Разные бизнесы, разные приоритеты, разные судьбы

Леонид Хандурин
   Чем отличается наш, российский бизнес от, так называемого, западного бизнеса*)?

   Первое, системное, отличие.

   Представим, что все затраты (инвестиции) на ваш бизнес фиксируются в двух тетрадях. В первой тетради будут расходы на аренду помещений, оборудование, энергию, сырьё, транспорт, заработную плату и налоги. Во второй тетради будут расходы на новые технологии, на обучение специалистов (интеллектуальные инвестиции) и патенты.

   Западный бизнес получает доходы и прибыль за счёт затрат во второй тетради, учитывая, как выгодно вложены деньги в новые технологии, в специалистов и полезность патентов на новую оригинальную продукцию. Это прогрессивный тип бизнеса. На западе преобладает такой тип бизнеса.

   Российский бизнес получает доходы и прибыль за счёт затрат в первой тетради, не уплачивая (экономя) за аренду помещений, экономя на качестве оборудования и сырья, подворовывая энергию, экономя на зарплате и транспорте, уходя от налогов и других обязательных платежей, накапливая долги. Это каннибальный (изживающий сам себя) тип бизнеса и в России он пока является преобладающим.

   Если в индивидуальной предпринимательской деятельности такие способы ведения бизнеса (изживающий сам себя) на каких-то этапах допустимы, то для бизнес-компаний такие способы и методы ведения бизнеса - прямой путь к банкротству. 

   В итоге западный бизнес, в большинстве случаев, развивается, а российский бизнес, в половине случаев, банкротирует или работает малоэффективно.

   Как следствие, в западных компаниях главным лицом при получении прибыли является экономист или технолог, а в российских компаниях — бухгалтер.

   Поэтому, российская экономика не может модернизироваться, пока не изменится система приоритетов статей, за счёт которых компания получает доход и прибыль.
          

   Второе отличие.

   Когда речь идёт о западном бизнесе, то это, в основном, бизнес объединённый в товарищества, ассоциации, конфедерации и другие объединения со своими профсоюзами и юридическими защитными системами, противостоящие более крупным бизнес-компаниям для защиты от возможного рейдерства и даже от давления со стороны государственных и местных чиновничьих структур.

   Если рассматривать российский бизнес, то он пока сильно разобщён и не имеет даже элементарных коммуникативных элементов защиты даже в системах существующих товариществ. Да и существующее законодательство пока остаётся в принципах: кто сильный, тот и прав, независимо от правоприменительных норм. В российском бизнесе пока преобладают силовые приоритеты над правовыми, что не даёт возможности бизнесу не только развиваться, но даже — стать прочно на ноги, как в том анекдоте, «картошка выкапывается ещё до того, как взошла, потому что очень кушать хочется».

   Российский бизнес одиночно-интуитивный в отличие от западного, который является калькулятивным (расчётным), что позволяет западному бизнесу прогнозировать свои действия, как по ведению бизнеса, так и по выбору места и отрасли для эффективности бизнеса. Поэтому у западного бизнеса бизнес-планы являются рабочим инструментом, а у российских бизнесменов — фиктивными бумажками, не приносящими пользы ни для себя, ни для других.

   В качестве наглядного примера можно привести мнение простого американца (из США), который побывал в России, в одной из деревень Красноярского края. Американец сравнил фермерство в США и в России, считая наши натуральные индивидуальные или семейные хозяйства (которые были и во времена СССР) фермерскими хозяйствами. Вот как он это преподносит: «У нас как. Есть большая ферма, на которой работают люди. У вас же каждый сам себе фермер. У каждого во дворе есть свиньи, куры, утки, коровы, козы. У нас так не принято. Это очень интересно…».

   А разница ещё и в том, что частные фермы в США встроены в государственную систему (зарегистрированы, как предприятия, уплачивающие большие налоги), а в России — это индивидуальные хозяйства, которые всё время ведут борьбу с государством, чтобы не платить налоги и существуют, в большинстве случаев, нелегально или, как говорят, в «теневой экономике».

   Бизнес одиночек — путь в никуда, его эффективность всегда сомнительна.


                *) Здесь, под западным бизнесом подразумевается бизнес в странах, кроме расположенных на территории бывшего СССР и странах бывшего, так называемого, "социалистического лагеря".