Святитель Григорий Богослов

Свет
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (326–389)


Святой Григорий Богослов родился приблизительно в 326 году в Арианзе, близ Назианза Каппадокийского в семье будущего епископа Назианзского Григория . Его благочестивая мать Нонна еще до его рождения обещала посвятить его Богу, воспитывая сына в любви к Богу, она готовила его к будущему  служению Господу. Будущий святитель  Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Кесарии Палестинской, где была богатая библиотека (около 30 тысяч томов), собранная священномучеником Памфилом Кесарийским (+309), в Александрии,  изучая творения Оригена,  в Афинах, где подружился с будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской Василием  (святителем  Василием Великим).
 Вместе с Григорием и Василием в Афинах обучался будущий император и гонитель христиан Юлиан Отступник. После окончания обучения Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. Некоторое время он провел с другом Василием в его пустыне. Примерно в 358 году Григорий вернулся домой и принял крещение от своего отца. Вскоре, склонный к монашеской жизни, он  вновь удалился в монастырь, основанный владыкой Василием в Понте на берегу  реки Ирис. В то время его отец уже стал  епископом, нуждаясь в помощнике, в 361 году он  вызвал сына в Назианз, и когда он вновь вернулся домой,  рукоположил его в пресвитеры. Вскоре после рукоположения Григорий, видя в священстве препятствие к уединенной монашеской жизни, вновь удалился в монастырь. Вернувшись в 362 году домой, он, наконец, принял на себя священническое служение, чтобы помочь престарелому отцу в его заботах о пастве. Отец Григорий на пасхальном богослужении произнёс свою первую проповедь «Слово на Пасху и о своём промедлении».
Начался период правления императора Юлиана Отступника, гонения которого затронули и Назианскую кафедру его отца. Император приказал захватить христианские храмы, с этой целью он  направил в Назианз войска. Однако епископ Григорий (отец будущего святителя) со своей паствой организовал сопротивление, предотвратившее захват церквей. А отец Григорий вновь удалился в монастырь.
Вскоре  его друг стал архиепископом Кесарии Каппадокийской. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, святитель Василий предложил отцу Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но он отказался от принятия этой почетной должности. Около 371 года святитель обратился к отцу Григорию с просьбой стать епископом города Сасима. Отец Григорий некоторое время колебался, но на епископстве настаивал и его  отец. В 372 году отец Григорий был рукоположен в епископа Сасимского. Епископ Григорий, не желавший архиерейства, недолго пробыл в Сасимах и, не совершив там ни одной службы и не рукоположив ни одного клирика, вернулся домой, чтобы в качестве соправителя (викария), продолжать помогать своему отцу в духовном руководстве  паствой  назианзской. А когда его отец скончался,  в 374-ом году епископ Сасимский Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению назианзской церковью, но тяжело заболел, а после выздоровления удалился в  святую обитель, надеясь, что в его отсутствие будет выбран новый епископ. В монастыре он подвизался около трех лет.
1 января 379 года владыка Григорий с великим  прискорбием узнал, что скончался его друг архиепископ Василий. Это событие до глубины души потрясло его, он писал: «И это выпало на мою скорбную долю — услышать о смерти Василия, об исходе святой души, которая ушла она от нас и переселилась к Господу, всю жизнь, свою превратив в заботу об этом!». Впоследствии владыка Григорий написал на смерть друга Надгробное Слово.
19 января 379 года византийским императором стал Феодосий, который, не покровительствовал арианам. В этом же году к Григорию, имевшему репутацию блестящего проповедника и защитника никейской веры, из Константинополя прибыла небольшая группа никейцев с просьбой прибыть в столицу империи и поддержать их в борьбе против арианства и аполлинарианства. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в то время, когда еретиками были захвачены почти все храмы в столице, включая кафедральный храм «Двенадцати Апостолов» и церковь «Святой  Софии».  (Город в течение сорока лет был в руках ариан)
Владыка Григорий остановился в доме своих родственников и в одной из комнат начал совершать богослужения, назвав этот домовой храм «Воскресение», в надежде, что здесь скоро воскреснет Православие, и начал проповедовать.
 В этой церкви летом 380 года Григорий произносит проповедь «Пять Слов о Богословии», которые принесли ему славу «Богослова».
