Об именах. Александр Колчак

Александр Ерошкин
В ночь на 7 февраля 1920 года 45-летний Колчак был расстрелян по постановлению Иркутского военно-революционного комитета большевиков.

Должен отметить, что отношение к адмиралу Колчаку у нас было сформировано в детстве. На уроках истории в четвёртом классе мы изучали, как Красная Армия гнала колчаковцев из наших краёв до самого Байкала. Я сидел на первой парте и довольно хорошо изучил карту. Вот Кыштым, южнее – Челябинск, а далее по Транссибу Омск, потом Новосибирск, Красноярск и резко на юго-восток к Байкалу. Там Колчака остановили, там казнили. О колчаковцах в Кыштыме рассказывала моя мать. Ей было лет 12. Она была дома с бабушкой и младшими сестрёнками, когда к ним пришли солдаты. Забрали лошадь из конюшни, забрали телегу, обещали вернуть. А как вернут? Вот и поехала она с ними, несколько часов провела на Тютнярском выезде, лошадь была старая, вот её и отпустили, когда колчаковцы стали отступать. А отец потом с зятем, мужем старшей дочери, и другими мужиками примыкали к красным, взяли и эту лошадь и оставили её в обозе красных. В общем, колчаковцы воспринимались мною как вполне конкретные люди, но враги. А о их предводителе была песня, я её знал целиком, а два четверостишия были в наших учебниках. Я и сейчас их помню.

Мундир английский,
Погон французский,
Табак японский,
Правитель омский.
Мундир сносился,
Погон свалился,
Табак скурился,
Правитель смылся.

Из своей столицы Омска Александр Колчак сбежал в ноябре 1919 года. В январе 1920 года чехословацкий конвой сдал его иркутским повстанцам. По решению иркутского ревкома РСДРП(б) 7 февраля Колчака расстреляли.
На сайте стихи.ру встретил интересного автора Константина Фролова-Крымского, а среди его стихов - «Адмирал», о судьбе Александра Колчака. Стихи заставили о много задуматься.

Надеяться поздно, и каяться поздно.
Пора подводить неизбежный итог.
В таёжных просторах дымит бронепоезд,
Последний резерв увозя на восток.

Плывёт за окошком под стук монотонный
Свинцовое небо, лишенное звезд.
А вам всё мерещатся пенные волны,
Седой океан да свирепый норд-ост.

Последнее слово, увы, не за вами.
Державы судьба замерла на весах.
Как давят на плечи погоны с орлами!
От тяжести этой темнеет в глазах.

В кровавых сраженьях вконец обессилев,
Ваш фронт оттеснен на задворки страны.
Великие беды падут на Россию…
Но этому вы помешать не вольны.

Союзники – жадная, хищная свора –
Стремятся урвать пожирнее кусок.
Отечество – на волоске от позора…
Как тонок невидимый тот волосок!

Но что б эти волки у вас ни просили –
Ответ непременно всегда был таков:
- Нет, я, господа, не торгую Россией,
В отличие, скажем, от большевиков.

Последняя верная тысяча сабель
Уже не отменит фатальный исход.
Спешит на подмогу ваш доблестный Каппель…
И сам он погибнет, и вас не спасет.

А вы ведь могли, не рискуя собою,
Покинуть игру, не оставив следа…
Но ваши глаза переполнены болью:
-Позвольте, а Честь! Как же Честь, господа?

Изводит предательства подлая рана
Погибелен путь по колено в крови.
А рядом – лишь ангел по имени Анна
С глазами-озерами слез и любви.

Вершат свое дело болезнь и усталость.
Старуха с косой сторожит свою дань.
Терпите, голубчик, недолго осталось.
Уж кто-то во льду прорубил иордань.
17.03.09

Автор рассказал в личной переписке, что в сентябре  он был в Иркутске и посетил это печальное место на слиянии речки Ушаковки и Ангары. Там стоит крест на месте гибели адмирала. А буквально в 150-ти метрах возвышается монумент Колчаку, на котором белый и красный воины воткнули штыки в землю в знак примирения. К сожалению, среди живых продолжается Гражданская война. Эти люди не хотят признать, что в Гражданской войне победителей нет и не может быть. Наши деды убивали друг друга на радость нашим «западным партнёрам», щедро спонсировавшим это кровопролитие и очень хорошо поживившимся на нашем горе. В Европу и Америку уплыли тонны Российского золота, на которое эти страны потом построили своё счастливое будущее.

Как прав Константин Юрьевич, уроженец воронежской земли, педагог по образованию, проработавший много лет в школе, пока стал профессионально заниматься стихами и песнями. По его поэтическим произведениям ставят театральные спектакли. Он не потерял, как некоторые мастера культуры,  связи со своим народом, а потому очень болезненно воспринимает действия профессионалов по разводу и стравливанию и отдельных людей, и малых народов,  и огромных стран. А мы ведёмся на эти разводы, верим во вселенскую ложь, сжимаем кулаки там, где нужно усмехнуться и подать друг другу руки помощи. Как хочется западным кукловодам снова и снова столкнуть нас в непримиримой борьбе. Столкнуть, чтобы забрать себе то, что им не принадлежит.
Такие люди оказались втянутыми в междоусобицы.
 
