закрывает глаза дочке руками.
Анастасия: Пап, ты что, как маленький.
Василий Петрович: Ты для меня всегда маленькая. А вот помнишь, мама….
Анастасия: Пап, только не сейчас.
На соседней аллее шум, голоса, звук гитары.
Василий Петрович: Иди. Развлекайся. А я.
Садится, рыдает. Поет по-таджикски.
Василий Петрович: Балалай-далалай-далалай.
Сзади подкрадывается Фирузе. Закрывает глаза Василию Петровичу руками.
Василий Петрович: Настя, не балуйся.
Фирузе: Это не Настя. Это Фирузе к сестре приехала.
Василий Петрович: Как ты нас нашла?
Фирузе: Сестра сказала. Она тут уборщицей работает. Охрану знает. Вот и сказала, как пройти, что сказать. Невесту я тебе…..
Василий Петрович (раздраженно): Да оставьте……
5 сцена
Утро. В номере спят на диване, навалившись друг на друга Фирузе, Василий Петрович, Анастасия.
Вместе вскакивают. Кричат. Машут руками.
Фирузе, Настя, Василий Петрович: Ой, шайтан. Снится всякое.
Приплясывают и поют вместе по- таджикски. Входит массовка в номер 7 человек, с гитарой, поют. Спрашивают удивленно.
Массовка: А что здесь происходит. Настя?
Анастасия: Сама не пойму. Как это мы так уснули. Отвозили домработницу в аэропорт, она не улетела. Вернулись поздно. Устали. Заснули.
Фирузе (причитает): Я мужу курица отправлять. Она там сдохнуть.
Василий Петрович: Где? В узлах? Не было никакой курицы.
Фирузе: Я ее приготовить беш-бармак и в узлы прятать.
Анастасия: Так  она ж в супе уже того?!
Фирузе плачет, обхватив голову руками. Василий Петрович ругается на таджикском языке.
Массовка: Дела. Ну, отдыхайте. Насть мы попозже.
Уходят.
Анастасия машет рукой. Идет в свою комнату, закрывает дверь. Фирузе беззвучно бормочет что-то. Василий Петрович садится за ноутбук, что-то печатает.
Фирузе резко вскакивает и выбегает из номера.
Под окнами гитара, оживленные голоса.
6 сцена
На большом экране на сцене показывают, как сгружают узлы Фирузе в аэропорту, суп, конечно, разлился, из узлов вытекает вода. Бортпроводница в шоке.  Находит полиэтилен, заворачивает в него узлы и грузит в машину, идущую до кишлака  Фирузе.
7 сцена
Вечер в Доме творчества. Тихо. По аллее решительно к корпусу, где живут Василий  Петрович и Анастасия двигаются в темноте два силуэта - маленькая фигурка семенит сзади, большая фигура, размахивая руками, широко шагая, идет решительно. Входят в корпус.
Номер Насти и Василия Петровича. Стук в дверь.
Василий Петрович: Кто там? Мы никого не ждем.
Фирузе (из-за двери): Это я, Фирузе. Невесту тебе привела познакомить.
Василий Петрович: Господи, и за что мне это?!
Фирузе: Так откроешь, хозяин (сбивается) Василий Петрович?
Анастасия (заспанным голосом): Пап, кто это?
Василий Петрович (шепотом): Спи. Это ко мне.
Выходит в пижаме в коридор. Застывает в изумлении. Немая сцена.
Василий Петрович хватается за сердце, падает. На громкий стук выбегает Анастасия в ночнушке. Машет беспомощно руками. Фирузе бросается к Василию Петровичу. Мы видим лицо невесты, которую привела Фирузе – это здоровый таджкик с бородой, он подхватывает Василия Петровича и несет на руках по коридору. Мычит что-то себе под нос. Настя в шоке бежит за ним и Фирузе. Фирузе радостно улыбается, поет по-таджикски.
Занавес