Хайповое удушье

Елена Гвозденко
"Взрослая тетя, которая может делать весело", - сказала одна из участниц последней передачи "Мужское и женское", передачи, вызвавшей у меня эмоции, иллюстрируемые мимикой Гордона.

Речь идет о популярных пожилых блогершах, завоевавших Сеть. И вслед за Гордоном хочется воскликнуть: "Это чудовищно!" И если первая героиня еще вызывает некое умиление на видео с поеданием устриц, то последняя участница просто стыд. То неловкое чувство, когда делает другой, а стыдно почему-то мне. Пожилая дама танцует, похлопывая себя по гениталиям, обнажается, иллюстрирует страсть с молодым красавцем.

"Генитальная" свобода пошлости, тупости. Будто не было вообще мировой культуры, будто с чистого листа, на котором калякуют-малякуют все, кому ни лень. И чудовищны даже не сами ролики, не этот востребованный контент, а чудовищна трансляция мысли, что это здорово, что это профессионально, что это - новая форма искусства, а старую, пыльную культуру пора выбрасывать на помойку.

Дело, разумеется, не в этих блогершах, дело в процессе, который мы пока плохо осознаем. Главный аргумент тех, кто кто защищает такое хайповое видео - пришло другое время, все критики завистливые ретрограды, Интернет дал возможность талантливым людям проявить себя. В этом посыле сразу несколько аргументов.

Пришло другое время. Это, действительно, так. Интернет не просто дал возможность получать информацию, расти, но и сбить планку притязаний до уровня "прикольных видосиков" с бабулькой, садящейся на шпагат на барной стойке. Вот это сейчас "хороший контент, который стоит денег". Содержательность ушла на задворки. Это вполне объяснимо. Качество определяет массовость. Именно массовость делает такой контент оплачиваемым, востребованным, популярным.


Из этого вытекает определение таланта, искусства, культуры. Мне кажется, верхушка Пирамиды Маслоу, просто отъехала. Что-то пошло не так, и духовные потребности в самореализации стали вот такими.
В массовости, как главном критерии, изначально заложены такие риски. Зачем прилагать усилия, зачем вдумываться, приобретать какие-то знания, если легко можно ощутить крутость, отождествив себя с массовкой, лайкнув такое видео? А потом мы сетуем, что умирают литература, кинематографическое и прочие виды искусств.

И еще одна мысль, которую вызвала вторая героиня - бабушка, играющая в "стрелялки" по инициативе своего 20-летнего внука. Внук признается, что проводит за играми по 12 часов в сутки, не работает, а получает доходы от популярности бабушки, убивающей монстров. И бабушка не видит ничего плохого в таком образе жизни внука. Думаю, что секрет ее популярности в тоске игроманов по настоящим семейным отношениям, по реальным бабушкам.

Такой контент вскармливает инфантилизм, это страшно. Что с этим делать? Не знаю...