Если тебе невыносимо плохо

Нина Ерыгина
 
            Если тебе невыносимо плохо, найди того, кому хуже, чем тебе… и помоги ему.


            Я сидела в подъезде на подоконнике и смотрела вниз с высоты одиннадцатого этажа. Была зима, окна в подъезде были закрыты и ручки на стекло пакете отсутствовали.

              --На моё счастье – подумаете вы.

              И будете почти правы. Я сидела и думала о том, что если бы была птицей, то смогла бы смотреть на закаты и восходы оттуда, откуда человеку не положено их видеть, я могла бы улететь отсюда. Улететь навсегда и не видеть этих лиц, не чувствовать боли и ненависти в своей груди. Я сидела в этом чужом подъезде уже много часов и мысль «об полетать» была в моей голове единственной, но повторялась она с завидным постоянством.
 
                В этом подъезде не было консьержки, он не закрывался на ключ, отсутствовал домофон и всякие переговорные устройства. Хочешь – заходи, не хочешь – не заходи. Правда, лифт в этом подъезде не работал. Как эти бедные жильцы добирались домой после работы, был ещё тот вопрос. Всё остальное имело здесь приличный вид – чисто, без дурно пахнущих луж, стены не исцарапаны всякими похабными словечками, перила не отбиты, звонки не болтались на проводах, на подоконниках стояли вазоны с нехитрыми цветами. Всё это я заметила, когда долго поднималась вверх по лестнице, заметила и то, что цветы на всех этажах политы и лишь на одиннадцатом этаже земля в вазонах была совсем сухой.

                --Плохие хозяева живут на этом этаже, – подумала я - мы ведь в ответе за тех, кого приручаем. Завёл цветы – поливай, рыбок - корми, собак - выгуливай…человека – люби.
 
                Пока я раздумывала о тяготах приручения, в подъезде раздались шаги и голоса, которые звучали гулко и громко. Я растерялась и не успела встать с подоконника. Мне и в голову не пришло, что среди дня в спальном районе кто-то будет ходить по подъезду, да ещё, такой многочисленной гурьбой. Человек было, как мне показалось вначале, много. На самом деле их было трое, а четвёртый лежал на носилках. Но они так громко смеялись, кричали и топали, что казалось, целый отряд поднимается по лестнице. Процессия остановилась перед последним маршем лестницы. Человек, лежавший, на носилках приподнялся на локтях и скомандовал: пошли.

                Люди затопали и двинулись дальше, стараясь прижать носилки к перилам, что бы как-то пронести их мимо меня. Я встала с подоконника и подошла к единственной двери, что бы освободить дорогу. Носилки остановились у двери. Человек на носилках протянул мне руку с огромным ключом.

                --Открывай скорее - сказал он.

                Не раздумывая долго, ткнула ключом в замочную скважину, повернула пару раз и дверь, заскрипев, открылась.

                --Быстро заходим, сил нет терпеть – закричал, лежащий на носилках, человек.

                Я вошла первой, за мною зашла остальная компания. Все, прямо на пол сбросили пальто, куртки и ботинки, пересадили человека в инвалидную коляску и покатили её по длинному коридору.
 
                --Двери быстро закрывай и проходи – громко крикнул мне человек из коляски.
 
                Сама не поняла, почему послушалась, тоже стянула свою куртку, сапоги, закрыла двери и вошла. Пока толпилась эта шумная троица, человек с блаженной улыбкой выкатил из ванной комнаты.

                --Что такое, а где кипящий чайник и что там у нас по программе? – заволновался хозяин.

                Но троица зашевелилась и стала одеваться и топтаться у входа. Шум ещё переливался у входа, потом по ступеням лестницы в подъезде и стих. Дверь захлопнулась. Мне тоже нужно уходить. Я вопросительно посмотрела на человека в инвалидной коляске.

                --А как же чай попить, познакомиться и поговорить, в конце концов, по-человечески? – спросил незнакомец.
   
