Неперебойная Фаина

Валентина Баскакова
 Глубоко убеждена, что надо писать и рассказывать о людях, пока они живы. Даже если человек очень скромный и не любит, когда его хвалят. Скромность имеет свои неудобства для самих скромных людей. Возможно,они бы могли шире открыть свои положительные свойства, если бы не комплексовали из-за своей скромности. но ведь Евтушенко был прав, утверждая: "Людей неинтересных в мире нет!..И если кто-то незаметно жил, с самою незаметностью дружил, то был он интересен средь людей вот этой незаметностью своей..."

 Мне горько сознавать, что при жизни Фаины Фёдоровны я не успела написать о ней очерк, хотя она, безусловно, этого заслуживала. Тем более, в моих замыслах он уже вырисовывался, но жизнь внесла свои коррективы, и 2 мая 2017г, не дожив до 77-летия несколько дней, Фаина Фёдоровна скончалась...

 10 мая 1940г в большой семье Калачниковых в д.Першинская Афанасьевского сельсовета родилась Фаина, единственная сестра трёх старших братьев. Вскоре умер от тяжёлой болезни отец, и осиротевшей семье с малыми детьми пришлось испытать немало горя и лишений, ведь впереди была война и голодные послевоенные годы. Фаина получила семилетнее образование; как многие её сверстники, работала в колхозе, не чураясь никакого труда, на маслозаводе, училась в школе ФЗО, работала в Северодвинске.

  С 1962г она связала свою жизнь с Верхнетоемской конторой связи, где трудовую деятельность  осваивала с азов, став почтальоном. Руководство заметило ответственную девушку и направляет временно выполнять обязанности начальника отделения связи в Сойге, Ухменьге, Сваге.

  По окончании курсов начальников отделений связи в Орле Фаина Фёдоровна приехала по направлению Верхнетоемского узла связи в октябре 1964г в Усть-Ёргу на должность заведующей почтовым отделением и пребывала в должности начальника почты до выхода на пенсию в феврале 1993г. Трудно было представить кого-то иного на её рабочем месте. В прежние времена в обязанности почтового оператора входили и операции со сберегательными вкладами. В разы больше было населения в посёлке и, соответственно, подписчиков и вкладчиков. Почту привозили ежедневно, разбирали вдвоём с почтальоном. Тяжеленные сумки с почтовой корреспонденцией разносила по посёлку и близлежащим деревням Серафима Егоровна Ушакова.

  В 8 утра Фаина Фёдоровна была на рабочем месте, а вечером на почту успевали рабочие, приехавшие из лесу с дневной смены. Она шутливо говорила о себе, что работает много и долго не по своему усердию, а оттого что нерасторопна. Но ведь не зря портрет нашего начальника почтового отделения, признанного лучшим связистом в районе, многие годы бессменно висел на Доске Почёта районного узла связи. Трудовая книжка Фаины Фёдоровны полна записей о благодарностях, Почётных грамотах и ценных подарках и многочисленных премиях. И это было справедливо.

  Рабочее время клиентов совпадало с рабочим графиком почты. Если кому-то нужно было отправить посылку, приносили вечером домой к начальнику почты или договаривались о визите на почту до отъезда на работу - Фаина Фёдоровна добросовестно служила людям, не отказывая никому в просьбах. Телефон был только в конторе сплавучастка, в школе и на квартире начальника почты. Чаще всего на телефонные переговоры, распространённые в те времена, приходили домой к Потеряшиным. Сомневаюсь, что большинство понимало широкую натуру хозяев квартиры, но Фаина Фёдоровна не могла отказать в просьбе позвонить в силу своей обязательности и аккуратности. А сколько учеников, вернее, учениц, прошло через наше почтовое отделение! Уверена, что все они, школу Фаины Фёдоровны прошедшие, благодарно и тепло вспоминают свою наставницу.

  Немногословная, но всегда доброжелательная к людям, Фаина Фёдоровна располагала к себе радушием и откровенностью, искренностью и простотой. Как говорят в народе, "неперебойная", она хранила тайны, ей доверяемые, частенько выручала людей в трудных денежных ситуациях, была средоточием спокойствия и надёжности в посёлке. Не помню, чтобы почта была закрыта по её болезни или по другим личным её причинам. А между тем  и в её семейной жизни у неё не всё  и всегда было гладко и хорошо, но на работе это не сказывалось.

  Первый брак не принёс счастья, а второй раз она вышла замуж за Александра Васильевича Потеряшина. Супруги были активными участниками художественной самодеятельности, муж, имевший приятный голос и внешне похожий на известного певца Иосифа Кобзона, всегда был встречаем на сцене бурными аплодисментами. А потом в семье родился сын, желанный и любимый, похожий на своих родителей приветливостью и радушием. Живой, сообразительный, он и в школе был авторитетным другом, верным товарищем, уважаемым и любимым учеником, славился своими способностями в учёбе. Родители любили сына, для него жили и работали.

