Иллюзия

Светослав Ильиных 3
День близился к полудню. Елена, приехавшая на пленер минут двадцать назад, уже установила мольберт, приготовила  кисти и краски. Вид, открывавшийся со склона холма, был великолепен!
Далеко внизу изумруд зелени змеясь рассекала напоенная синевой небес река, несколько заток образовывали голубые озера обрамленные яркой желтизной пляжей.
-Красиво, правда?
От неожиданности Елена вздрогнула – рядом стоял человек в строгом костюме и галстуке.
-Жарковато для июльского полдня, - мельком отметила она про себя.
-Любые неудобства относительны, - улыбнулся человек и представился:
-Анцифер.
-Необычное имя.
-Это значит «Приносящий пользу».
Человек был вежлив и чем-то располагал к себе. То ли внешностью –правильные черты лица, прическа, очки в старомодной тяжелой оправе. То ли голосом – мягким, внятным, содержащим чуть-чуть иронии.
-Вы тоже художник? – спросила Елена, заметив в руках незнакомца большой открытый альбом.
-В определенной мере, - улыбнулся, тот. – Надеюсь, Вы не будете против, если я устроюсь рядом и сделаю некоторые наброски?
Он скинул пиджак, уселся на траву, положил альбом на колени и стал делать карандашный набросок, точнее – угольный, так как рисовал с виду обычным древесным угольком.
Елена отвлеклась на свое дело.
-Да-а, - раздалось из-за ее плеча. Рядом стоял сосед.
-Вот здесь у Вас не хватает полутонов, - уверенно указал он пальцем в одно место будущей картины, - здесь слишком сгущены краски. А вот тут не трогайте холст: вечером вспомните пейзаж, воспроизведите его перед своими глазами и сразу поймете, как лучше отобразить эту часть рисунка.
-Да он профессионал, - подумала Елена, и молча кивнула, согласившись с предложениями.
-А Вам что, нравится графика? – кивнула она на лежащий в траве альбом.
-Мне нравится реальность, а она, увы, далека от той красочности, которую пытаетесь отобразить Вы. Впрочем, сами оцените мой рисунок.
И он протянул свой альбом.
В рисунке поразило многое. Во-первых, точность передачи того, что рисовал Анцифер. Во-вторых, манера наносить линии и штрихи – Елена нигде не встречала такую. В-третьих, на белом листе бумаги была изображена совершенно другая местность.
-Другая реальность, - поправил ее Анцифер.
-Нафантазировали?
-Напротив, фантазируете Вы, а я отобразил  именно то, что есть.
-Но здесь город с какими-то странными зданиями, - указала на кубы различной формы Елена. – И посмотрите, разве это наши поля? У Вас же на рисунке вокруг совершенно голый лес и прямая река, а на самом деле она извивается!
Человек улыбнулся уголками губ, в стеклах его очков отразился солнечный зайчик.
-В данном случае мы имеем парадокс бесконечности.
Он поднял с земли камушек и положил его на ладонь.
-Какая у него форма?
-Скорее, круглая, - определила Елена.
-А, по-моему, треугольная – это пирамидка!
Елена с сомнением посмотрела на Анцифера.
-Имя странное, поведение тоже, рисует не понять что, а тут еще не может определить форму камня, - подумала она.
-Уверяю Вас, - рассмеялся тот, - во мне нет никакой странности, я просто объективен.
-Вы читаете мысли?  Это нехорошо!
-Они у Вас написаны на лице, - пояснил Анцифер. – У Вас подвижная мимика, а я неплохой психолог.
-Тогда почему утверждаете, что овал есть треугольник?
-Потому что парадокс – это формально-логическое противоречие возникающее, когда два взаимоисключающих суждения оказываются в равной мере доказуемыми. Проще говоря, один предмет мы видим по-разному. Хотите, я докажу это?
И получив согласие, закрыл глаза Елены своими ладонями. Они были мягкие, теплые и пахли лавандой.
Сначала было темно, но через несколько секунд чужие ладони начали как бы растворяться в матово-бледном свечении, которое вскоре перешло в прозрачность и перед взором Елены раскинулось именно то, что нарисовал Анцифер. Странный город возносил  в черно-белое небо свои кубические башни. За крепостными стенами лишенный листьев лес неряшливо топорщился черной щетиной. Свинцовая река по-прямой медленно текла мимо серых каменных стен.