                Я пошла вдоль длиннющего коридора, открывая все двери, что встречались на моём пути. Наконец открыта нужная дверь, и я вхожу на кухню. Потрясающе. Это не кухня, а мечта любой хозяйки – столько всего, что заглянув сюда мельком, не захочется уходить. Никогда не захочется уходить отсюда, а, только, засучив рукава – готовить и выпекать. Не понятно одно, может и рукава тут, будут закатываться механически. Я стояла в раздумье, что же здесь выглядит, как чайник, откуда потечёт вода, где здесь плита. Коляска с хозяином въехала на кухню, рука слегка оттолкнула меня в сторону.

                --Всё на своих местах, как всегда, сейчас покажу.

                Он взял небольшой стеклянный чайник, всыпал туда что-то из стеклянной коробки, налил несколько капель воды, поставил чайник на стеклянный стол, взмахнул рукой и под чайником засветился малиновым цветом маленький круг – по размеру чайника. Такими же чудесными были действия и с большим чайником – даже описывать не берусь.

                Как-то очень быстро был сервирован стол и появился хлеб, какие-то заморские баночки с разным вареньем.

                --Садись, будем чай пить – сказал хозяин квартиры.

                Не могу понять, как получилось, что я сижу на кухне с незнакомым человеком и пью чай, при этом болтаю без умолку про всякие пустяки и не пустяки. Что это со мною? Мне же полчаса назад было плохо, тоска давила душу, мне казалось, что я ненавижу весь мир. И вдруг смеюсь.
 
                --Поживи у меня, мне очень нужна твоя помощь. Не пугайся, я не прошу ухаживать за мною, я со всеми своими делами справляюсь очень легко. К носилкам пришлось прибегнуть из-за поломки лифта и его починят, надеюсь. Соглашайся, мне очень понравились твои глаза и улыбка. Нам будет интересно общаться – тебе, я понял, как и мне одиноко.

                Вы не поверите, но ему не пришлось долго уговаривать меня. Мы прошлись по его необъятной квартире. Я так поняла, это были две квартиры, объединённые в одну. Всё было так ловко устроено, что он, передвигаясь на своей коляске, мог жить без посторонней помощи.
 
                --Ну и для чего я вам? Воду в стакане подавать не надо, горшки выносить не надо, постель перестилать не надо, читаете вы сами, компьютеры натыканы в каждой комнате. Зачем я вам? – опять и опять спрашивала я хозяина квартиры.
 
                --Считай это прихотью богача – был дан мне ответ.
 
                --А вы что и в самом деле богач? – поинтересовалась я.

                Ответа на мой вопрос так и не последовало.

                Целый вечер я бродила по огромной квартире, крутила какие-то краники, нажимала чудные и потайные кнопки, выдвигала множественные ящички и ящики, открывала и закрывала незнакомые и знакомые книги. Не поверите, намаялась так, что ели дотянула ноги до своей кровати.

                Моё утро началось необычно во всех отношениях. Что-то пахло сказочно вкусно и звучало необыкновенно красиво. Быстро умывшись и наспех причесавшись, я влетела на кухню. Запах исходил именно отсюда, а вот звуки доносились из-за открытой стеклянной двери. Там я ещё не успела побывать вчера, подумав, что это какая-то кладовка. Когда я заглянула в эту дверь, поняла, что попала в оранжерею. Цветы и маленькие деревья с плодами лимонов, апельсинов, мандаринов и гранатов. Мама дорогая. Это кусочек рая? Или это мой сон… или я таки успела вчера открыть окно и улететь навстречу закатам и рассветам? Вдруг мне на плечо уселся попугайчик. Он заглянул мне в глаз, что то прокричал и упорхнул. Я окаменела. Хорошо, что мои глаза окаменели тоже и перестали разбегаться в разные стороны, взгляд остановился. Я увидела хозяина квартиры, который держал в руках какую-то дудку. Он перестал играть и встретился с моим взглядом.

                --Дудук – нерешительно проговорил хозяин квартиры.

