Творчество Яна Вермеера-чудо живописи, продолж. 4

Койфман Валерий
«У сводни» (1656, Галерея старых мастеров, Дрезден).
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
ТВОРЧЕСТВО ЯНА ВЕРМЕЕРА ДЕЛФТСКОГО - ЧУДО ЖИВОПИСИ (продолжение 4)
Вот очередная работа Вермеера «У СВОДНИ». С точки зрения хронологии, картина
«У сводни» является третьей из его сохранившихся работ.
После «Христа в доме Марфы» и «Дианы с нимфами», исполненных в стиле итальянского барокко, эта картина является знаковой, поскольку в ней впервые мастер (ему было тогда 24 года) обратился к мотивам повседневной жизни в стиле жанровых сцен, которые отныне станут приоритетными в его творчестве.
Сюжет, лежащий в основе картины, был распространен в голландской живописи и интерпретировался как эпизод из периода веселых странствий «блудного сына».
Ян, безусловно, не раз видел одноименную картину Дирка ван Бабюрена (1595-1624) в доме своей тещи. Однако его собственная версия, которую мы видим здесь, отличается от работы ван Бабюрена и колоритом, и настроением. Тема продажной любви толкуется Вермеером без морализаторства, с чувственным переживанием, поддержанным колористической роскошью.
Сводня привела богатого клиента к своей подопечной. Кажется, что кафтан и руки мужчины, который бесцеремонно обнял женщину, загорелись от света, падающего на нее желтую кофту. Женщину, кажется, нисколько не смущает фривольное поведение гостя и она привычно подставляет ладошку под монету. Узор ковра издали напоминает разгоревшиеся угли костра, что усиливает впечатление любовной игры.
Как же сам художник относится к женщине и всем участникам этой сцены?
С самыми доброжелательными чувствами. Женщина очень красива, у нее приятные черты лица, крупный сочный рот.
Свет слева падает, прежде всего, на нее, и ее желтая кофта солнечно светится.А тут еще белый платок на голове, ярко освещенный и кажущийся светящимся лоб, полыхающие румянцем щеки. Сводня в черном, в выражении ее лица читается не жажда наживы, а скорее, живой интерес, любование и восхищение красотой и молодостью.
Акцентируя внимание на фигурах, мимике и поведении персонажей, равно как и на фактуре тканей и посуды, Вермеер превратил, по сути, обычную бордельную сцену в некое романтическое таинство любви; при этом исследователи предполагают, что свою супругу, Катарину Болнес, он, вероятно, представил в образе разбитной девицы, а самого себя – в роли одного из двух кавалеров.
Несмотря на весьма изобретательную в построении фабулу картины, все же не рассказ, а удивительное мастерство «показа» заставило написать французского исследователя Луи Желе в 1936 году: ««У сводни»  - это законченный шедевр, одна из самых прекрасных картин в мире, превосходящая своим изяществом все искусство Запада».
Продолжение следует...