Гладко было на бумаге. Особенно, из-под взбесившегося принтера.
Ван Ли-чжун, дополняя толстого блоггера XIX века.
***
Сегодня коснусь внутрироссийского маршрута переселенцев из Европы. Думаю, морской отрезок этого скорбного пути, от Любека до Питера, на фоне предстоящих испытаний, оказался наиболее комфортным. А чем дальше в лес, вернее, в степь, то круче и круче.
Как перелет на обратную сторону Луны семени хлопка. Весьма символично. Так ждал появления зеленого ростка кокон китайского шелкопряда. Казалось, вот оно, зеленое счастье. Но увы...
Но вернемся к путешествию не одного философа и смутьяна из Петербурга, а тысяч оторванных от земли предков людей. И вновь интересная параллель. Велика вероятность, что маршруты будущего автора "Путешествия из Петербурга в Москву" и немецких колонистов пересекались.
Об этом говорят пунктики биографии А.Н.Радищева. В 1766 году, когда многие европейцы поддались на "манифестный" уговор Екатерины II, он обучался в лейпцигском университете. Мог же маленький паж Императрицы поспособствовать агитации? Чисто теоретически, мог.
Да и прославившее Александра Николаевича "Путешествие..." начиналось из общего российского "окна в Европу". А эпиграф повести не только олицетворяет российскую Систему власти, но и предупреждает ещё не представляющих, что их ждет вереди, "туристов":
"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй"
Как знать, напиши Радищев свое главное произведение пораньше, да переведи его на немецкий, могли бы и отказаться. Но история не знает сослагательно наклонения, баре не знают нужду холопа.
Изначально, как и на зарубежном отрезке предполагался сухопутный маршрут. В шестьдесят третьем была отправлена первая партия новых россиян. Сейчас трудно представить, но в те времена людей из пункта А в пункт Б доставляли подводы. Кто не знает, что это такое, посмотрите в "поисковике", а лучше у Даля.
Увеличение числа желающих приехать в Россию изменило и способ их доставки к Великому Нахою, вернее-в саратовское воеводство. Да, именно воеводство, входящее в то время в состав Астраханской губернии. Что-то военное слышится в этом административно-территориальном делении.
Однако вернемся к маршруту. Из Петербурга через ряд промежуточных пунктов, где лодками, где подводами будущих колонистов доставляли до Твери или Рыбинска. В конечный пункт радищевского путешествия бывшие европейцы не попадали. Вместо экскурсии в Мавзолей, они ступали на борт барки или полубарки.
Видели картину Репина? Нет, она, хоть и близко по смыслу, но не "Приплыли". Рано ещё. "Бурлаки на волге". Возможно, часть водного пути барки, переполненные колонистами, тащило именно это "тягло". И перевернутый "триколор" на корме, допускаю, сигнализировал об общей беде простого народа России. Как прошлой, так и нынешней.
Беда эта, в картине Репина красуется как на носу, но больше на корме упомянутой барки.
Вот такое путешествие. Не такое, как у Радищева. Круче.
О результатах этой походной крутизны чуть позже. Как и с радищевским, воплощенном для них в жизнь эпиграфе. Ну, помните?
" Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".
А пока пойду послушаю "лайя" по зомбоящику...