 Приведем небольшой отрывок из этой проповеди : «… Любомудрствовать о Боге можно не всякому, — да! не всякому.— Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем, и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем; потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего, очистили, по крайней мере, очищают и душу и тело... Когда же можно?— Когда бываем свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное в нас не сливается с негодными и блуждающими образами, как красота письмен перемешанных письменами худыми, или как благовоние мира смешанного с грязью… И я не то говорю, будто бы не всегда должно памятовать о Боге... Памятовать о Боге необходимее, нежели дышать; и, если можно так выразиться, кроме сего не должно и делать ничего иного. И я один из одобряющих слово, которое повелевает поучаться день и нощь (Пс. 1, 2), вечер и заутра и полудне поведать (Пс. 54, 18), и благословлять Господа на всякое время (Пс. 33 2). А если нужно присовокупить и сказанное Моисеем; то лежа, и востая, и идый путем (Втор. 6, 7), и исправляющий другие дела должен памятовать о Боге, и сим памятованием возводить себя к чистоте… Если невозможно истребить вражды, по крайней мере, согласимся в том, чтоб о таинственном говорить таинственно, и о святом—свято. Пред имеющими оскверненный слух не станем повергать того, о чем не должно всем разглашать…»
С момента приезда  святитель Григорий подвергся преследованию со стороны ариан, а позже были предприняты попытки физической расправы; в него кидали камнями и требовали удалить из города. 24 ноября 380 года в Константинополь прибыл император Феодосий, который своим приказом передал в руки православных кафедральный храм «Двенадцати Апостолов» и церковь «Святой  Софии». После разговора с Григорием Феодосий решил лично ввести его в храм Софии, и завершил разговор с ним  словами: «Через меня, сказал он, Бог дает тебе и твоим трудам этот храм»
27 ноября Григорий вошёл в храм, когда он уже скрылся в алтаре, на пасмурном небе появилось солнце, и народ, расценив это как Благосклонность Божью  к владыке, стал требовать вверить ему Константинопольскую церковь, Для  утверждения Епископа Григория на кафедре и решения вопросов, связанных с ересями, был созван  Второй Вселенский Собор.
Собор под председательством патриарха Антиохийского Мелетия открылся в мае 381 года в присутствии императора. Собор решил вопрос о замещении константинопольской кафедры: был осуждён Максим I Киник, пытавшийся при поддержке Александрийской церкви захватить константинопольский престол. Святитель Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским.
С Божией помощью епископу Григорию мудрыми разъяснениями удалось наставить на путь истинный, вернуть многих заблудших овец в лоно Православной Церкви. Люди стекались со всех концов города, чтобы послушать его проповеди. По милости Божией скорописцы сумели записать и увековечить его слова.
Однако позже  нашлись люди, которые выдвинули обвинения против святителя Григория, что он, будучи рукоположен епископом Сасимским, незаконно стал архиепископом Константинопольским, сославшись на нарушение 14-го правила святых апостолов и 15-го правила Первого Вселенского собора, запрещавших самовольное оставление епископами своих кафедр. Святитель Григорий не стал отстаивать свои права на Константинопольскую кафедру, он вернулся в родной город, где по просьбе городских клириков вновь возглавил епархию.
В конце 383 года здоровье Григория ухудшилось и Феодор, епископ Тиранский, назначил на Назианзскую кафедру хорепископа Евладия, родственника святителя Григория. После этого назначения Григорий смог удалиться на покой в своё фамильное имение и посвятить себя литературному труду. В этот период Григорий кроме богословских сочинений пишет свою подробную автобиографию. Он много путешествовал по обителям, жил в Ламисе, Сакнавадаике и Карвалах.
Скончался Григорий 25 января 389 года в Назианзе, где и был похоронен. В своём завещании Григорий, исполняя волю своего отца, отдал своё фамильное имение епархии, ближайшим друзьям завещал денежные суммы и предметы одежды...
Прошли годы, святитель Григорий Богослов был прославлен, за свои богословские творения он удостоился от благодарных потомков звания вселенского учителя, а за способность проникать мыслью до самых глубоких тайн веры в одной из молитв называется  умом самым высоким.
В 950 году при императоре Константине Багрянородном нетленные мощи святителя Григория были перенесены в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов. При разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святителя Григория были вывезены в Рим. После постройки собора «Святого Петра» в Риме была устроена гробница для мощей святителя. 26 ноября 2004 года часть его благоухающих мощей, была возвращена Константинопольской церкви вместе с частью мощей Иоанна Златоуста. В настоящее время эти святыни хранятся в Соборе святого Георгия в Стамбуле.
Святитель Григорий Богослов оказал огромное влияние на богословов последующих времён: его сочинения толковали наряду со Священным Писанием.
Память совершается в Православной церкви 25 января (7 февраля) и 30 января (12 февраля) (Собор трёх святителей)


Молитва святителю Григорию Богослову

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую великое и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигам добраго течения укрепи, царствующий град и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немоществующия исцели, и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к тебе и усердно припадающих и молящихся от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.


Святитель Григорий: Богослов и учитель Вселенной.
Святитель Григорий Богослов. «Пять Слов о Богословии»
http://pstgu.ru/download/1169293926.5slov.pdf
Святитель Григорий Богослов.