                --Тьфу, слава Богу, я уж подумала это духовое ружьё – рассмеялась я - сыграйте ещё. И если можно, то пусть это будет «Одинокий пастух».

                Мелодия зазвучала и это была настоящая сказка. Но всё имеет начало и конец, закончилась и эта сказка.
 
                --Завтракать. Тебя ждал – было сказано мне.

                Сказка продолжалась. Вчера я попробовала необыкновенный чай, заваренный по какому-то секретному рецепту, сегодня наступила очередь кофе.

                --Это что за кофе? – уточнила я.

                Хозяин квартиры протянул мне коробку с арабской вязью. Я пожала плечами.

                --Ты не умеешь читать по-арабски? Нет? Здесь написано «Неподражаемый пряный кофейный аромат с лёгкими оттенками ванили и шоколада» - не глядя на коробку проговорил он.

                Хозяин квартиры явно подшучивал надо мной.

                --Но ты же не умеешь читать, как проверишь, что там пишут арабы.

                --Мне кажется, арабы не стали бы так писать на коробке с кофе. Они мало романтичный народ. И вообще, восток – дело тонкое – закончила я.

                --Полностью с тобой согласен, тонкое дело восток. А насчёт романтики арабского мира мы поговорим с тобой позднее.

                После завтрака наступило время работать. Мне был дан список книг, которые я должна была найти в  библиотеке. Кроме того, мне нужно было узнать в интернете адреса и телефоны фирм, указанных на 3 листах бумаги. Все эти координаты я должна была занести в специальные формы в компьютере. Работа закипела.
 
                Начала я с книг. Некоторые книги, которые я перебирала в шкафах и на стеллажах надолго задерживались в моих руках, отдельные я стала откладывать на пустующую полку, собираясь, более детально, ознакомится с ними позднее. Работа двигалась медленно, но было очень интересно. Стало смеркаться, когда я поняла, что проголодалась и отправилась искать хозяина квартиры. Нашла я его, сидящим у окна за партой-столом. В руках у него была тонкая длинная палочка, он очень медленно что-то выводил ею. Я поняла, что нужно остановиться и помолчать. Это продолжалось ещё минут десять-пятнадцать. Последовал глубокий вздох.
 
                --Ну, что там у тебя? – был задан мне вопрос.
 
                --Мы хотим есть – ответила я.

                --Кто это мы?

                --Я и вы хотим есть - сообщила я. Поедим, а потом вы покажите то, что рисовали целый день.
 
                Потом мы что-то ели, опять работали – каждый был занят своим делом. Но к своим листам хозяин квартиры так меня и не подпустил.
 
                Прошла неделя, в квартире появлялись какие-то люди, которые приносили продукты, готовили еду, кололи хозяину квартиры какие-то уколы, измеряли давление, проводили какие-то процедуры. Один раз в день по комнате бегал светящийся робот, похожий на НЛО. Робота звали Тяпа, он действительно отзывался на эту кличку и вёл себя как щенок - бегал быстро, крутился на месте и путался под ногами.

                Мне так спокойно жилось с этим человеком в его необъятной квартире. Вы не представляете, сколько под чарующие мелодии дудука было переговорено в райском саду за стеклянной дверью. Это не были разговоры о моей и о его проблемах или бедах, но боль потихоньку начала уходить из моей души, мне легче стало дышать. Из рассказов хозяина квартиры я поняла, что он когда-то жил на Востоке и эта тема была ему близка и мы говорили об этом очень часто. Как я узнала, он преподавал востоковедение в одном из ВУЗов города, просто сейчас, как и у меня, у него были каникулы. Речь его была очень правильной и в ней постоянно присутствовали высказывания знакомых и не знакомых поэтов, философов, учёных востока. Я была удивлена, но мне нравилось всё, что он говорил и никак не надоедало. Не возьму в толк – чаще всего это были поучения и нравоучения, но меня  это не выводило из себя. Разговоры и музыка вливали в мою окаменевшую душу какой-то состав, который смог растворить камень и превратить его в… Во что же там, в этой квартире, превратилась моя душа я так и не смогла понять до сих пор.
 
