Свет понимания

Елена Де-Бовэ
Он был тих и ничто не мешало Его покою. Он спал и не видел снов. Он был глубоко удовлетворен и полон собой.  И это счастье безмерной полноты делало Его бесконечно счастливым в самОм Его существе.

Но однажды толчок пробудил Его. Он осознал – что-то изменилось. Первое беспокойство Его озадачило. Что-то непоправимо переставало быть тем же. ЧТО?

И тогда Он, выйдя из своей удовлетворенности, задал свой первый вопрос – КТО спрашивает Меня?

Ответа Он не получил, хотя ощущал какое-то призрачное гудение. Тот, задавший вопрос, молчал. Тогда Он почувствовал, что напрасно беспокоится и всё пойдет по-прежнему.

Но однажды Ему показалось, что в Нем что-то не так. Он не знал – ЧТО… И снова родился вопрос – ЧТО ЭТО? И отозвался в нём эхом.

«КТО задаёт этот вопрос? Если есть ВОПРОС, значит, должен быть ОТВЕТ. КТО спрашивает? КТО должен отвечать?»

Так Он понял, что их – двое. Тот, Другой, всегда был не удовлетворен и любопытен. Он постоянно спрашивал и, не получая ответов, беспокоился. Его беспокойство превращалось в стойкую вибрацию и передавалось Другому – спокойному, который никогда не знал, ЧТО ответить. Он только складывал и копил  вопросы до тех пор, пока чаша Его терпения однажды не переполнилась.

Вопросы кипели в Нем, разрушая покой, до тех пор, пока Он не почувствовал, что переполнен и больше не может быть прежним. Что-то вынашивалось в Нем и должно было родиться.

Совершенно неожиданно Его поразила ослепительная, словно молния, вспышка света. Она вонзилась в Него подобно стреле.  Так, Он узнал, ЧТО такое ПОНИМАНИЕ.

Он ПОНЯЛ, что не одинок, что Он - раздвоился в себе, но что ТО и ДРУГОЕ – ЕСТЬ ОН САМ. «Тот, кто задает вопросы и отвечает на них, - осознал он, - есть БОГ. Это то, что содержит в себе ТО и ДРУГОЕ».

В миг познания Он испытал глубокое удовлетворение, которого давно уже был лишен. Он понял, что, отвечая на вопросы, заданные Им самому Себе, Он обретает прежнее равновесие. Краткое, ВРЕМЕННОЕ, но оно есть. Так появилось ВРЕМЯ.

Тот, Другой, беспокойный, пытаясь познать Себя, сыпал вопросами, а прежний – тихий, не находил ответов сразу.  Он понимал, что должен ждать пресыщения для того, чтобы они родились.

Пскольку ДРУГОЙ беспокоил, а СПОЙНЫЙ рождал – появился ОБРАЗ РАЗДЕЛЕННОСТИ НА АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ.  НА ОПЛОДОТВОРЯЮЩЕЕ ВОПРОСАМИ И РОЖДАЮЩЕЕ ОТВЕТЫ.

«Но как ЭТО называется?» - спросил ДРУГОЙ. Прошло время и вспышка света вновь озарила процесс рождения ОТВЕТА. Тут же выплыл ОБРАЗ и этот образ был - СЛОВОМ.

Обе части, ТОТ и ДРУГОЙ были равно удовлетворены и, рассматривая СЛОВО, вместе произнесли – «БОГ».

СЛОВО сделалось Их действенным орудием, с помощью которого Они смогли зачать и сотворить мир.  Они уже знали, что являются СИЛАМИ, что их – ДВОЕ, что один из Них – РОЖДАЮЩАЯ, а другой – ДЕЙСТВУЮЩИЙ. А РОЖДЕННОЕ – Их общий Сын – ГЛАГОЛ или ЛОГОС.

Так явилась непостижимая божественная ТРОИЦА – ОТЕЦ-ДУХ, МАТЬ-ПРИРОДА И СЫН-ГЛАГОЛ (БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛОГОС).

Старый монах бережно положил перо на конторку, набожно сложил перед собой руки и, устремив взгляд на изображение Троицы на своем молитвеннике,  почувствовал себя счастливым. В этот миг он видел свет – тот самый, который, видел БОГ, когда ТВОРИЛ МИР, опираясь в себе самом на ТРОЙСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП.