  Фаина Фёдоровна всегда заботилась о престарелых родителях мужа и обеспечила надлежащий уход за ними, когда это стало необходимостью. Муж, хоть и попивал, но до пенсии доработал. Беда была в том, что пьянство стало привычкой, оно сгубило и стариков, родителей мужа Фаины Фёдоровны, а потом скончался раньше времени и Александр Васильевич. Все надежды мать возлагала на повзрослевшего сына.

  Славик успешно закончил техникум, отслужил в армии, женился, работал по специальности, в семье родилась дочка, любимая и ненаглядная Настенька. Молодые построили дом. Всё умел и мог Славик, внук известного в округе плотника-фронтовика Василия Егоровича Потеряшина. У жены его Марины умелые руки, даром, что она сирота, - и в огороде порядок, и сварить-испечь мастерица. Много ли счастья надо стареющей матери? Да она всё отдаст своему ребёнку, если придёт нужда! И Фаина отдавала.

  Но зелёный змий сгубил и молодую семью. Загуляла жена молодая, выбрав себе другого спутника, спокойно оставив мужу маленькую дочку, благо жить новая пара решила тут же, на глазах прежней семьи. Сердобольная Фаина Фёдоровна, жалея внучку, стала не только осиротевшей семье помогать, но и не раз выручала свою непутёвую бывшую молодицу вместе с её сожителем. Доброе её сердце жалело и сына, оставшегося без жены и всё чаще прикладывавшегося к бутылке, и мать Настину, битую и истязаемую своим сожителем, а пуще всего болела она душой и сердцем за внучку. Настенька училась в школе, бабушка все годы была рядом: и дома, и на родительских собраниях. В прошлом году Анастасия успешно закончила Корниловскую среднюю школу и поступила в Котласское медицинское училище.

  К этой поре здоровье Фаины Фёдоровны было уже подорвано и пьянками сына, его небрежением к своим родительским и сыновьим обязанностям, наглостью и хамством со стороны семьи невестки. В семье Марины и Максима подрастала маленькая дочка-второклассница, о которой родители не проявляли должной заботы. Нигде не работающие, пробивающиеся случайными заработками и детским пособием на дочку, они бесстыдно тянули деньги из пенсии Фаины, могли без разрешения войти в её квартиру и взять продукты из чужого холодильника. Прошлым летом был осуждён за воровство и увезён в места не столь отдалённые Максим, а Марина после его отъезда окончательно, как говорится, «сошла с круга», и вскоре дочку увезли в приют.

  За слёгшей и прикованной к постели Фаиной Фёдоровной приглядывали и присматривали, ухаживали, кормили и беспокоились о её физическом состоянии работники почты С.Н.Скрипова и И.Г.Коптева, а также троюродная сестра Фаины Е.П.Чудинова. Честь им и хвала, что не оставили Фаину одну! Иногда, в редкие минуты просветления и в надежде вырвать от Фаины тысячу-другую, появлялась и Марина, с ранящими душу и сердце больной укорами и упрёками. Сын, не проявлявший к матери никакого внимания, по весне и вовсе ушёл в деревню в свой дом...

  С Фаиной Фёдоровной прощался весь посёлок, равнодушных не было. Судя по поведению Марины, и после похорон свекрови она ничуть не задумалась о дальнейшей жизни, однако уверена, что нынче летом дочку ей вернут. Если раньше Юлю подкармливала добрая бабушка Фаина, то на что рассчитывает сейчас мать, непонятно. А общественность посёлка обеспокоена судьбой Насти. Какие надежды возлагала на неё бабушка, как она любила и жалела Настю, мечтая о том времени, когда Настя получит образование и устроится в жизни, как подобает порядочному и успешному человеку! Больше всего на свете она боялась, чтобы Настя не пошла по кривой родительской тропке.

  Более чем уверена, что все, кто знал мою героиню, глубоко уважали Фаину Фёдоровну и чтят память о ней,  надеются на то, что внучка поднимет знамя порядочности и разума в этой семье и понесёт его по жизни. Остались у Фаины и её мужа родственники, болеющие душой за Настю и на деле желающие помочь девушке. Хочется, чтобы благородные их желания и стремления увенчались успехом. И тогда получит образование Настя, встанет крепко на ноги и обязательно поможет своей младшей сестричке не вернуться в засасывающее болото пьянства и распутства, в котором много лет пребывает их мать.
 
  Лет 15 назад в случайном разговоре Фаина Фёдоровна обмолвилась, что не хотела бы никаких соболезнований в газете в случае её кончины, этими словами в очередной раз подчеркнув свою скромность. Но, по большому счёту, умершему действительно всё равно, что о нём скажут, как вспомнят, - да ведь и надо это не ему, а тем, кто остался жить.
 
  10 июня будет 40-й день со дня смерти  Фаины Фёдоровны. Помяните её, добрые люди! И давайте пожелаем её любимой внучке удачи и  успеха. Будем надеяться, что умница Настя сделает всё, чтобы исполнилась мечта её бабушки.  Ведь смыслом жизни в последние годы Фаины Фёдоровны была именно внучка, на  которую бабушка, человек исключительной порядочности и добрейшего сердца, возлагала все свои несбывшиеся надежды и помыслы.

В.П.Баскакова п.Усть-Ёрга, Заря, №44, 8.06.2017