Начало. Те дни, когда СИЕ случилось

Томас Твин
             Пожилому священнику Захарии ангел возвестил, что его неплодная жена Елизавета родит сына–пророка.
             Захария усомнился и тогда ангел наказал его немотой.
             Спустя шесть месяцев, в Назарете ангел сообщил деве Марии о беременности Елизаветы и Мария
             отправилась к ней в «город Иудин». Она пробыла там три месяца и вернулась домой, а Елизавета родила
             сына.

             Такова общая канва событий, сквозь которую отчетливо проступают контуры совсем иной истории.


        *        *        *        *        *        *        *        *        *        *

Уже самый визит ангела к Захарии почти не имеет прецедентов: ничего подобного не удостоились родители великих пророков древности - ни Моисея, ни Илии, ни Исайи, ни Иеремии и т.д. Без уведомления появились на свет и столь почитаемые иудеями прародитель Авраам и царь Давид*… Только для Иоанна Крестителя Бог сделал исключение, заранее предупредив его отца о предначертанном Елизавете. Когда наступит очередь Марии, ангел вновь упомянет Елизавету. Позднее Господь ниспошлет Елизавете и её мужу Святого Духа (даже родители Иисуса не изведают подобной благодати) … Налицо явное предпочтение, которое Всевышний оказывает пожилой чете из города Иудина.

-------------------------------------------------------
             * В Ветхом Завете упоминается всего 4 случая извещения родителей о предстоящем рождении сына.
               Все адресаты (или их сыновья) играют в библейской истории совершенно исключительную роль.
               Так, с патриархом Авраамом Бог заключает союз, жена Маноя рожает Самсона, про Иосию, сына царя
               Иеровоама, говорится: «Подобного ему не было царя прежде его» (4 Цар 23)
               Наконец, царю Давиду пророк Нафан запрещает строить храм и поручает храм сыну Давида –
               будущему великому царю Соломону.
               В Новом Завете Бог извещает родителей Сына Божия.
-------------------------------------------------------

Рождение Христа тоже сопровождают всевозможные знамения, но то ведь Сын Божий!, а отчего особое внимание оказано Предтече и его родителям?
Ни своей ролью, ни судьбой, ни деятельностью Креститель не превзошел знаменитых иудейских пророков, хотя сам Иисус называл Иоанна «бОльшим, чем пророк" и "наибольшим из рожденных женами” (Мф 11:9, 11:11).
Слова словами, а на деле Христос и другие лица постоянно уподобляют Крестителя БОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМ божьим людям, дабы придать ему весу.

         К примеру, Спаситель и архангел Гавриил отождествляют «наибольшего» с Илией (Мф 11:14, Лк 1:17).
         В свою очередь Евангелисты сообщают, что толпы народа стекались к Иоанну и почитали его за Мессию, но
         те же Евангелисты предпочитают цитировать не его, а древних пророков.Не впечатляет и деятельность Иоанна
         как Предтечи.
         Креститель должен был подготовить народ к приходу Господа, однако, сам Господь заявляет, что
         ИЛИЮ-ИОАННА НЕ УЗНАЛИ (Мф 17:12), не удалось ему «прямыми сделать в степи стези Богу нашему».
         Какое там! Вместо всеобщего покаяния и обращения к Господу, иудеи уже через 1-2 года после крещения
         отступают от Христа (Ин 6:60,66) и в решающий момент кричат Пилату: “Распни его!”. Недаром служение
         Иоанна описано скупо в отличие от обширных библейских текстов, посвященных пророкам древности.

Короче говоря, “подготовка путей Господу” принесла довольно скромные плоды. Деяния Исайи, Илии, Иеремии, Самуила и Елисея, не говоря уже о Моисее, гораздо масштабней, но об их рождении Бог никому не возвестил. Ему видней. Родители Предтечи должны были узнать о грядущем рождении сына-пророка, и они узнали.
Как же повлияло это ошеломляющее известие на их поведение? А никак.

Судя по всему, радостная весть НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛА в жизни почтенной четы. Выражаясь официальным языком, супруги просто приняли сей благовест к сведению.
Еще младенцем Иоанна отправили в «пустынные места» и воспитывали там до начала служения. Согласно апокрифу “Первоевангелие от Иакова” в «пустыню» (вероятнее всего, - в близлежащую общину     е с с е е в )    его отнесла сама Елизавета, спасаясь от преследований Ирода Великого, то есть бежать ее вынудили ВПОЛНЕ РЕАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ, а не пророчество Небес. Пожалуй, только именем своим Иоанн обязан Архангелу Гавриилу. Во всем остальном поведение родителей Предтечи НИКАК НЕ СВЯЗАНО С БЛАГОЙ ВЕСТЬЮ. Так в чем же заключался смысл ангельского посещения?

