Святитель Иоанн Златоуст

Свет
Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский (347–407)

 Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии примерно в 347 году в семье военачальника  Секунда. Его благочестивая мать Анфуса, рано овдовев, одна воспитывала сына. Она постаралась дать ему хорошее образование, он учился у лучших философов. Позже под духовным руководством ныне прославленного святителя Мелетия, епископа Антиохийского  стал возрастать духовно. В 367 году епископ Мелетий его крестил, а через три года состоялось посвящение Иоанна во чтеца.
 В 372 году после того, как святитель Мелетий был отправлен императором Валентом в ссылку,  духовными наставниками,  Иоанна, стали известные своей  подвижнической жизнью пресвитеры Флавиан и Диодор Тарсийский.  После кончины матери, Иоанн принял иночество. Через некоторое время ему была предоставлена возможность занять освободившуюся епископскую кафедру, но он из смирения уклонился от архиерейского сана. Господу было угодно, чтобы он за несколько лет уединенной подвижнической жизни написал великое творение православного пастырского Богословия – «Шесть слов о священстве», труд  «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года он находился в затворе, соблюдая полное безмолвие в пещере. Позже  вернулся в Антиохию, а когда подлечился и окреп физически, в 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. В последующие годы были созданы  богословские труды: «О Провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».
В 386 году диакон Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. Отец Иоанн был проповедником от Бога, и за редкий дар верующие стали называть его «Златоустом». Он не только проповедовал в храме, но и готовил толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на: праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Милосердный  пресвитер сам  помогал бедным и призывал к этому состоятельных людей: при Антиохийской Церкви им была организована раздача продуктов питания тысячам нуждающихся людей, среди них были малообеспеченные люди, вдовы, заключенные, странники и больные.
В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. Святитель Иоанн составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Он направлял миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.
 Архипастырь Иоанн Златоуст продолжал творить дела милосердия, сам довольствовался малым, выделенные ему на жизнь средства, расходовал  на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников.
Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395–408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святитель встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев, а когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее, предала его суду за «оскорбление». Суд, составленный из иерархов, постановил низложить владыку Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием, вероятно испугавшись народных волнений. (Верующие люди собирались толпами у храма, желая защищать своего пастыря.)
Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испугавшись, Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца после нового доноса в марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать владыку Иоанна. После его удаления из столицы, во время пожара сгорело здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла сама Евдоксия. Многие видели в этих событиях Небесное наказание.
Находясь в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, святитель Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн тяжело заболел, но пришел приказ перевести его в Питиус (в Пицунду, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель должен был подчиниться приказу. В дороге он мирно скончался, не вынес тяжести, трехмесячного перехода.
Отрывок из жития святителя: «Накануне  у склепа святого Василиска  он удостоился чудесного явления   мученика, который приободрил его словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.  Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах, в 438 году Константинопольский Патриарх Прокл, совершая Богослужение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, он сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков. Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408–450) и от лица Церкви и народа просил его об этом. Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи. Когда же императорские посланцы приступили ко гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды; ныне она находится в кафедральном соборе в городе Сухуми).
 Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого. По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины. Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать, говоря от ее имени словами: «Помоги мне, святый отче, во славе своей, которую ты принял от Бога и, прежде, чем я буду осуждена на Страшном суде Христовом, прости меня». Говоря это, он не переставал плакать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов.
Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!»— и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

В IX веке Иосиф Песнописец, Косма Веститор и другие написали песнопения в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, которые и поныне поются Церковью в память об этом событии. Святитель Иоанн Златоуст почитается как один из трех Вселенских святителей.




Молитва святителю Иоанну Златоусту


«О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь»


24 молитвы Иоанна Златоуста

Святитель Феофан Затворник, придавал огромное значение этим молитвам и рекомендовал их многим своим духовным детям как основу молитвенного правила, как школу непрестанного богомыслия. Вот некоторые отрывки из его писем:
«Как читать молитовки святого Златоуста (24 в вечерних молитвах на сон)? Читайте их перед молитвословием, чтобы собралось внимание воедино... Но и во всякое время мысленно повторяйте. Это лучший способ приучать себя к памятованию о Боге, а памятование сие есть основа духовной жизни. Поклоны поясные класть, а иногда и земные».

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
2. Господи, избави мя вечных мук.
3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
5. Господи, избави мя от всякаго искушения.
6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. .
8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи
9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
10. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
13. Господи, в покаянии приими мя.
14. Господи, приими меня, кающегося.
15. Господи, не остави мене.
16. Господи, не введи мене в напасть.
17. Господи, даждь ми мысль благу.
18. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
19. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
10. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
21. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
22. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
23. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
24. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел.


По материалам сайта: «Православия .ру»
«Житие святителя Иоанна Златоуста» http://www.pravoslavie.ru/1589.html
« 24 молитвы Иоанна Златоуста»
 http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1188371
«Православные молитвы»    https://pravoslavnye-molitvy.ru/ioannu-zlatoustu/
«Мученик Василиск Команский» https://azbyka.ru/days/sv-vasilisk-komanskij