Иван Алексеевич Бунин 1870-1953гг. Лекции для

Сергей Сиротин
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)
Поэт, писатель, мыслитель.
Лекции для…

Ходили в мире лже Мессии, –
Я не прельстился, угадал,
Что блуд и срам – их литургии,
Их речь бряцающий кимвал.
И. Бунин

Эти строки, написаны первым русским лауреатом Нобелевской премии в области литературы, И.А. Буниным задолго до того, что произошло в России и с Россией задолго до «Окаянных дней», коллективизации, ГУЛАГа и мировой известности самого автора стихов, но они оказались вещими, предугадавшими ужасы ХХ века…
Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье, детство его прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, как вспоминал сам писатель: «… в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозёму и беднейшей по виду природы».
Отец его, по-барски разгульный, беспечный, на пороге разорения и бедности пел под разухабистую гитару: «Где ты закатилось счастье, золотое ..?» Бунин не осуждал отца, а наоборот высказывал ему в ранних стихах своё обожание: «Не судья тебе я за грехи былого…» и писал о своём происхождении: «Я происхожу из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где известны два поэта начала прошлого века (имеется в виду век XVIII-ый) Анна Бунина и Василий Жуковский – корифей русской литературы, сын Афанасия Бунина и пленной турчанки Сальхи». Хозяйство Буниных было в упадке, как и владения всего среднерусского дворянства. Дети пошли разными дорогами: старший брат, Юлий, окончивший университет, за участие в народническом движении после тюрьмы отбывал ссылку; другой брат, Евгений, бросив гимназию, женился на дочери управляющего соседним имением: сам Иван ушёл из 4-го класса гимназии. Позднее, став известным поэтом и писателем, Бунин как бы живёт в сладких воспоминаниях детства и юности, осенённых вековыми липами помещичьего сада, последним великолепием барского дома. Писатель так никогда и не согласился с мнением о том, что разрушение уклада жизни дворянского сословия было запрограммировано новыми социально-экономическими отношениями в России, хотя именно он в своих произведениях чётко очертил контуры и этапы этого разлада жизни и реальности существования в конце XIX века поместного дворянства…
Иван Бунин, начавший свой литературный путь как поэт, в чём-то подражает Пушкину и первое стихотворение публикует в журнале «Родина» в 1887-ом году, затем регулярно печатается в периодическом издании «Неделя». Поэзия, литературный труд представляются молодому человеку единственным надёжным убежищем от «ужаса и низости», ожидавших его, недоучившегося гимназиста, «недоросля из дворян», именно литература могла его спасти от пошлости мира лавочников и мелких службистов.
Ранние стихи поэта навеяны тишиной усадьбы, окружающей живой природой, бытом деревни. В пейзажных картинах воплощена жизненная философия автора. Одно из самых известных поэтических произведений Бунина поэма «Листопад» отмечена Пушкинской премией Академии наук России. А в стихотворении «Лесная дорога» он пишет:

Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт.
Но весело бродить и знать, что всё проходит,
Меж тем как счастье жить во веки не умрёт.

В начале 90-х годов XIX века появляются первые прозаические произведения Бунина, рассказы: «Деревенский эскиз», «Танька», «На хуторе», «Вести с родины», но только с появлением повестей «Деревня» и «Суходол», позднее и повести «Антоновские яблоки» читатели увидели в Иване Бунине больше прозаика-повествователя, чем лирического поэта.
В ранней прозе Ивана Бунина можно выделить две главные тематические линии: изображение жизни русского крестьянства и разорившегося дворянства, которая проходит всегда рядом и во взаимодействии и темы эти неразрывны в творчестве писателя. Писателя отличает своеобразный демократизм: в его творчестве нет возмущённого протеста и обличения, а отношение к крестьянству лишено барской снисходительности, он душой болеет за разлад российского бытия.
Если понимать сюжет в его прямом утилитарном смысле, то проза его повестей как бы бессюжетна, а если по сути изображаемого, то в рамках его произведений тесно от взаимосвязанных через психологический ряд переживаний событий. Бунин стал певцом русской природы и в поэзии, и в прозе, её элегическим художником на самом первом этапе начала конца российской деревни.

