Крещение

Лев Ефремов
      Дизель-электроход «Лена», после выгрузки генгруза в  Венесуэльском порту Ла-Гуайра, в балласте, т.е. без груза, только с забортной водой в балластных танках следует в канадский порт Монреаль под погрузку. Атлантический океан – Саргасово море, январь, но тропическое солнце раскалило металлические части судна так, что на палубу без обуви не выйти – получишь сильнейший ожог. На палубе можно яичницу жарить, как говорят матросы.
     Палубная команда, как обычно, после выгрузки готовит судно к предстоящей погрузке. Зачищают трюма от остатков груза, убирают мусор, замывают трюма забортной водой. На палубе жарища, а в трюмах и тем более. Время приближается к обеду. Матросы устали и сели перекурить на корме – выбрали местечко, где немного продувает ветерком. К ним примкнули и мотористы. В машинном отделении, хотя и работает вентиляция, но жара, как и в трюмах. Сидят, курят, тропический климат недобрым словом поминают:
   - Скорее бы в Канаду. Там сейчас зима, прохладно.
   - Так, ведь, там мороз под 30 градусов. В такой мороз работать тоже не  радость.
   - Мужики. - Вдруг вспомнил матрос Валера Кирш. – Сегодня, какое число-то?   
19 января. Так сегодня Праздник – Крещение,  наши друзья и родные дома в ледяных купелях грехи смывают.  Давайте поговорим со старпомом. Он мужик нормальный, сам купаться любит.  Пусть попросит у капитана разрешения искупаться в море.
     А тут и старпом показался на палубе. Решил посмотреть, чем матросы занимаются и заодно проверить, как идет подготовка трюмов к погрузке.
     Подошел к матросам, разговорились. Дал обычные указания. Ну, это, как обычно. И тут начали матросы жаловаться на жару и просить его через капитана организовать купание, хотя бы на полчасика.
   - Все мокрые от жары, и к тому же сегодня Праздник - Крещение Господне. Вся страна наша сейчас в проруби лезет. Давайте и мы Иордань в Атлантике устроим.
   - Да, вы что? Совсем от жары обалдели.- Немного подумал…- Но, вообще-то, можно попробовать устроить отработку учебной шлюпочной тревоги. Ладно, пойду, поговорю с капитаном.
     Идет старпом в свою каюту, берет План-календарь, в котором по датам
расписано, что экипаж судна в определенное время должен производить отработку Учебных  Судовых Тревог. Заходит к капитану и показывает этот Журнал:
   - Александр Васильевич, время подошло, надо бы Учебные тревоги отыграть. Сейчас погода хорошая и судов рядом нет, нет помех для маневров. Да и экипаж с удовольствием в учебный плот из воды залезет. Заодно и искупаются, немного охладятся.
     В это время у капитана в каюте по своим, каким-то делам находился еще и помполит Григорий Александрович. Это был бывший замполит Военно-Морского Флота, который в свое время попал под знаменитое Хрущевское сокращение и перешел работать на суда Торгового Флота. Свою должность он считал очень нужной на флоте и ревностно выполнял на судне работу, на которую его направила Партия. Услышав про купание в океане, он решил вмешаться:
   - Леонид Алексеевич, а я слышал, что матросы хотят не Тревоги отыгрывать, а Крещенское купание организовать.
     И обращается к капитану:
   - Александр Васильевич, как мы потом в Мурманске в Парткоме будем объяснять, что мы советские моряки – атеисты устроили за границей в океане церковный праздник?
  - Причем здесь религия? Подошло время проведения учебных тревог. А вот, как мы потом объясним в Военном отделе Пароходства, что не провели вовремя, согласно Плану, тренировки? Или вы считаете, что их лучше проводить в Канадских водах, в мороз? – И старпому - Леонид Алексеевич, подготовьте экипаж, будем производить Учебные тревоги после полдника, в 17.00. 
    Согласно различным нормативным документам, в том числе и между-народным,  судовые тревоги должны отыгрываться на судне не реже раза в месяц. Можно эти тревоги просто записать в журнал тревог. Можно сыграть общесудовую тревогу, проверить знание экипажем своих обязанностей по этим тревогам и поставить в журнале «галочку». Но Александр Васильевич не был формалистом, это был опытный моряк и, естественно, хотел, чтобы все моряки его экипажа знали морское дело и всегда старался при возможности вовремя проводить учения  и тренировки экипажа. Учить – так учить.