             Надо заметить, что отнюдь не всегда послания Всевышнего пропадали втуне. Другие библейские
             персонажи в подобных обстоятельствах делали важные выводы, меняли свои планы, устремлялись к
             каким-то целям…
             Так патриарх Авраам дал начало важному обряду*. Родители Самсона узнали от вестника, как надлежит
             кормить сына-богатыря. Царя Давида пророк Нафан известил о том, что строительство храма надо возложить
             на сына – будущего царя Соломона.  Дева Мария сразу после благовещения спешит к Елизавете…
             Встречаются в Библии и карающие посланники. Один из них срывает церемонию праздничного
             жертвоприношения и наказывает нечестивого царя Иеровоама (3 Цар 13:4-5)...

Нетрудно видеть, что все вышеперечисленные послания приводят к ВПОЛНЕ КОНКРЕТНЫМ СЛЕДСТВИЯМ. Все, кроме одного - только беседа Гавриила с Захарией никоим образом НЕ ВЛИЯЕТ на поступки последнего. Более того, божье предупреждение не оказывает влияния и на остальных иудеев, так как радостную весть СКРЫВАЮТ от богоизбранного народа.

Да и сама весть выглядит как-то чуднО. Судите сами.
Что, собственно, должны означать расплывчатые выражения «благовестить    с и е »,     « э т о     сбудется», “слова мои, которые сбудутся”  –
           РОЖДЕНИЕ СЫНА неплодной женщиной («жена твоя Елисавета родит тебе сына»)
           или
           СТАНОВЛЕНИЕ ПРОРОКА («и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их»)?

Если речь идет о РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА, то немота Захарии должна пройти через ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ.
Если же ангел подразумевал ВОЗВЫШЕНИЕ ПРОРОКА, то наказание растянется на ДЕСЯТКИ ЛЕТ.

Естественно было бы ожидать, что во главу угла Господь ставит обращение к нему всего народа Израиля, которое призван предуготовить будущий пророк. Однако дальнейшие события неопровержимо доказывают, что Бога больше заботит бесплодие праведной Елизаветы, ибо речь возвращается к Захарии после РОЖДЕНИЯ СЫНА. Стало быть, Бог вдруг озаботился неплодностью малоизвестной жены малоизвестного священника и торжественно объявил ему об этом?

Сия милость божия слегка запоздала, но лучше уж поздно, чем никогда?...

Итак, по форме и содержанию ангельское сообщение мало похоже на послание Господа Бога. 
Так был ли ангел?

Легкость, с которой евангелисты повествуют об ангелах, вызывает по меньшей мере недоумение: как распознают они небесных посланцев? Немудрено «вразумиться», когда ангелы имеют особый вид (“вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег”) или являются при необычных обстоятельствах (например, в сиянии света, в раскатах грома), но как отличить ангелоподобного человека от человекоподобного ангела В ПРИВЫЧНОЙ ОБСТАНОВКЕ? А ведь так в основном и происходит - как правило, ангелы встречаются со своими собеседниками наедине, внешне они подобны людям, изъясняются и ведут себя как пророки...

       Крылья! Обычно полагают, что ангелы имеют крылья и способны летать. Однако,    н о в о з а в е т н ы е   
       ангелы ВХОДЯТ, ЯВЛЯЮТСЯ, но никогда НЕ ПРИЛЕТАЮТ. Их собеседники ни разу не упоминают о такой
       заметной детали, как крылья.
       Порой очевидцы даже не догадываются, что имеют дело с воинством небес**.

       Да, слуги Господа возвещают Его волю, но занимаются этим не только небожители: возвещать и предрекать
       способен и божий человек - ПРОРОК. Встречаются среди них и самозванцы-лжепророки, которые грубо
       обманывают своих доверчивых слушателей.
       По всему выходит, что пророчествующие не обязательно являются истинными пророками и тем более –
       ангелами.

Почему же Захария (а позже – Мария) встречался именно с ангелом, а не с божьим человеком или коварным самозванцем***, да и встречался ли? В дальнейшем мы убедимся, что ответ на этот вопрос способен многое прояснить в рождении Предтечи и самого Христа.

-------------------------------------------------------
      * «И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь
         мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог”.
         (Быт 17:23)
    ** Вот как описывает Библия встречу ангела с родителями Самсона:
               «Жена пришла и сказала мужу своему:      ч е л о в е к     Божий приходил ко мне, которого вид,
               как вид Ангела Божия....Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал
               ему: ты ли тот      ч е л о в е к , который говорил с сею женщиною? [Ангел] сказал: я. ....
               Маной же не знал, что это Ангел Господень» (Суд 13:6-16)
       А вот что сказано о Товии:
               «И пошел он искать человека и встретил Рафаила. Это был Ангел, но ОН НЕ ЗНАЛ (Товит 5:4).
   ***Визитер, правда, лишает Захарию голоса, но в Библии упоминаются ЛЮДИ, обладавшие сходными
      способностями – Самей, ап.Павел.
-------------------------------------------------------



МОООЛЧАТЬ!!!

Как и всегда, гость прорицает в кулуарах, без свидетелей (?). Ему бы передать радостную весть обоим супругам и народу, но он традиционно выбирает беседу тет-а-тет.