                К концу подходили мои каникулы, выздоравливала и крепла моя душа, возвращалась вера в людей, по крайней мере, я перестала ненавидеть всех без разбора.

                Однажды  днём я смогла подобраться близко к столу-парте, за которым сидел хозяин квартиры. В этот раз, он не скомкал лист бумаги, я смогла рассмотреть, что там было изображено. Множество иероглифов на весь лист. Хозяин квартиры отложил палочку-ручку.
 
                --Кажется, получилось – сказал он, рассматривая лист.
            
                То, что я увидела на листе, было похоже на связку многих букв, перехваченных узлами. Я смогла только покачать головой.
 
                --Здесь что-то написано, или это рисунок, а может это… Что ЭТО? – тихо спросила я, пока он продолжал очень придирчиво рассматривать лист.
 
                --Попробую объяснить. Арабское письмо имеет ряд разновидностей или шрифтов. Самый древний для написания каллиграмм - произведений каллиграфов используется очень сложный специальный шрифт сулюс. Но я пишу сейчас попроще, мало терпения и руки ещё слабы.
 
                --Так что же здесь написано? – никак не отставала я.

                --Это изречение из Корана, если захочешь, как-нибудь дам тебе почитать перевод. Звучит так: Аллах велик. Но я не ради Корана пишу всё это. Я занимаюсь каллиграфией.

                --Это что, точка-точка, запятая? – удивлению моему не было придела.
 
                --Послушай, что скажу. Вот ты говоришь точка. В каллиграфии, как и в жизни, всё начинается с точки, всё остальное создаётся вокруг неё. Ты только пойми, каллиграфия рисует буквы, создавая из них не объекты, не фигуры, а мечту, по сути дела, она выписывает чувство. Мы же знаем, что рисование может лучше всего и правдивее показать природу. А каллиграфия не повторяет за природой, она говорит своё слово. Каллиграфия дело терпения. Как и жизнь, она не должна тебе надоесть. Нужно проявить усидчивость. Именно занимаясь каллиграфией, я понял, что нужно жить чувствами, а не избегать их. Нужно всё излить на листе бумаги и тебе становится легче, всё становится ясным и понятным. Ты понимаешь меня? Чувствами необходимо жить– проговорил он.

                --Но иногда человек не может жить чувствами – решила вставить своё слово я.

                Мне показалось, что хозяин квартиры не слышит, и не видит меня. Он так уверенно и громко говорил всё это, мне, даже, показалось, что больше он всё это говорил для себя.

                --Жизнь слишком коротка, что бы сомневаться.  Тот, у кого нет храбрости, останется вдали от всех её красот. Человек не должен наполнять свою жизнь грустью того, чего он не смог пережить, он не должен так просто отступать, не должен отступать и точка! А точка, как я говорил – начало всех начал. С завтрашнего дня ты возьмёшь лист и будешь заниматься каллиграфией – закончил свою пламенную речь хозяин квартиры.

                --Завтра я не смогу приступить к уроку каллиграфии, у меня начинается учёба. Зато я успела найти все необходимые вам книги, и заполнила полностью таблицу в компьютере. Спасибо за всё, мне пора уходить. Не волнуйтесь, моё желание полетать вместе с птицами прошло. За закатами и рассветами мне захотелось наблюдать оттуда, откуда положено их видеть человеку. Мне было очень интересно с вами прожить это время.
 
                Я наклонилась и поцеловала его перепачканную чернилами руку.
 
                В коридоре я быстро надела ботинки, шапку и куртку. Я распахнула двери, а на пороге с большим ключом в руках стояла молодая женщина, глаза её были полны удивления.

                --Я брала уроки каллиграфии у хозяина этой квартиры, до свидания – почти на бегу крикнула я. – Да, и не забывайте поливать цветы на этом окне.