Асланбек Бязыров о истоках происхождения народа Ир

Асланбек Бязыров Уархаг
М.Т. Асланбек Александрович, по ряду ваших предыдущих публикаций, где затронуты глубокие хронологические пласты истории ,Вы преисполнены желания найти в них наши корни.
А.Б Да, сегодня уже можно сказать ,что они найдены, правда для многих  это может оказаться полной  шокирующей неожиданностью.
М.Т Это как-то настораживает.
А.Б Желаем правды ,извольте .Путь в шесть долгих лет. Изучено более трехсот научных статей ,диссертаций ,книг, более чем по 10 дисциплинам.
М.Т Как я понимаю ,это огромный обьем и наш разговор может слишком затянуться. Поэтому предлагаю сообщить нашему читателю о самых главных его моментах ,причем не обременяя его особым, принятым в научной среде, подходом к изложению.
А.Б В своих статьях я стараюсь отходить от академичности в пользу популярности , разумеется, не в ущерб научному подходу.
Итак, предположительно наши биогенетические корни уводят нас в аспекте географии на территорию современной центральной и восточной Турции, запада Ирана, Закавказья ,а по времени в X –V!!! тыс. до н.э.
В этом регионе, в то время, создается продвинутая техно-культурная область ,где переходят к земледелию ,скотоводству ,начинает зарождаться металлопроизводство ,строительство  домов и т.д
Появляются культовые центры,  протогорода.
Прагматичность древнего человека имела решающую роль в поиске самого необходимого иногда пропуская «отсроченные инновации» до лучших времен и в то же время сохраненных генетической памятью до момента X, поэтому, на мой взгляд, «отсроченное» переходит в стадию осуществления ,а именно от дара хлебных злаков природой к искусственного расширенному их воспроизводству, но уже при вложении собственных усилий. Иначе говоря переход от присваивающей к производящей экономике.
Но вот весь вопрос в том, а что заставило делать подобный переход, например ,Зубов А.Д в своей  книге «История  религии» пишет по этому поводу : «Но такое внимание к предкам ,родоначальникам продолжающим помогать живым в их  временных ,земных и вечных ,небесных нуждах ,такое чувство взаимозависимости поколений не могло не отразиться и в организации жизни. Могилы предков ,священные реликвии рода нужно было максимально приблизить к живым, сделать частью мира. Не случайно захоронения часто находят под теми глинобитными скамьями неолитических домой, на которых сидели и спали живые. Если могилы предков должны быть как можно ближе к дому, тогда или дом должен быть подвижным или кости переноситься с места на место.»
М.Т  Т.е, был мотивирующий момент для оседания ,а вообще , он единственный , как это относится  к нашей теме и насколько это важно?
А.Б Не совсем единственный ,а важно потому что возможно данная географическая область является отправной точкой нашей истории.
В работе А.Р. Чочиева и А.О. Наглера « Нартиада – дописьменная история цивилизаций»  ,изданная в 2017 г ,есть ряд мотивов из нартского эпоса прямо указывающие на архитектуру домов в Чатал- Хююке и на одну особенность в частности, вход в дом с крыши : « Пошел я ,и она завела меня к одному кесена к такому без дверей, и только сверху- окно …она окно открыла и спустилась. А мне теперь каким образом спуститься ,и она мне лестницу спустила, и я спустился тоже в дом.»(СТР.83)
Такие же дома строили дагоны в Мали (сев-зап.Африка) и индейцы Пуэбло ( юг.-зап. США)
Как понимаем Чатал-Гююк к нам ближе. «Далее Сырдон – глубокую могилу выкопал под очагом, под основанием очага ибо daltur – нижний камень –очага.»
А вот ясные археологические показания по устройству очагов в Чатал –Хююке. : « у каждого очага был нижний камень на котором по мнению исследователей – жарили и зерно»
М.Т А не может быть все это случайным совпадением?
А.Б Я категорически не согласен с определением «случайность» есть незнание, непонимание предмета явления и тп. Все закономерно ,а случайность это временное принятие недопонимания .
М.Т Девять тысяч лет назад не было и не могло быть сложившихся этносов. Так о каких корнях мы будем говорить?
А.Б Скажу даже больше ,и племен тоже. Самое большое, во что могли объединиться человеческие группы – это два три рода – фратрия.