Елена вздрогнула, и ладони с ее глаз тот час же исчезли. Резкий контраст между цветной картинкой и черно-белой ее испугал.
-Что это было?
-Вы все увидели моими глазами, - просто пояснил Анцифер.
-Возможно, Вы обладаете определенными способностями к гипнозу, но видеть этот яркий мир в таком ужасном свете – это отклонения в психике, -  высказала свое мнение Елена.
Человек в костюме рассмеялся.
- Вы заблуждаетесь!
-Тогда аргументируйте!
Анцифер иронично взглянул на Елену.
-Давайте присядем, в ногах правды нет.
Они уселись рядом на склоне холма. Полдень, настоянный на зное, запахе трав и птичьих трелях ластился к ним легким летним ветерком.
-Видите ли, - начал он, - любая информация – зрительная или слуховая, воспринимаются нами не тут же, а мгновения спустя после того, как их принял мозг – этот суперсовременный компьютер. Принимаются после соответствующей обработки. Но здесь есть закавыка – ты совершенно ничего не знаешь о том, какая именно обработка произошла  с поступившей в мозг информацией. Это что-то вроде фотошопа: с одной и той же картинкой можно сделать что угодно, как угодно ее обработать, вплоть до полного искажения исходника. Тогда где гарантия, что твой рисунок боле реален, чем мой?
-Но мозг не фотошоп!
-Он более уникален! А еще, как любой персональный компьютер, слушается команд пользователя. И если пользователь задаст программе видеть в цветке птицу, именно ее он и увидит.
-Пользователь – это Бог?
-Я материалист, - покачал головой Анцифер. – По крайней мере, мне так хочется думать, но кто знает, быть может и мое восприятие мира - это тоже чья-то чужая воля.
-Но этот мир реален, а твой – нет! – не согласилась с ним Елена. – Я могу спуститься с холма, подойти к речке, искупаться в озере, лечь на зеленую траву, насладиться солнцем и пением птиц.
-Твой мир – это всего лишь сон, - ответил Анцифер. – Ты же во сне можешь ходить по воде, летать по воздуху, не ощущать жары или холода. И для сна это все нормально.
-Тогда ты тоже сон…
-Почему бы нет? Если так, воспринимай меня не как исключение из правил, а как закономерность.
-Я все равно не верю…
-Верь себе, - и Анцифер взял Елену за руку. В мгновение ока все изменилось – они стояли у стен того самого города у открытых ворот. Спутник, не выпуская   руки Елены из своей, пошел вперед. Улицы были пустынны, здания уныло черны, окна зияли пустыми проемами. Изредка она замечала фигуры  напоминавшие  людские, испуганно вжимавшиеся  в чернильные тени, образуемые каменными кубами. И вот они вышли на площадь,  украшенную монументальным зданием, но уже не кубической, а, скорее, готической архитектуры.
От неожиданности Елена вздрогнула. С острого шпиля вниз ринулась огромная черная тень. Мгновение, и испуганно визжащее подобие человека, зажатое в когтях фантастической крылатой твари, исчезло и с без того пустынной улицы.
-Я хочу обратно, - прошептала Елена.
Спутник отпустил ее руку, и мир вернулся в прежние рамки: они сидели на зеленом пригорке, и солнце щедро согревало их своими лучами.
-Вот видишь, твоя реальность оказалась не менее субъективна, чем моя. Или объективна – как посмотреть. А в целом и твой мир и только что увиденный – это обычная иллюзия. И таких миров может быть бесконечное множество, в чем и заключается парадокс как таковой, ведь все подобные  миры в равной степени доказуемы.
-Мне кажется, что ты не человек, - испытующе посмотрела на соседа Елена.
-Я – художник, - поднялся с травы и взял свой альбом Анцифер. – Свободный художник, уточнил он. – И как любая творческая натура вижу этот мир в несколько ином свете, чем другие. А иногда прихожу к таким, как ты, чтобы открыть им глаза. Поверь, мир не прямолинеен, в нем множество самых разных векторов восприятия.
-Возьми на память, - протянул он Елене свой рисунок. – Пусть этот угольный набросок напоминает тебе о том, что все относительно, вечна лишь иллюзия.
Елена взяла в руки листок – кубический город, река, черный лес…
-Мы больше не увидимся?
Эти слова были обращены уже в пустоту. Человека в костюме рядом не было. Иллюзия поглотила иллюзию, растворившись в солнечном мире, напоенном ароматом трав и стрекотом кузнечиков.