Но мил ты мне, мой хутор бедный,
Мой невесёлый край родной,
Твоею глушью заповедной,
Твоею грустною красой!

Особо ярко это проявилось в повести «Деревня», написанной в 1909-10-ом годах, она показала наивысшую степень сближения музы писателя с современной ему действительностью, переход к осмыслению корней и причин российского разлада. Бунин намеренно сгущает краски в изображении деревенской действительности, иногда даже переходя на крайности: здесь и экспонирование уродств, жестокостей, цинизма и кретинизма. Показ ужасов жизни деревни для автора был здоровой реакцией на идеализированное, слащавое вырисовывание пейзанской картины якобы обустроенного и размеренного христианского бытия поселян многими литераторами начала ХХ века.
Природа Орловщины, типы её жителей, вот объекты его писательских размышлений, которые до него были знакомы российской читающей публике по «Запискам охотника» И.С. Тургенева, земляка Бунина. Но именно Иван Бунин довёл до полного совершенства словесные описания пейзажей малой родины в этой своей повести. Идеалом для писателя была пора расцвета дворянской культуры, с устойчивостью дворянского усадебного быта, за дымкой времени как бы утратившего жестокость крепостнических отношений, на которых строилась и накоплялась вся красота и поэзия поместного деревенского житья. Но из всех ценностей уходящего полупатриархального оставалась только прелесть живой природы, казалось бы, нетленная в изменяющемся времени, повторяющаяся в своих чередующихся проявлениях, создавая иллюзию вечности. Отсюда – особо обострённое у Бунина чувство нетленности её в сравнении с быстро текущим человеческим существованием и величайшая поэзия пейзажных описаний. Бунин словно делает читателя уроженцем своих родных мест с их бескрайними пшеничными полями, синей чернозёмной грязью весенне-осенних дорог, пылью белого степного большака летом. В его прозе нежная игольчатая зелень весенней травы, пенье соловья и кукование кукушки, кукареканье петухов на ранней зоре, запах черёмухи при майском похолодании. Пейзажи Бунина неповторимы своей музыкальностью, он мастер тонких запечатлений разных состояний природы, знаток механизма человеческого запоминания, в любое время года, в любом возрасте вызывающего в душе читателя светлые мгновения прошедшего, позволяющего охватить земную жизнь во всей её полноте и цельности, а не ощущать её быстротечной мелкой речкой.
В стихах и прозе Бунина множество запахов, они несут на себе не только осязательную нагрузку, но и играют социальную роль: совершенно по-разному пахнут разные места, от персонажей также исходят разные, обусловленные средой запахи. Это запах курной избы, веников, развешанных под перекрытием крыши, разные запахи полей, плесени и сырости нетопленного барского дома, серных спичек, махорки, Застоявшейся воды из водовозки, ванили и рогожи, дешёвого воска и ладана – всё это запахи деревни, сельского образа жизни. Бунинский пейзаж при всей его реальности – символичен. Не случайно писателя привлекает пора осени – время увядания, которое больше всего подходит его грустно-просветлённым воспоминаниям о безвозвратно утерянном.
В этом плане характерны «Антоновские яблоки», где по ходу повествования картины зажиточной жизни помещика сменяются полунищенским существованием его потомков, а антураж богатого лета переходит в пышное увядание осени, а затем пробиваются запахи тлена в дни предзимнего тепла. Пейзаж оттеняет то, что происходит в быту и существовании помещичьего дома и семью в нём обитающей. Любовь Бунина к природе вылилась у него в своеобразный культ прекрасного: старые рушащиеся усадьбы вполне гармонировали с прелестью осени и красочной нищетой деревни. Воровский в своих статьях отмечал, что Бунин написал «архиреальную, пахнущую перегноем и прелыми лаптями деревню». Деревня у писателя – это и инертная тёмная масса, а всех преобразователей деревенского застоя он рисует в неприглядных тонах, показывая тщетность их устремлений.
В повести «Деревня» идеал Бунина выражен в самих персонажах, именно тех, кто несёт извечные черты российского крестьянина, держится в жизни лишь терпением и молчаливой выносливостью. Здесь автор выносит на первый план свою убеждённость в полной несостоятельности всех сословий в России начала ХХ века…
В повести «Суходол» (1911год) художественно воссоздана хроника жизни когда-то знатного рода Хрущёвых. Размышляя о судьбе дворянства Бунин пишет: «… за полвека почти исчезло с лица земли целое сословие, что столько выродилось, сошло с ума, наложило руки на себя или было убито, спилось, опустилось и просто потерялось где-то бесцельно и бесплодно».
Мастерство Ивана Бунина, психолога и портретиста позволяло ему при экономии событий высветить характеры в их движении вспять – к деградации…
Бунин был знаком и тесно связан с Горьким, сотрудничал в его издательстве «Знание», и как следствие в его произведениях появляются мужики, жаждущие перемен, но позднее писатель отказался от такого типа персонажей, а позже, в эмиграции, заявил, что его переписка с М. Горьким не имеет отношения к литературе. Его откликом на события 1905года стали стихи: «Пустошь», «Джордано Бруно», но у Бунина своё понимание истории: он говорит о равноценности страданий крестьянства и дворянства:

Не вы одни страдали: внуки ваших
Владык и повелителей испили
Не меньше вас из горькой чаши рабства!

В разгар событий в России 1905 -1911 годы Бунин много путешествует по странам Востока, создаёт цикл путевых стихотворных очерков: «Тень птицы», «Море богов», «Зодиакальный свет», «Иудея», «Пустыня дьявола», «Мёртвое море», «Храм солнца» и др. Вообще по его поэзии того периода можно познать мир в его историко-географическом многообразии. В поэзии этого периода смерть и любовь неизменные мотивы, причём любовь именно земная, телесная, человеческая – она как бы единственное замещение всей неполноты и обманчивости, горечи и неудач жизни (стихотворение «Вальс»).
В десятых годах в прозе Бунина наметилось несколько иных тематико-содержательных тенденций. После «Суходола», в котором он искренне и честно, глубоко обобщая, подвёл итог всему, что написал о развале дворянских усадеб и конце старого дворянства, он пишет об обыденном быте деревни, часто опоэтизированном автором – это рассказы: «Всходы новые», «Хороших кровей», «Последняя весна», «Последняя осень»… Он словно бы сопоставляет реальную жизнь крестьянства с происходящим в дворянских усадьбах: рассказы «Князь во князьях», «Сказка»; показывает психологию необычной сельской личности, рассказы: «Захар Воробьёв», «Весёлый двор», «Худая трава», «Лирник Родион», «Сверчок»; изображает прошлое русской деревни: «Иоанн Рыдалец», «Древний человек». В некоторых своих рассказах раскрывает тёмную стихию подсознательных процессов души крестьянина: «Ночной разговор», «Игнат», «Ермил», – писателя беспокоит, что «расточается душа человеческая».
О своём отношении к современным ему авторам Иван Алексеевич говорил в речи на юбилее газеты «Русские ведомости» в 1913 году: «Мы пережили и декаданс, и символизм, и нео-натурализм, и порнографию, называвшуюся разрешением «проблемы пола», и богоборчество, и мифотворчество, и какой-то мистический анархизм, и Диониса, и Аполлона, и «полёты в вечность», и садизм, и снобизм, и «приятие мира», и лубочные подделки под русский стиль, и адамизм, и акмеизм – и дошли до плоского хулиганства, называемого нелепым словом «футуризм». Это ли не Вальпургиева ночь.»
Первую мировую войну Бунин воспринял как трагедию. 15.12.1914 года он писал: «Твёрдо знаю, что нынешнее Рождество может быть не последним кровавым Рождеством, знаю, что человечество живёт ещё «Ветхим заветом», что что люди ещё слишком звери – теперь это доказано с небывалой, ужасающей очевидностью». Жемчужиной прозы этого периода стал рассказ «Лёгкое дыхание» – это одно из самых поэтических произведений прозы писателя, а образ Оли Мещерской само проявление красоты, пропорции, вкуса и смысла в русской литературе.
Именно в годы Первой мировой войны в творчестве И.А. Бунина выкристаллизовывается новая для него тема – тема философских рассуждений о сущности цивилизации, о дикой безудержности цивилизаторов, о непредсказуемости жизненных ситуаций и общей трагичности бытия. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» (1915 год) писатель по-своему увидел жизнь человечества и человека. С первых строк этого важного для новой прозы Бунина произведения высказывается главная для него мысль – о бездарности потраченной жизни: умер человек – хозяин мира, но его смерть ничего не изменила во вселенной, предстающей у автора в виде огромного супер-лайнера, плывущего во вселенском хаосе по волнам времени. Иван Бунин и здесь точен в деталях описания комфортабельной жизни на трансатлантическом лайнере, по сути плавучем отеле-городе самого высокого класса и ведёт читателя от танцзалов и баров «Олимпа» верхних палуб опускаясь преисподнюю нищенских трюмов, затем туда, где в утробе подводной части работают кочегары, больше напоминающие чертей, шурующих вселенскую топку, подкидывая в неё уголёк, готовую зажарить на палубах как на сковородках всех грешников мира.