Что касается « корней», так речь идет пока прежде всего о биогенетических корнях, Y- хромосомные мтДНК-овые показатели никто еще не отменял, хотя наука ДНК –генеалогия молодая ,но достаточно перспективная.
Основные гаплогруппы у осетинских мужчин это G и J, и по данным все той же ДНК – генеалогии , возникли в Анатолии и Иране .
Т.е миграцию надо рассматривать векторально как на юг- север . По данным антропологии ( кранилогии),  к примеру, представители Кобанской культуры  это долихоцефалы с узким лицом ,что можно трактовать как средиземноморский тип ….и опять юг-север.
М.Т Как я вижу ,вы вдохновлены «нетленными» трудами г-на Клёсова?
А.Б Я бы не хотел переходить на личности, не  в моих правилах. Конечно г-н  Клёсов – это особый случай. Мне на память приходит выражение Людовика X!V де Бурбона : « Франция – это я !» Перефраз с обратным значением прозвучит примерно так : « Клёсов – это не вся генеалогия» . Но вот что интересно он инициирует дискуссию , где рождается истина.
М.Т Вы только что в пример привели краниологию древних кобанцев, тем самым связали их происхождение с Малой Азией и как бы Чатал- Гююком в частности, а почему именно Чатал –Гююк  вообще, откуда он взялся? Насколько я понимаю ему должна была предшествовать какая-то эволюция, есть этому рациональное объяснение ?А .Чочиев объясняет терминологию Нартского Эпоса исходя из осетинского языка, опираясь при этом на В.И Абаева , где восьмое тысячилетие и где осетинский язык .Есть ли вообще рационально версия объясняющая языковую атрибуцию?
А.Б Итак сначала по эволюции. Археологами, в пещерных комплексах Франко-Кантабрии и континенальной Греции, найдены возведенные перегородки 20-25 тысячилетней давности. Т.е человек уже тогда их умел возводить ,а теперь я вынужден, начать с заявления т.к перейду к работе автора ,чьи прокоммунистические взгляды бросают тень на безпристрастность – это Бернхард Брозиус и его работа «Утопия – наследие далекого прошлого» (2004), а в ней глава « Социалистическая революция в эпоху неолита : от Чаеню к Чатал- Гююку» …у меня нет никаких политических предпочтений и особенно, нельзя заподозрить в левых настроениях ,но однако список использованной литературы вызывает определенное чувство доверия .
Теперь к фактам, которые «вещи упрямые». В последнее время открыты : Гебекле –Тепе , Халлан- Чеми ,Чаеню , Джефр –Эль –Ахмар,Чейк- Хассан и др которым по крайней мере около 12 тыс лет.
Так вот по мнению Бернхарда Брозиуса произошел социальный взрыв вследствии чего эти «протогорода» или культовые центры ушли в небытие и на их месте появляется Чатал- Гююк и не только .
Возможно в будущем будут подтверждены проявления социального характера и в других « протогородах» но пока что доказательства приведены для одного из них и это Чаеню.
М.Т Что значит «социальный взрыв», на что намекает  Брозиус?
А. Б. Брозиус даже не намекает : « В Чаеню в Восточной Анатолии можно ясно проследить различные стадии неолитической революции в последовательной смене поселений». Можно подумать речь идет о «неолитической революции» сформулированным  Гордоном Чайлдом в 1936 г. Уточняем :»Однако как выяснилось несколько лет назад революция производительных сил была связана с настоящей социальной революцией революционным преобразованием общественных отношений.»
М.Т Как такое может быть ..это же времена ..чуть ли не мезолита ?Т.е в этих «протогородах « уже тогда существовала социальная иерархия и… «бедные»  свергли «богатых».Так что ли?
А.Б  Напомню про «факты» которые очень «упрямы» например в Чаеню есть свидетельства социальной стратифицированности .,»жестко организованном обществе путем открытого террора с помощью человеческих жертвоприношений. В храмах всех слоев проливались целые потоки крови..Анализ на гемоглобин подтвердил ,что речь идет о человеческой крови.»
М.Т А какое может быть обьяснение такой жесткой организации ,да еще и у общества охотников ,подчеркиваю не земледельцев,с многочисленными жертвоприношениями ?