Политическая карьера адмирала Колчака началась 5 ноября 1918 года, когда он  был назначен военным и морским министром так называемой уфимской Директории, одного из правительств, созданных во время Гражданской войны для борьбы с большевиками. Ещё летом 1917 года его намечали на пост главы правительства, диктатора  России. 18 ноября 1918 года в Белом движении произошел переворот, Директорию упразднили,  а сам Колчак стал Верховным правителем  России.

С осени 1918 до лета 1919 году Колчаку удавалось успешно вести военные действия против большевиков. При этом отмечают, что методы террора были не чужды адмиралу, политических противников нередко уничтожали. Жестокие расправы с инакомыслием вызвали в тылу Белой армии волну восстаний, их возглавии не большевики, а потенциальные союзники, то есть эсеры и меньшевики.

После серии военных неудач во второй половине 1919 года началась потеря ранее захваченных территорий. Колчак намечал добраться до Иркутска, там продолжить сопротивление, но 27 декабря 1919 года власть в городе перешла к Политцентру, в  котором были большевики, меньшевики и эсеры. Свой последний указ Колчак подписал 4 января 1920 года: под гарантии представителей Антанты, обещавших вывезти его в безопасное место,  он передал верховную власть генералу Деникину и 15 января прибыл в Иркутск. А там оказался в тюрьме.

На Украине в феврале 2014 года ситуация была один к одному: министры иностранных дел Германии, Франции, Польши дали Виктору Януковичу гарантии, он подписал соглашение,  и на него в полном смысле началась охота. От смерти его спасли российские спецслужбы. И после этого люди, не сдержавшие своего слова, остаются порядочными, уважаемыми и рукопожатными. Как мир политиков обмельчал. Какие там жалкие людишки.

В стихотворении «Адмирал» упомянут генерал Владимир Каппель:
«Спешит на подмогу ваш доблестный Каппель…»

Я, допустим, о нём узнал только из фильма «Чапаев». Помните? Каппелевцы двигались на врага ровным строем без единого выстрела. Это была «психическая атака».  «Интеллигенция». Правда, потом выяснилось, что такое решение было вынужденным: у белогвардейцев просто не хватало боеприпасов.

Чем отличился генерал Каппель?
В июне 1918 года он организовал отряд добровольцев, который перерос в Отдельную стрелковую бригаду Народной армии Комуча. Терминология такая, словно речь о большевиках. Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч) - это самое  первое антибольшевистское правительство России, а подразделение Каппеля стало одним из самых надежных в Белой армии. Впрочем, символом Комуча было  красное знамя,  а в качестве гимна - «Интернационал». Надо же, генерал, ставший одним из символом Белого движения, в Гражданскую войну вступил под красным знаменем.

Под общим управлением адмирала Колчака генерал Каппель возглавил 1-й Волжский корпус, названный Каппелевским. Каппель был верен Колчаку до конца, надеялся спасти его после ареста,  в условиях сильнейших морозов повел свои войска на Иркутск. Двигаясь по руслу реки Кан, генерал Каппель провалился в полынью, обморозил ногу и получил гангрену. Ступню ампутировали, но  он продолжил руководить войсками до 21 января 1920 года.  К гангрене добавилось сильнейшее воспаление легких. Даже умирающий Каппель настаивал  продолжать марш на Иркутск.
Владимир Каппель умер 26 января 1920 года на разъезде Утай около станции Тулун вблизи города Нижнеудинска. Ему было всего 36 лет.  Его войска были разбиты красными на подступах к Иркутску.

В советские времена немыслимо было прочитать о героизме белогвардейских офицеров. Были другие герои, другие подвиги.

Иосиф Уткин написал стихи о таком подвиге, а  Матвей Блантер – музыку.
Напомню слова:

Мальчишку шлепнули в Иркутске.
Ему семнадцать лет всего.
Как жемчуга на чистом блюдце,
Блестели зубы у него.

Над ним неделю измывался
Японский офицер в тюрьме,
А он все время улыбался:
Мол, ничего «не понимэ».

К нему водили мать из дому.
Водили раз,
Водили пять.
А он: «Мы вовсе незнакомы!..»
И улыбается опять.

Ему японская «микада»
Грозит, кричит: «Признайся сам!..»
И били мальчика прикладом
По знаменитым жемчугам.

Но комсомольцы
На допросе
Не трусят
И не говорят!
Недаром красный орден носят
Они пятнадцать лет подряд.

…Когда смолкает город сонный
И на дела выходит вор,
В одной рубашке и в кальсонах
Его ввели в тюремный двор.

Но коммунисты
На расстреле
Не опускают в землю глаз!
Недаром люди песни пели
И детям говорят про нас.

И он погиб, судьбу приемля,
Как подобает молодым:
Лицо вперед,
Обнявши землю,
Которой мы не отдадим!

А ведь,  если разобраться, то и Колчак, и Каппель, и этот мальчишка – герои нашего народа. Как получилось, что они оказались по разные стороны линии фронта? Что их разделило? Отношение к собственности? Идеи? Призывы? Образ жизни?

А если поднимать планку, то стоит задасться и вопросом, почему на нашей небольшой планете люди не могут договориться между собой и жить без войн и насилий?