* * *

Положив руку на старый манускрипт, Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц,* устало закрыв глаза, подумал: «Так вот откуда он – источник света, Это – озарение, которое освещает вещи ярким сиянием и приносит понимание. Ослепительный свет, вдруг появляющийся в голове есть свет  «Эврики» - понимания. Господь Бог – величайший творец мира - постоянно существует в этом свете. Потому его творение не прекращается никогда».
________
* Герман Гельмгольц (Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц) (1821-1894) — немецкий ученый. Автор фундаментальных трудов по физике, биофизике, физиологии, психологии. Впервые  математически обосновал закон сохранения энергии, показав его всеобщий характер. Разработал термодинамическую теорию химических процессов, ввел понятия свободной и связанной энергий. Заложил основы теорий вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии. Автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. Обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, изучил процесс сокращения мышц, измерил скорость распространения нервного импульса. Сторонник физиологического идеализма. Герман Гельмгольц — один из величайших ученых XIX века. Физика, физиология, анатомия, психология, математика... В каждой из этих наук он сделал блестящие открытия, которые принесли ему мировую славу.
________

Герман Гельмгольц открыл глаза, схватил перо и быстро начал писать на листе бумаги прыгающими буквами: «Процесс мышления включает в себя четыре обязательных этапа:

1. Первый инсайт;
2. Насыщение;
3. Вынашивание;
4. Озарение…

* * *

Пуанкаре*, отметив острым ногтем слово «озарение», медленно произнес, глядя перед собой: «Нет. Здесь что-то не так. Этого не достаточно. Здесь недостает еще одного пункта. Господь бог не мог довольствоваться только озарением и останавливаться на этом. Видя образы, он «упаковывал» их в формы, давая им названия. То есть, воплощал в жизнь. Стало быть…

И он добавил в список этапов познания Гельмгольца слово «верификация» - то есть, придание решению формы.
________
* Жюль Анри; Пуанкаре; (1854 – 1912) французский математик, механик, физик, астроном и философ. Он считается, наряду с Гильбертом, последним математиком-универсалом, учёным, способным охватить все математические результаты своего времени. «Не будет преувеличением сказать, что не было такой области современной ему математики, „чистой“ или „прикладной“, которую бы он не обогатил замечательными методами и результатами».
Среди его самых крупных достижений:

* Создание топологии.
* Качественная теория дифференциальных уравнений.
* Теория автоморфных функций.
* Разработка новых, чрезвычайно эффективных методов небесной механики.
* Создание математических основ теории относительности, а также обобщение
  принципа относительности на все физические явления.
* Наглядная модель геометрии Лобачевского.
________

Так возник образ ПОНИМАНИЯ, ОТКРЫТИЯ, ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ. В окончательном виде список стал выглядеть так:

1. Инсайт;
2. Насыщение;
3. Вынашивание;
4. Озарение;.
5. Верификация.

* * *

«Иногда я наблюдал мгновения, - написал в своем эссе Валери,* - когда в ум приходит ПОНИМАНИЕ. Это, как проблеск света, не столько озаряющий, сколько ослепляющий… Вы говорите: «Я вижу, а завтра увижу еще больше». Происходит некий процесс появления особой светочувствительности. Скоро вы уйдете в темную комнату и увидите, как внезапно проступает изображение.**
________
* Амбруаз Поль Туссен Жюль Валери (1871 - 1945) – французский поэт, эссеист и философ. Валери известен не только стихами и прозой, но и как автор многочисленных эссе, посвящённых искусству, истории, литературе, музыке.
** П. Валери. Цит. по В. Эдвардс. Художник внутри вас».
________

* * *

Бетти Эдвардс, перебирая листы с картонами учеников на своем огромном рабочем столе, подумала: «Свет – как он чувствуется в некоторых из рисунков. Одни пишут рукой, руководимой только умом и здравым смыслом. Выполняют правила и инструкции. А другие, немногие, чьи рисунки, действительно, чего-то стоят, чем руководствуются они? Наитием? Озарением? Вот, к примеру, этот…»

Она бережно поставила желтоватый картон на  узкую полочку, тянущуюся по периметру ее мастерской и задумалась: Ее создал угрюмый парень, разочарованный в своей подруге. Ее портрет выглядел как ряд резких линий и закрученных спиралей. Разве это не она – та девушка, которая за кругами лжи скрывает свое настоящее отношение к тому, кто ее любит?

«Этот портрет гениален, - решила Бетти. -  Он пойдет на выставку».

Она задумалась о том, ЧТО же такое ТАЛАНТ, который развивается от озарения к озарению? И ЧТО такое – ОЗАРЕНИЕ, которое и ее самоё посещало не раз? Постоянный спутник удач – ясный свет всегда приносил с собой восторг и  непередаваемое ощущения полета.