А.Б Могу выдвинуть одно предположение …версию .Эти города были расположены, если смотреть на карту, в узкой полосе, так сказать, зажаты между горами и морем .В то время горы были под ледниками. Покровным оледенением были охвачены не только северные районы , но и горные системы Пиреней Альп Кавказа Карпат, но и самой Турции ( Малой Азии) , возможно не в той степени , как другие , но тем не менее
Как бы образовался рифугиум , т.е биоресурсы здесь были ограничены.
Надежда на урожай дикорастущих зерновых была большой. Возможно , культовые сооружения – это результат …как бы засвидетельствовать свое почтение богам дабы ниспослали дождь, ведь аридизация во времена ледникового периода била рекорды и не оттуда ли Бог Грозы?
Такие массовые жертвоприношения решали на мой взгляд, кроме как умилостивить хозяев неба, еще и другой вопрос – регулирование численности охотников на и так бедных бедных биоресурсами охотничьих угодьях.
Проведем историческую параллель вспомним майя. Их урожай зависел от дождей . Тоже много человеческих жертвоприношений. Возможно такое же предреволюционное состояние было прервано конкистадорами.
М. Т Как я понимаю в результате этой «революции» был создан Чатал- Гююк, но уже с иной социальной структурой , так сказать всеобщего равенства , ну и почти во всем.
А.Б  Карл Попер в своем труде «Открытое общество и его враги» транслируя идеи, Платон писал про «Государство  свободное от пороков…совершенное государство – это государство Золотого века не знающее изменений» Откуда такие мысли ? Не оттуда ли?
М.Т Вы относили Чаеню ссылаясь на Брозиуса к X тыс. до н.э но из других источников1X ,а возможно даже V!!! тыс. до .н.э
А.Б Очень может быть но в этой временной разнице две тысячи лет палеоклиматология особых изменений не наблюдала, они начнутся позже , в период Атлантик ( 7270- 3700 г. До н.э)
Т.е когда «двери» рифугиума откроются, если Вы на это намекаете ?
М. Т Ранее вы говорили о верованиях точнее о вере в предков, теперь упоминание о Боге Грозы? Чем объяснить подобную трансформацию?
А.Б Вера в предков заставила охотников и собирателей приостановиться , а остановившись и « прописавшись» на новой родине, более рационально использовать ее ресурсы , поэтому понадобились иные покровители …вообще то это обычная практика ротации богов ,святых и т.д растянутая во времени.
М.Т Итак,Чатал –Гююк просуществовал с 7300 по 6100 есть мнение что до 5600 , ато и до 5400 до н.э .Это с V111 до V! Тыс до н.э . А.Р.Чочиев приводит термины личные имена например « Хаемыц»- «Гамас» – достигающий силы война» и что самое главное, опирается на этимологические разработки В.И Абаева .
Если принять во внимание тот факт, что индоевропейцы появились гораздо позже этих дат, а начало идеологии он увязывает с Чатал- Гююком , то какой язык применялся протогорожанами?
А.Б Ну во –первых, Чочиев привел две-три параллели связанные с Чатал- Гююком и это всего лишь говорит о полном совпадении мотива с реальностью например, в архитектуре ,но не о языке, во вторых, это не индоевропейцы ,а рода ностратической  макросемьи, которые в конце плейстоцена вынуждены были начать свое движение « преследуемые» надвигающимися ,после долгой передышки ,холодами Валдайского оледенения ( Поздний Дриас 10730-9700 гг.до н.э) от севера Центральной Европы на юг, юго-восток, и восток. Напомню, осетинский язык входит в индо-иранскую группу индо-европейской семьи. Та в свою очередь одна из шести языковых семей ностратической макросемьи.
Так вот, западная ветвь миграции прошла через Карпаты Балканы в Малую Азию, а оттуда в сторону Иордании где они оказались в V!!! тыс. до н.э и следы их были обнаружены археологами ( тахунийская архикультура) Т. е  это путешествие заняло у них 2-2.5 тыс лет.
Все дело в том,что и в Чатал –Гююке их следы тоже четко прослеживаются, но это абсолютно не значит, что строителями были они.
Кстати, они шли не только югом Турции но, и  по северным районам, и мы их видим в лице картвельской языковой семьи ..они огибали с двух сторон горную систему Малой Азии.
Ностраты шли из тех районов где не было опыта возведения стен из камня, а строили углубленные в землю шалаши... применяли технологию каркасного строительства жилищ.
Конечно у них было преимущество в военном отношении . Разумеется они могли как-то повлиять на социальную составляющую , но археология этого не подтверждает .
