Творчество Яна Вермеера-чудо живописи, продолж. 3

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
ТВОРЧЕСТВО ЯНА ВЕРМЕЕРА ДЕЛФТСКОГО - ЧУДО ЖИВОПИСИ (продолжение 3)
Тайной остается и другое - почему у Вермеера только одна картина на античный сюжет («Диана»), одна картина на библейский сюжет («Христос»), один пейзаж («Вид Делфта»), одно изображение здания («Улица в Делфте»), одна картина аллегория («Аллегория веры»).
Есть еще две картины, изображающие одного человека, но с разными названиями «Астроном» и «Географ».
Все остальные изображают одинокие женские фигуры в тесном интерьере, или двух, в крайнем случае, трех персонажей.
Женщины Вермеера – это чаще всего представительницы зажиточного бюргерства. Они читают, пишут письма, играют на музыкальных инструментах, вышивают, примеряют украшения, раздумывают, беседуют с кавалерами или даже пьют вино. И всё!
Это краткое перечисление исчерпывает все сюжетное разнообразие наследия живописца.
Как случилось, что в каждом из своих жанровых видов он создал шедевр и не пожелал продолжить свои искания?
А возможно ли вообще, чтобы художник без подготовительной работы, этюдов, эскизов, рисунков становился к мольберту и писал полотно, о котором и можно сказать, что трудно себе представить что-то более совершенное, колористически прекрасное, классически выверенное?
Конечно, можно выдвигать гипотезы. Быть может, Вермеер уничтожал подготовительные работы, хотя о других художниках его времени такие факты неизвестны.
Итак, доказательств плодовитости живописца Яна Вермеера не существует, напротив, есть определенные основания считать, что рисовал он очень мало и долго работал над полотнами. Косвенным подтверждением этого могут быть, например, высокие цены на картины Вермеера ещё при его жизни. Они были намного выше, чем на работы его современников, хотя популярность некоторых его коллег была очень громкой.
 «МОЛОЧНИЦА» (1658-59, РИЙКСМУЗЕУМ, АМСТЕРДАМ). У Вермеера нет даже чистых натюрмортов, гордости голландских художников. Хотя в его композициях с человеческими фигурами важным элементом является изображение предметов быта: овощей, хлеба, молока, посуды, утвари, которые если рассматривать отдельно, представляют совершенно оригинальные натюрморты.
Вот полотно «СЛУЖАНКА С КУВШИНОМ МОЛОКА» (ИЛИ «МОЛОЧНИЦА»).

Группа предметов на переднем плане вполне могла бы быть отдельным натюрмортом – настолько она совершенна. Светится праздничный кулич и ломти белого хлеба, кувшин, глиняная посуда. Фактура вещей передана предельно точно. На буханке хлеба, булочке и ручке корзины маленькие светлые круглые пятнышки краски, похожие на мелкие жемчужины, которые заставляют все предметы светиться солнечным золотом.
Созерцая эту картину, погруженную в атмосферу спокойствия и светлой радости, мы становимся свидетелями чудесного превращения обыденности в таинство.
 «ЖЕНЩИНА С КУВШИНОМ» (1664-65, МЕТРОПОЛИТЕН, Н.-Й.).
Обратимся к следующей картине «Женщина с кувшином».
Здесь красивый натюрморт создают начищенные до солнечного блеска медное блюдо и кувшин. Рассмотрим саму картину. Молодая женщина в белой головной накидке и темном платье приоткрывает окно. Именно приоткрывает, а не просто стоит у окна.
«Женщину с кувшином» можно назвать простой до гениальности работой художника. Женщина как бы объединяет, связывает положением рук правую и левую части картины в единое целое, а округлость ее фигуры и лица подчеркиваются прямоугольностью формы окна, стола, карты, стула.
 Мы почти физически ощущаем, как комнату заполняет теплый дневной свет, делая жест женщины почти ритуальным.
Вермееру оказалось достаточным изобразить одинокую женщину на фоне почти голой стены (видна лишь карта) и погрузить всю сцену в удивительный свет, чтобы создать шедевр. Это великое искусство и великое мастерство.
Кстати. В искусствоведческих кругах весьма популярна почти анекдотическая история о том, как однажды (уже в XX веке) на выставке работ Вермеера толпа посетителей изумленная светописью мастера, потребовала отодвинуть одну из картин, чтобы убедиться, нет ли за ней дополнительного источника света.
Шутка шуткой, но именно свет часто называют «главным героем» картин Яна Вермеера.
Вспомним маленькие светлые круглые пятнышки краски, похожие на мелкие жемчужины, что на полотне «Молочница» которые заставляют все предметы светиться солнечным золотом.
Техника светоносных пятнышек использовалась им и при передаче освещенной солнцем одежды, например, служанки, наливающей молоко, и в других изображениях молодых женщин
Открытия в области передач пронизанной солнцем атмосферы – одно из самых крупных достижений Вермеера. Они ставят его рядом с великим Рембрандтом.
Но результаты их исканий в области света представляют разительный контраст.
Полотна Вермеера совершенно светлые. Вместо теплого темного фона у Рембрандта, на большинстве из них фоном служит светлая беленая стена.
В зависимости от освещения она может быть желтоватой, зеленоватой, серо-голубой или другой, но зрителю понятно, что это чистая белая стена.
Продолжение следует...