Странный ангел. Едва появившись, он сразу вещает, полагая, что Захария распознал его и преисполнился доверия (?). Ан нет, священник ведёт себя осторожно. Тогда гость запоздало представляется и за СВОЮ оплошность наказывает…недоверчивого Захарию*.  Парадокс.

-------------------------------------------------------
      * Некоторые авторы считают, что Захария, как священник и пожилой человек, способен сразу же распознать
        ангела. Как будто жрецы регулярно встречались с ними!
        Напротив, человек с опытом знал, что ангельская личина бывает обманчива: «Сам сатана принимает вид Ангела
         света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды...»
         (2 Кор 11:14-15).
         Да-да, свои ангелы есть и дьявола: «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25 41).
         Ветхий завет упоминает злых, жестоких ангелов:
              «послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов»
              (Пс 77:49)
              «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притчи 17 11).
         Случается нарекать ангелом даже человека:
              «Я дам в вожди Авраама, Исаака и Иакова <…> и Малахию, который наречен и Ангелом Господним»
              (3 Езд 1:39-40)
-------------------------------------------------------

Столь же парадоксальна и сама кара (немота), которую избирает строгий Гавриил: он будто стремится сохранить радостную весть В ТАЙНЕ ОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ (!?) - архангел в буквальном смысле затыкает рот отцу пророка за одну-единственную фразу: «И сказал Захария Ангелу: ПО ЧЕМУ я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных».

На месте Захарии любой другой, которого неизвестный уверяет, что пожилая бездетная жена незнамо как и от кого родит сына-пророка, спросил бы то же самое. Пожилому священнику нужны знамения, которые подтвердят (здесь и сейчас!), что много лет спустя его сын действительно станет великим пророком и совершит предначертанное. Захарии не откажешь в здравомыслии, но божий посланник вместо ответа рубит сплеча:
             «Ты будешь молчать <…> за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».
             (Лк 1 19-20)

Упрямый раввин не сдается и, выйдя к народу, знаками дает понять, что столкнулся с чем-то необычайным:
            «Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме*. Он же, выйдя, не мог говорить к ним;
             и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками». (Лк 1:21-22)

             Громадный храм, масса встревоженного народа… Бледный, трепещущий жрец появляется на пороге и
             дрожащим перстом указует на Святая Святых, неспособный вымолвить ни слова…
             Трудно избавиться от ощущения некой театральности происходящего: уж очень удачно выбрано место
             действия.
             Ангел вроде бы заботится о конспирации, но навещает своего конфидента не во сне, не дома и
             не в пути. Он выбирает для уединения самый потаенный угол – святилище, но зато в самом людном
             месте – храме. В итоге никто из присутствующих не знает содержания беседы (да состоялась ли она?),
             однако, ее результат – потрясенный, онемевший священник - у всех перед глазами. Не беда, что он
             безгласен: каждый разумный муж и без лишних слов поймет, что только нечто из ряда вон выходящее могло
             лишить священника дара речи в Святая Святых Божьего храма…

Теперь эту новость разнесут по всей округе. Вся нагорная страна узнает (и запомнит!), что В СВЯТАЯ СВЯТЫХ СВЯЩЕННИК ЗАХАРИЯ ОБЩАЛСЯ С ПОТУСТОРОННИМИ СИЛАМИ. В трудную минуту это событие сослужит пастырю добрую службу.

-------------------------------------------------------
      * Сам разговор, представленный Лукой, продлился меньше 2 минут, так отчего народ устал ждать жреца?
         Выходит, Захария о чем-то умолчал или задержался в храме после разговора с ангелом.
-------------------------------------------------------




ЭТО ЛЬ РАДОСТЬ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

Итак, блаженна неплодная, ибо Господь решил щедро вознаградить ее за терпение и праведность. Долгожданный сын якобы принесет радость не только своим родителям, но и многим иудеям, чающим утешения Израилева (так обещает пророчество). Посему и возвещает посланник небес Захарии:
              «и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик
              пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери
              своей» (Лк 1 14-15)

Какова же действительность?
А в действительности поздний ребенок не принесет покоя своим родителям. Вначале      о к р у ж а ю щ и е ,    как и было предсказано, возрадуются
           «И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею»,
но чему? - вовсе не величию, святости и трезвому образу жизни новорожденного, а исполнению давней мечты Захарии и Елизаветы, их запоздалому счастью, как это принято у иудеев в подобных случаях: “Благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле! Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей”.

Что же касается радости и веселия, которые по пророчеству младенец принесет      с а м о м у       З а х а р и и ,     то отец не успеет насладиться семейным счастьем, ибо ребенка отдадут на воспитание в «пустынные места»:
         «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и БЫЛ В ПУСТЫНЯХ до дня явления своего Израилю”.
          (Лк 1:80).

Там, согласно знаменитому апокрифическому «Первоевангелию от Иакова», Елизавета укроет его от грозного царя Ирода и там же спрячется сама. Взбешенный Ирод истребит младенцев Вифлеема, а Захарию убьет прямо в святилище храма.

Так повествуют канон и апокриф, но кое-что они скрывают.



Продолжение http://proza.ru/2016/12/23/350.