Что означает этот яркий свет, появляющийся вдруг в голове, который вдруг ярко, словно молния, освещает проблему и дарует открытие, к которому долго шел мыслитель или художник?

«Озарение, - решила она, - это название момента вдохновения – четвертого пункта гельмгольцевского творческого процесса. Он объяснял это, как освещение предмета для того, чтобы его лучше видеть. Бесспорно, это свет интуиции. Ведь даже само слово intuer происходит от латинского «смотреть» и объясняется как способность достижения прямого зрения без посредства рационального мышления. То есть, ОЗАРЕНИЕ - это непосредственное видение чего-то, получение изображения без необходимости его вычисления».

Бетти вспомнила свой недавний разговор с Ником Вудвортом именно об этом. И, помнится, он сказал: «Понимаешь ли, здесь всё дело в головном мозге и двух его полушариях, из которых левое можно назвать "логическим", а правое – "образным".  То есть, одно сомневается, ищет, задает вопросы и копит информацию, а другое – производит операции над информацией, ему одному известным способом.  В результате появляется свет, а вместе с ним рождается образ, приносящий решение наболевшей проблемы. Человек, пережив такую вспышку, обычно говорит «ага», «ясно» или кричит – «эврика!»»

«Физиология, - отмахнулась Бетти от невидимого собеседника. – О, нет, Ник. Только не это! Я предпочитаю иметь дело с тайной, руководствуясь словами Кандинского. Он любил повторять -  «мы должны говорить о тайне на языке тайны». Вот так-то…».

* * *

Старый слепнущий Борхес* все чаще замечал, как вспыхивают в нем огни, освещающие его память каким-то особым, глубоким пониманием того, ЧТО было и ЗАЧЕМ это БЫЛО. И чем быстрее отходили от него видимые образы, тем ярче разгорались другие – те, которые приносили удовлетворение и ясность.
________
* Хорхе Луис Борхес (1899 – 1986) – аргентинский поэт, писатель и философ.
________

Так, он постиг судьбу слепого Гомера, связь с которым ощущал непрестанно. И однажды сказал о нем:

«В непроглядной для смертных глаз ночи, куда он сейчас сходил, его тоже ждали любовь и опасность, Арес и Афродита: он уже угадывал… гул славы и гекзаметров, гул схватки за святилище, которое обороняли люди и не желали спасти боги, гул черных судов, ищущих посреди моря долгожданный остров, гул всех «Одиссей» и «Илиад», которые он сложит и пустит перекатываться в памяти поколений. Теперь это знает каждый, а он почувствовал первым, сходя в кромешную тьму».

* * *

«Тайна сия велика есть» - записал Диодор Сицилийский*, завершая рассказ о, разъятом на части, и разбросанном по миру теле Бога. «По сути, - подумал он, - алкая СМЫСЛА, разве не ищем мы утраченный, разделенный на кусочки БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИК? Ведь далеко не все могут довольствоваться лишь одним изображением, подобно тому паломнику, который, увидев в Риме плат Вероники, простодушно воскликнул: «Иисусе Христе, Боже Мой, Боже Истинный – вот, значит, какой Ты был…»

________
Диодор Сицилийский  (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.) — древнегреческий историк и мифограф родом из сицилийской Агирии
________

Диодор подошел к узкому окну храма, за которым разворачивалась широкая панорама долины, обрамленная горными цепями с голубыми вершинами и вспомнил вдруг каменный лик у дороги, а под ним надпись, гласящую: «Истинный образ Пресвятого Лика Господа Нашего в Хаэне».

«Если бы мы, - усмехнулся он, - действительно увидели Лик Бога. То непременно обрели бы ключи от всех загадок и поняли, каким образом сын плотника мог стать Сыном Божиим. Апостолу Павлу Бог виделся сокрушительным светом. Иоанну – солнцем. Святой Терезе - сияющим облаком. Но божественные черты теряются, как теряется в памяти магическое число, составленное из обычных цифр, как навсегда теряется узор, на миг сложившийся в калейдоскопе».

* * *

Данте, оболганный и одинокий, умирающий в нищете в Равенне, во внезапной вспышке вдруг увидел пророческий смысл своей жизни, о котором поведал ему некий Дух. Смеясь, он добавил не без иронии: «Ах, если бы сам Бог мог увидеть свое лицо…» «Что было бы тогда?» - недоверчиво спросил Данте. И Дух ответил: «Бог понял бы – для чего он создал этот мир».