Ветер странствий 2

Александр Сивухин
"На Конкурс - Лауреат 54 - http://www.proza.ru/2019/01/21/1372 Международного Фонда ВСМ"

Ветер странствий 2.

Все покатилось под откос, после очередного заседания заводского профсоюзного комитета Великолукского радиозавода, на котором распределяли жилье... Кому-то достались квартиры, кому-то более просторные комнаты в семейном общежитии. Мне не досталось ничего, хотя мое заявление об улучшении жилищных условий уже два года лежало в профкоме. У нас за это время случилось прибавление семейства, а жить мы продолжали вчетвером в комнатке девять квадратных метров на втором этаже этой самой малосемейки. Все мои попытки разжалобить комитет и директора не увенчались успехом. Мой потерянный и убитый вид не сыграли никакой роли в деле улучшения бытовых условий.

В это же время в Лисичанске на Украине разворачивалась одна из крупнейших строек века. Строился гигант нефтехимии всесоюзного значения – Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Одновременно с производственными мощностями и сооружениями строились жилые кварталы в южной части города. Со всего Советского Союза на эту новостройку ринулись тысячи желающих получить бесплатное жилье. Профессия каждого не имела значения. Брали всех подряд: от уборщиц, врачей, водителей до специалистов нефтехимии, мастеров, операторов и прочих разнорабочих.
Один из наших родственников рискнул и поехал на разведку в Лисичанск на эту самую стройку, где его сразу приняли оператором пятого разряда на установку ЭП-300 по производству этилена, которая в тот момент после завершения стройки находилась в стадии пуска. Буквально через полгода после вышеуказанных событий он получил трехкомнатную квартиру и перевез из Оренбурга в Лисичанск свое семейство.
Пока мы с женой четыре года ютились в своей малосемейке с двумя маленькими детьми, более решительные авантюристы успели поработать на нескольких заводах, переезжали из одного конца Союза на другой, каждый раз получая новое жилье.

Посидели мы, подумали и решили действовать. Первым делом надо было как-то смотаться на эту стройку и узнать что к чему. Я в это время работал в конструкторском бюро радиозавода инженером первой категории по доводке измерительной аппаратуры СВЧ диапазона и медицинской техники, где нас было несколько человек спаянного коллектива.
Кто-то подсказал хорошую идею. Оказывается в Северодонецке, который находится от Лисичанска всего в десяти километрах, имеется радиодетальный завод, с которого мы получали комплектующие.
Посетив отдел снабжения, я получаю без вопросов туда командировку и карт-бланш на любые рейсы, начиная от автобусов до авиа. Маршрут по моему усмотрению.
Так, думаю – Украина, это Киев. Значит мне туда!..

Сойдя с самолета в Киевском аэропорту, изучаю расписание, нахожу строчку на Северодонецк. Оказывается - единственный рейс ушел час назад. Следующий через сутки.
Достаю карту Советского Союза, нахожу ближайшие к Северодонецку крупные города Украины: Ворошиловград, Донецк, Днепропетровск. Опять бегу к расписанию.... Через полчаса рейс на Днепропетровск. Значит мне туда!..
Вечером был уже в Днепропетровске.
Переночевав в гостинице, рано утром топаю на автостанцию и беру билет до Лисичанска...

Так началось мое знакомство с восточной частью Украины. В разгар лета, когда жара достигала сорока градусов и выше. Было мне тогда всего тридцать два года. Молодой еще был, задорный. Никакая жара меня не брала. С изумлением только поглядывал из окна автобуса на выжженные солнцем поля и дороги.

Спустя шесть часов вдали показался Лисичанск. Тогда я впервые увидел огромные терриконы донецкого шахтерского края. Кроме выжженной травы и шахт меня ожидал еще один сюрприз.
Как раз, сидя в автобусе, проезжали мимо нефтеперерабатывающего завода. Гигантские трубы, факелы и колонны нефтехимического комплекса тянулись до самого горизонта. Часть установок уже работали. Трубы дымили, факела горели. Вся территория завода была окутана дымовой завесой!  Боже мой, куда я попал! Как тут можно жить? На такой жаре, в такой атмосфере...

Только после полудня мне удалось добраться до квартала Октябрьской революции, где жили наши новоселы – родственники по линии жены.
К моей и родственников радости все оказались в сборе.
Свояк сразу же побежал за бутылкой. Хозяйка и ребятишки не знали, чем порадовать гостя... Показывали мне свои хоромы трехкомнатной, новенькой квартиры, полученной месяц назад и попутно накрывали на стол, пополняя его дарами украинского рынка:  виноград, груши, яблоки, абрикосы, помидоры, молодая отварная картошка, колбаса разных сортов, сыр, украинский борщ само собой...
Я с дороги поплескался в душе, в ванной, где, как ни странно, из крана бежала и холодная, и горячая вода. В нашей малосемейке в Великих Луках, где мы жили, только один душ на шесть семей и горячая вода по часам.. А тут!... Хоть целый день купайся! Такое счастье!
Пришел из магазина Петр. Достал из авоськи торт, разные консервы и деликатесы,  две бутылки водки «Российская» по три двадцать. Пока Маша - его жена хлопотала на кухне, мы с ним вышли покурить на балкон седьмого этажа девятиэтажного дома недавно выстроенного микрорайона, который, как по волшебству вырос за три года.
Я ему давай рассказывать, как добрался за сутки из российской глубинки до Донбасса, объяснил цель командировки насчет радиодеталей и идею прозондировать, как бы устроиться  поработать на НПЗ с целью заработать квартиру.
Встреча и вечер прошли на самом высоком уровне. Двух бутылок чистейшей, как слеза, оказалось вполне достаточно, чтобы решить все вопросы.

На следующий день я съездил в Северодонецк на радиодетальный завод, получил что положено было по накладной, отправил посылкой в Великие Луки нужные комплектующие, чем закрыл вопрос по командировке и еще через день я уже был на нефтеперерабатывающем заводе в отделе кадров.
Когда там посмотрели мой диплом об окончании с отличием радиофака политехнического Горьковского универа и узнали, где я работаю и в качестве кого, то без разговоров выдали мне гарантийное письмо о приеме на работу в качестве слесаря КИПиА шестого разряда с предоставлением жилья в течение года.

Еще через две недели в Великих Луках я послал куда подальше председателя завкома и директора радиозавода вместе с ним, которые не дали мне нормальную комнату в семейном общежитии, и уже трудился простым прибористом по наладке контрольно-измерительных приборов на нефтеперерабатывающем заводе.
Через  год меня перевели старшим мастером на своем участке. Буквально в это же время выделили трехкомнатную квартиру в том же микрорайоне недалеко от наших родственников. Спасибо им, кстати, за то, что они любезно предоставили нам на год одну из комнат в своей квартире, пока мы ждали своей очереди...

Тридцать пять лет спустя дом с голубыми балконами, где когда-то со свояком под хорошую закуску и русскую водку обсуждали планы жития, был разрушен украинскими снарядами.