Ч. 16 На войне люди расходный материал

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/17/2099

Во время Второй мировой войны темпы научных разработок, направленных на практическое применение, резко ускорились.

С минами в первом приближении мы немного разобрались, о методах борьбы с ними я писать не буду, скажу лишь, что всё время шло соревнование: одни придумывали какую-нибудь коварную штуку, а другие пытались сначала узнать, что это такое, а потом старались переплюнуть противника в области доставления неприятностей.

Обменивались ли информацией о немецких минах английское Адмиралтейство и советское министерство Военно-Морского флота, мне неведомо. Многое продолжает храниться в архивах, допуск в которые затруднён.

Дело в том, что в зависимости от политической обстановки факты трактуются так, как выгодно в данный момент.

Сейчас с американцами чуть ли не войну собрались начинать, а сменится руководство или курс, начнутся новые песни о старом, примутся вспоминать о боевом содружестве, пока снова не разругаются.

Если с минами у немцев в начале войны было всё прекрасно, то иная обстановка сложилась с торпедами. 30 октября 1939 года подводная лодка U-56 под командой капитан-лейтенанта Вильгельма Цана прошла сквозь охранение из 12 эсминцев, чтобы атаковать английские линкоры «Rodney», «Nelson», «Hood». Первой целью он выбрал линкор «Nelson».

Цан дал залп из трёх торпед, и ни одна из них не взорвалась, хотя подводники хорошо слышали звук ударов торпед о корпус линкора. Англичане тоже подтвердили, что все три торпеды попали в корпус корабля.

На борту линкора находилось всё высшее военно-морское командование Великобритании во главе с Уинстоном Черчиллем.

Командир подлодки сумел увести U-56 от преследования, но неудача с торпедами после всего, что подводники пережили, пройдя сквозь боевое охранение, так потрясла командира, что командующий подводными силами Дёниц отстранил его от командования подводной лодкой и перевёл инструктором на базу подготовки подводников.

Цан получил кличку «человек, который почти убил Черчилля». Капитан-лейтенант оказался очень невезучим. Хотя Дёниц затем вновь назначил его командиром подводной лодки, но остался недоволен отсутствием результатов и снова снял его с командования.
 
Цана, который стал корветтен-капитаном, назначили командовать совместно с гражданским капитаном Петерсоном, хорошо нам всем известным судном «Wilhelm Gustloff», который потом немцы прозвали «Титаником Адольфа Гитлера».

Александр Иванович Маринеско, командир подводной лодки С-13, тремя торпедами потопил лайнер. Погибло больше всего людей на одном корабле за всю историю мореплавания.

Но это не было военное преступление, как некоторые авторы пытались приписать Маринеско. Капитан 3 ранга действовал правильно: на лайнере была установлена зенитная артиллерия, судно не имело международного обозначения госпитального судна (красного креста).

Цан сумел спастись. Его отдали под суд, но был уже конец войны, и невезучему подводнику наконец-то повезло:  он остался жив.

Гросс-адмирал Дёниц в своих воспоминаниях написал: «Вскоре после начала войны стало очевидно, что магнитные взрыватели, благодаря которым торпеда детонировала, достигнув положения под целью, оказались отнюдь не совершенными.
 
Слишком часто детонация происходила преждевременно или, наоборот, позже, чем необходимо. Нередко торпеда вообще не детонировала. Глубина, на которой двигалась торпеда, обычна была больше установленной. Контактные взрыватели также часто отказывали».

Несмотря на плохие торпеды, немецкие подводники потопили в начальном периоде войны 199 судов и военных кораблей, кроме того, на минах, в установке которых принимали активное участие и подводники, погибли 115 кораблей.

Но понесли потери и немецкие подводные силы.  Германия лишилась 14 подводных лодок и примерно 400 человек подводников, составлявших их экипажи. Но по этому поводу слёзы никто, кроме ближайших родственников, не лил.

Люди во время войны  - всего лишь расходный материал.  Как обтирочная ветошь на заводе.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/01/21/1218