В это же время И. Бунин перевёл на русский «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло.
Октябрьскую революцию 1917 года писатель проклял в прозе и стихах, оказался прав в своих пророчествах из дневника времени тех событий «Окаянные дни», затем сотрудничал в изданиях белого движения, затем вместе с остатками белых войск навсегда эмигрировал из России навсегда.
Находясь уже в эмиграции, вдали от России писатель продолжал свою песнь-раздумье о ней. В 1921 году он пишет хрустально-прозрачный рассказ «Косцы». Позднее создаёт многие другие шедевры, возвращающие его в дореволюционную и пореволюционную Россию: «Митина любовь», «Солнечный удар», цикл рассказов под общим названием «Тёмные аллеи», в которых извлёк из памяти недовысказанные ранее подробности состояния жизни России до слома 1917 года. За эти произведения и был выдвинут на нобелевскую премию 1933-го года. Последнее его большое произведение роман «Жизнь Арсеньева». Значимой стала и работа, философское исследование «Освобождение Толстого». За годы жизни им написано также большое количество публицистических работ, не потерявших своего общественного и эстетического значения.
Критик Андрей Синявский писал, имея в виду русских писателей эмигрантов: «Самое трудное для российского интеллигента в эмиграции – это остаться самим собой…». Иван Бунин сохранил и как личность, и как писатель во всех своих произведениях эмигрантского периода, его не изменили ни трудности, ни забвение на родине, ни слава нобелевского лауреата. Он так и остался человеком «царственного презрения» и необыкновенной естественности, трагической судьбы и посмертного возвращения его творений и мыслей на родную землю в Россию…
Нина Берберова, писательница эмиграции вспоминала о Бунине: «И до эмиграции, и после отъезда из России, и до Нобелевской премии, и после неё Бунин в сущности оставался одним и тем же…» Самым известным произведением писателя в эмиграции стал сборник рассказов «Тёмные аллеи». Он подписал свою книгу Зинаиде Шаховской: «Декамерон» написан во время чумы. «Тёмные аллеи» в годы Гитлера и Сталина – когда они старались пожрать один другого».
В годы оккупации Франции Бунин публично отказался от сотрудничества с гитлеровцами, прятал в своей квартире лидеров французского сопротивления, восторженно принял победу над фашистской Германией, но не захотел принять новые порядки в СССР и отказался вернуться на родину, куда его уговаривали вернуться, один из его литературных учеников, которому он открыл путь к известности ещё в годы Гражданской войны, Валентин Катаев и уважаемый им как поэт Константин Симонов. Иван Бунин похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де Буа в Париже, рядом с людьми, с которыми был связан временем, судьбой, талантом и эмиграцией, писателями: Ремизовым, Шмелёвым, Зайцевым, Тэффи, Георгием Ивановым, Алдановым.
Иван Алексеевич Бунин – художник строгий и серьёзный, сосредоточенный на своих излюбленных мотивах и мыслях, всякий раз решающий для себя некую задачу, а не дающий готовых и облегчённых подобий жизни. Традиции Бунина в России продолжали писатели: Астафьев, Белов, Лихоносов, Распутин, Казаков.
Сам Бунин принадлежит веку двадцатому, хотя в своём творчестве сконцентрировал лучшее из русской классики XIX века, к которому относил себя как самый младший из великих реалистов «золотого века» русской литературы.




С. Серотян. 19.01.2019г.