Да и потом количественные показатели были далеко не в их пользу.
М.Т Т.е на языковую ситуацию они не повлияли?
А.Б Допускаю небольшое влияние ,но не более того. Более сильное влияние могли оказать представители сино-кавказской макросемьи , которые в то же время двигались с востока ,примерно из района Загроса.
М.Т Т.е протохаттский допускается?
А.Б Тоже вряд ли .У лингвистов вызывают сомнения что хаттский входит в состав сино- кавказской макросемьи. Например у Дьяконова И.М точно так же по афразийской языковой семье которую Старостин А.С и Л.Ю Милитарев вообще выделяют в отдельную макросемью от ностратической.
Помимо этого, к примеру, где то более 10 письменных источников до сих пор не расшифрованы ( Фестский диск и др)
М.Т А что по антропологии и тех и других?
А.Б Ввиду отсутствия большого количества материала для исследования можно говорить о предварительных результатах представители и той и другой стороны были долихоцефалы с более и менее узким лицом.
М.Т Конечно жаль,что приходится часть нашего разговора переводить в сферу гипотез и допущений , но тем не менее линия- архитектура Чатал – Гююка мотив из Нартского эпоса выдерживается и не сулит критике успех ,а вот все же как информация могла оказаться на Кавказе?
А.Б Археология указывает на одну из многочисленных миграционных волн и это уже протохатты . Конечно можно пофантазировать и на тему ностратической экспансии ,помимо протокартвелов ,и кстати, есть тому косвенное подтверждение Е.Б Бесолова и А.Бизикова в своей статье « К семантике термина Туал/Двал» дают следующую трактовку этого этнонима и считают его топонимом «duv-a1» - со значением двуречье , где а1 источник вода река . Все бы ничего ,но естьв подтверждении, Триалети где в корне тот же а1.
Авторы полагают, что это от сарматского, но этноним (Туал) упоминается в клинообразных в надписях X!! до н.э древнеассирийского царя Тиглатпалассара 1 ( Г. Л Меликишвили. Урартские клинообразные надписи), а в то время сарматов еще не было на Кавказе. Для справки  в ностратическом словаре есть «№530 (mar) Любая масса воды ,море ,озеро ….»504 (wa1) «Течь, мочить ,увлажнять ) №505 ( wa1) «Бить ключом, течь, затоплять»
М.Т 2 тыс.до н.э, это же время когда ностратов давно уже не было?
А.Б Вообще –то, я не исключаю седьмую ветвь ностратической макросемьи и ,которая, могла исчезнуть в пучине ассимиляции , но вот его следы… помимо ранее сказанного я бы обратил внимание на сказание о Даре дзанах которые как у осетин, так и у грузин ,а вот легенды о Царциата только у осетин при этом они циркулируют в Закавказье там же, где и двалы.
Прискорбно, но они неудовлетворительно изучены.
М.Т Итак ,перед нами две версии «доставки» информации об архитектуре Чатал –Гююк  ,гипотетическая ветвь и вторая ,на мой взгляд, более перспективная -это протохатты.
А.Б Примерно так .Это время ,когда земледельцы шли из Малой Азии не только в  западном но и в восточном направлениях, примерно в 7-6 тыс. до н.э и такое движение археологически подтверждается .
Образование на Северном Кавказе, в его западной и центральной частях, протомайкопской культуры возможно и есть локальное объединение, которое может претендовать на роль носителя первоидеалогии Нартского Эпоса, как бы, в виде эстафетного продолжения . Примерно такое же наблюдается и на Балканском направлении , т.е. идёт процесс циркумпонтийского охвата.
Первоначально ,в данных областях, наблюдается относительно мирное развитие событий соответствующее пацифистким чаталгююковским настроениям.
Все усложняется после Черноморского потопа середины 6 тыс до н э. Прорыв и образование Босфора создал природный катаклизм. А.Чочиев находит «следы» данного события, в эпосе приведен соответсвующий мотив.
Разумеется это вызвало миграционную активность и конфликтность как следствие передела сфер влияния у местного циркумпонтийского населения . С этого момента начинается эра масштабных столкновений и войн.