     В 17.00 Авральные звонки громкого боя и объявление по судовой трансляции:
     - По судну объявлена общесудовая учебная тревога.
       Экипаж собрался, каждый на своем месте. Командиры аварийных партий проверили знание своих подчиненных об их обязанностях по тревогам. Доложили старпому, а тот капитану.  Следует следующая вводная:
       Объявляется учебная тревога – Шлюпочная.
     - Экипажу собраться у шлюпок.
       Экипаж собрался, знание  обязанностей по тревогам командиры проверили и доложили. Капитан решил усложнить проведение учебной тревоги.  На судне раньше имелся учебный спасательный плот. И вот он дает распоряжение:
      -Учебный плот спустить за борт и членам экипажа в спасательных жилетах прыгать в воду и забраться в этот плот.
      Судно в Атлантическом  Океане. Ветра нет, тропики, тепло,  но пологая океанская волна высотой около трех метров. Опять же, тропики. На верхний мостик направляются с биноклями начальник судовой радиостанции и второй радист - следить за акулами. Спускается за борт плот. Крепится на двух швартовах. За борт спущен штормтрап. Молодежь прыгает в воду с борта, а те, кто постарше – спускаются по штормтрапу. Самое трудное в этой операции – забраться в плот из воды. Спасательные нагрудники, вероятно, изобретали и воплощали в жизнь люди далекие от морской жизни. С одной стороны – все правильно, основная поддерживающая подушка находится на груди, но она не дает возможности залезть в плот по штормтрапу. Ногами встаешь на трап, он уходит под плот и тут еще этот нагрудник. Молодежи легче, а морякам постарше еще и живот мешает.
      Часть экипажа прыгнула в воду и забралась в плот, часть не решилась, к тому же и ветерок начал задувать и  волна начала увеличиваться.
      Поступила новая команда:
     -Отбой учебной тревоги. Всем, находящимся на плоту, подняться на борт судна.
      Залезть на борт судна по штормтрапу в спасательном жилете, это метров 7, плюс океанская волна, конечно же, тяжело. Морякам уже плевать на то, что с ними дальше будет, снимают жилеты, сбрасывают их в плот и на судно. Поднимают учебный плот, и из него вываливается аварийное снабжение   и спасательные жилеты. Все это плавает около судна. Все это -  судовое имущество и оно числится в судовых документах. Что делать? Имущество надо спасать. Вызывается ловить эти жилеты и прочее матрос, и, не дожидаясь приказа, прыгает за борт. Стоящие на палубе, к ужасу, видят, что плавает он «по - собачьи», т.е. не совсем умеет, и его течением относит от судна. Если сейчас спустить спасательную шлюпку, то поднять ее потом на борт на океанской волне будет очень сложно. Спасать его вызвался третий помощник капитана, молодой парень Володя. Забегая вперед, скажу – через несколько лет назначили Владимира капитаном пассажирского судна. Ныряет Володя в океан с борта, предварительно ему на пояс привязали три бросательных линя, но в воде они отвязались. Володя подплыл к матросу, и они вместе потихоньку подплыли к корме. С кормы спустили несколько спасательных кругов с привязанными к ним линями. Ребята подплыли к кругам и их подняли на борт. Одна учебная тревога закончилась почти успешно. Правда, осталось: А как оформить потерю спасательных кругов и жилетов?   
     Идет разбор учения и среди прочих вопросов спрашивают радистов:
   - Вы следили за поверхностью океана, что вы видели?
   - Акульи плавники мы видели несколько раз и докладывали об этом капитану.
     Но все обошлось благополучно, не считая нескольких  потерянных спасательных нагрудников. Главное - моряки в океане искупались, их желание было выполнено и настроение уже улучшилось. Можно и дальше продолжать свою не легкую морскую работу.
     Да, и на Крещение Господне моряки почти в Иордань окунулись, правда без освящения его священниками, а с другой стороны - кто его знает, может, кто-то эту океанскую воду уже освятил?