Гендерный раздел в специализации ,во времена присваивающей экономики ( мужчина- охотник ,женщина – собиратель), имеют свое продолжение в производящей ,но до поры до времени ,а именно ,до того момента ,когда совершается переход от палки- копалки к сохе. Данный факт способствовал усилению роли мужчин в сельскохозяйственном производстве , а еще раньше у охотников , перешедших к скотоводству . Классическим примером может служить пространство степей от Днепра до Волги.
Развивается металлургия в Балкано-Карпатском регионе , а также в Восточной Анатолии и Западном Иране.
Усиление военной состовляющей производящей экономики повышают потребности в  оружии особенно у пастушьих племен.
Таким образом, создается центр Силы от Предкавказья до Днепра и Волги .
Увеличение прибавочного продукта дает возможность выделения элит в обоих формах производства . У скотоводов степи появляются военне вожди и ,собственно, с этого времени начинается распространение индоевропейских языков и соответствующих идеалогических систем .
М.Т. Индовевропейская атрибуция скотоводческих племен Северного Причерноморья , Прикаспия и отчасти Предкавказья – это то продвижение ностратической волны на юго- восток о которой Вы говорили.
А.Б Да, разумеется они не с Малой Азии
М.Т Но если это так то откуда у них идеалогия Чатал- Гююка?
А.Б Я же говорил о протохаттском продвижении и оно огибало Черное море и с востока и с запада. И это ,не совсем уже чаталгююковская мирная идеология – это, прошедшая адаптацию нечто новое ,но связанное с первоисточником.
Трансформация произошла параллельно с образованием у скотоводов иерархии..вождей.
Первые курганы, по мнению С.Н Кореневского появляются в Предкавказье ,возможно, в среде протомайкопцев и те, как мы понимаем, и есть носители идеалогии, но, т.к большинство скотоводов были протоиндоевропейцами, произошла языковая транслитерация идеалогии, а в дальнейшем его эстафетное тиражирование. Собственно майкопцы продвинулись далеко на запад,почти до Днепра, и при этом распространялась идеология Силы ,что собственно отражено в эпосе .Об этом же пишет А .Чочиев в своей « Нартиаде»
М.Т И ,как я понимаю, идет процесс приобщения наших, уже языковых предков, к идеологическим основам, правда с силовой спецификой.
А.Б Можно представить процесс в виде индоевропеизации майкопцев ,это вряд ли скорее происходит диффузия идей, т.к. майкоп был символом элитарности в серево-кавказском регионе, и тем самым, примером для подражания ,а элита скотоводов строго держала нос по ветру. Кстати впоследствии ученые уже называют кульутру как майкопско- новосвободненскую .
Скорей всего в Предкавказье сложилась ситуация чересполосицы разноязыковых племен. К ним еще добавились мигранты с юга в лице представителей  семитской языковой группы . Я уже писал об этом в своей статье « К вопросу происхождения этнонимов ирон дыгурон –дигорон»
Примерно, в пределах 3 тысяч до н э начинается движение индоевропейцев в сторону Малой Азии, заняв, при этом, элитные позиции в социальных структурах данной территории они в дальнейшем, создают Хеттскую империю.
Продвижение идет и в восточном направлении, а также, в западном, где «викинги» степей организуют ,а точнее, способствуют усилению гендерной революции в лесостепной и лесной зонах Карпат и Балкан, если иначе – создание искусственно-навязанной иерархической стратифицированной единицы. Ставят kart ( огороженное место, крепость), и с этого момента начинается взимание дани.
М.Т Это что-то вроде «крыши» в лихие девяностые?
А.Ю В девяностые ничего нового не изобрели , «вспомнили» давно забытое старое.
В противоположность kart есть syx|sinx (группа примыкающих друг другу домов )
Т.е, административно-городские центры создавались: или вокруг kart, которая имела функцию защиты, или sinx –сгруппированная вокруг культового сооружения .
Там где kart  быстрее менялся акцент с женского на мужской в религиозных верованиях и т .к мужское божество ассоциировалось с древнейших времен с небом  ( женщина с землей «мать – сырая земля» и т.д ) где облака , влага , вода ar или al ,то отсюда, arion \a11on арийская идеология ,но не та, конечно ,что была в 3 Рейхе .
Собственно  это отразилось и на иерархии богов пантеона, например, в Германо- Скандинавском эпосе Один –верховный, а Тор – Бог Грозы, на вторых позициях.
У тех , кто огибал Черное море с Доноволжского междуречья и впоследствии создал Хеттскую державу, пошел дальше , в Грецию, так же как и у Хаттов- земледельцев в пантеоне сохранил лидирующее положение Бог Грозы например, Зевс у греков.
М.Т Мужское доминирование имела свои приоритеты . Где-то и у кого-то меч, а у кого- то орал, но тем не менее все это мужское.
А.Б Совершенно верно
М.Т Наверное настала пора подвести предварительные итоги. Итак, мы примерно знаем как формировалась идеология Нартского эпоса и что этому способствовало .
Из вашей статьи « К вопросу происхождения этнонимов  «ирон» «дыгурон-дигорон» понятно что это связано по хронологии с ностратической глубиной «№170 (S(Y)ir)-  «вращение-движение». По этнониму kwydar работал  Ю.А Дзиццоты- skuda -самоназвание скифов. Однако в ходе нашего разговора  упоминании словосочетание «биогенетические предки» - это что?
А.Б Давайте по порядку . Слово «идеология» ассоциировано уводит читателя в не совсем правильные размышления ,поэтому надо понять, что есть вообще Нартский Эпос.
На мой взгляд он представляет собой сборник неписанной, переданной  в устной форме, разнородной информации накопленной за многие тысячи лет – это энциклопедия ..если угодно. Особенно в ней это угадывается, после выхода в свет книги К.А Болотаева « Кто есть кто в Нартском Эпосе» - где изложены секреты производства железа ,чугуна ,стали. В книге А.Х Бязырова «Нарты эпосы истории» - исторические параллели .
Теперь эти же параллели находят Э.Т Гутиева . Одна из них дана в статье «Историческое лицо эпической Сатаны», о других заявлено в личной беседе со мной . Я был удивлен. По этнонимам как бы Вы уже ответили в своем вопросе .
А вот что касается биогенетических предков.. боюсь своими рассуждениями ,которые будут опираться на таких авторов как В.П Алексеев, В.В Бунак , Г.Ф Дебец и др. мы окончательно запутаем читателя.
Коротко скажу, что территория Кавказа покрывалась населением за счет, в основном, мигрантами с юга , а также севера .
По времени это началось в верхнем палеолите и продолжилось, можно сказать, до наших дней , а что касается гаплогрупп  G и J – это юг, Передняя Азия
Теперь, т.к задача моей работы – это период от палеолита до железного века, то мне представляется что Кобанская культура в ней – это концовка обозначенной мной темы.
Кобанская, а точнее Кобано- тлийская арх.культура – это прежде всего металлургия и ,поэтому, коротко о ее предистории.
Металлические изделия появляются в Передней Азии ( Малой Азии ) сравнительно давно ,примерно металлургия ,сначала, сложилась  в 11 – 8 тыс до н э. в двух зонах – Западный – Северо-Западный  Иран- это первое, в 6 тыс до н.э , вторая в Карпатах  и на Балканах.( БКМП)-это второе
По мере распространения образовался единый комплекс , т .е Циркумпонтийская металлургическая провинция ( 6-3 тыс до н э)
Затем распад ЦМП  и образование Евразийскоой металлургической провинции – это степной пояс Евразии.
Что касается Северного Кавказа , то там после ухода с исторической сцены Майкопско- новосвободненской культуры образовалось несколько локальных обьединений – это племена Дольменной и Прикубанской культуры на западе , Каякентско – хорочаевской на востоке и в центре – Кобано – тлийская арх.культура.
Что же происходило в пределах 2 тыс. до н .э
«На заключительной стадии эпохи поздней бронзы ( конец 13 в. до н.э., общества древнего Ближнего Востока  и Эгеиды пережили продолжительный период всеобьемлющего кризиса в процессе которого повсеместно  наблюдаются характерные для всего упомянутого широкого ареала явления свидетельствующие о существовании регрессивных тенденций в его развитии .Это 1) .
политическая нестабильность ( ослабление центральной власти междуусобные войны, восстания и т.д), 2) увеличение мобильности традиционных оседлых популяций ( т.н «этнические передвижения « или миграции) ,3) упадок городской цивилизации в ряде регионов ( материковая Греция , центральная Анатолия , Левант и др.) и перемещения позднебронзовых центров на новые места. ( А.В Косьян « Кризис 12 в до н.э. этнические передвижения и депопуляция)
Как ни странно покажется ,но именно в это время Кобанско- тлийская культура прибавляет в весе.
М.Т А не означает ли это, выражаясь современным языком, переносом производств в более перспективный район?
А.Б Вы точно подметили , я бы добавил – вынужденный .
Кобанская металлургия сыграла свою положительную центростремительную роль во всех аспектах для горского населения .
Территория становилась привлекательной своей экономической развитостью, причем и для степных культур .Торговля способствовала культурному обмену.
Кстати в самом начале нашего разговора я говорил о долихокранности и узколицости кобанцев . В статье « Палеоантропология населения Кобанской клуьтуры» ( М.М Герасимова , Д.В Пежемский ) отмечают подобные краниологические параметры например, в захоронениях Гастон Уота ,Верхняя Рутха и др .
И это тоже в пользу идеи миграции металлических дел мастеров .
М.Т А разве не все жители этой культуры были с подобными данными?
 А.Б Разумеется нет. Основное население высокогорья и предгорий тех времен и ранее, характеризуются своей принадлежностью к понтийской группе с определенной пигментной светлостью, большей шириной лица и т.п.
Возможно даже скопления узколицых долихоцефалов средиземноморского типа могут совпасть с производственными площадками . Это предмет для будущих исследований .
Далее случилось «страшное» ! Бронза начала сдавать свои позиции железу. Железное оружие стало приоритетом особенно  среди кочевников.
Военные походы киммеров и скифов в Закавказье и на Ближний Восток в 7- 6 в до н э . сделали Центральный Кавказ своей транзитной территорией. Возможно поэтому Кобанская культура дотянула до 4 века до н э, а затем наступил кризис .. на Кавказе почти нет железной руды.
Крах бронзовой индустрии могла иметь катастрофические последствия , снижение экономической активности ,депопуляция и т.д
«В погребальных комплексах Стырфазского могильника оружие совершенно отсутствует.
Если 6  в до н.э в погребальных комплексах мужских погребений встречается какое –либо оружие , то с 5 в до н. э почти повсеместно на территории Грузии, оружие внезапно исключается из состава погребального инвентаря рядовых могильников . ( Б.В Техов « Очерки древней истории и археологии Ю.О . 1971 с.271)
Но теперь горный район стал прибежищем всем тем, кто терпел поражение в вечных стычках и войнах Предкавказской степи , особенно среди воинственных ираноязычных племен. Это касалось прежде всего женщин и детей . Не потому ли мт. ДНК гаплогруппы у осетинских женщин являются в большинстве европейскими. Не это ли причина смены языка .
«М;далон ;вз;г»- язык ираноязычных матерей.
М.Т Очень интересный экскурс и трактовка понятия «родной язык» например ,у русских и многих других не говорят «материнский язык». А что в плане «бронзового» кризиса , имею в виду корреляцию истории и их отражение в Нартском Эпосе ?
А.Б Осетинский эпос начинается с первого предка Уаерхаг («Волк») . У него как мы знаем было два сына – близнеца . Они были светловолосые. Оружие – сталь.
М.Т Вы сейчас намекаете на индоевропейскую в лице ираноязычных экспансию?
А.Б Да вместе с языком пришел трансформированный эпос – эпос силы и героев – это начало железного века . Возможно волк был тотемным животным в среде индоевропейцев.
Близнецы , волк – это перекликается  с мифологией латино- италиков..время распада индоевропейцев. В этом эпосе мало информации о меди и бронзе.
М.Т Какие еще Вы бы отметили параллели ?
А.Б На нашем гербе зверь семейства кошчьих . В Чатал- Гююке и не только представитель кошачьих , например лев ,леопард  было олицетворением особого положения личности. Еще оттуда можно считать танец «симд»- круг, равноправие полов..если поискать можно еще найти.Есть ещё одна «крамольная» мысль. По архитектуре Чатал-Гююк напоминает пчелиные соты. В сотах тоже «вход» сверху и, что важно, полное равноправие, так сказать, модель для подражания при создании справедливого общества.
М.Т Насколько я понимаю Вы в процессе работы над этой темой и надеемся в скором времени будем иметь удовольствие ознакомиться с ней. Большое спасибо!
21.07.2018
Асланбек Александрович Бязыров
Корреспондент Мадина Тезиева
«кесена –галуан, г;нах, хорз ц;р;нуат, стенка /замок/ дворец» , г;нах – дом – крепость/укрепленное жилище!