Мексиканские художники в Москве. Выставка

Валерий Раппопорт
Чтоб летящие к звёздам
Московские тройки,
Мне морозную пыль,
Уронили в лицо!

Конечно, троек уже никаких нет, есть карты-тройки на метро, но и они ассоциируются
с теми, ушедшими в историю тройками. А морозного снега хватает! Лишь бы об этом думалось, если в тебе осталась доля романтики. А я – Стрелец! А уж им романтики не занимать!

Эта песня определяет мою неуёмность, несоизмеримую с годами. И, чем я становлюсь старше, тем большая неуёмность настигает меня, иногда вопреки здравому смыслу со стороны взгляда моих близких.

Нужно было бы как – то остепениться! Легко сказать, да нелегко сделать.

Каждый раз, возвращаясь из своих поездок, чтобы ещё раз увидеть прекрасные мгновения во всём: в живописи, в музыке, скульптуре, во встрече с женщиной - моей небесной звёздочкой, я каждый раз думаю, что это- последняя поездка.

Возможно, у Бога на каждого человека - свои планы и свои сроки, и я в этом нисколько не сомневаюсь.
Что толку во всех наших земных страстях мыслях и поступках?
С годами начинаешь понимать, что всё определяем не мы, а определяется только Им- единственным. И только Он решает сделаем ли мы то или иное, задуманное нами, действо или нет.
До сего времени мои планы совпадали с Его планами на меня.

                ***

Отрывая первый лист календаря Нового года, я ставлю Ему с благодарностью свечу за подаренный мне ещё один год. Будет ли он таким, как я хотел?
И, в свете пламени свечи, я отправляю ему молитву, с окончанием в обычной фразе: «Спаси, Господи, нас и сохрани!» Ничего не поделаешь - годы, они берут своё. И как бы не бушевала во мне моя неуёмность, я всё же не забывал о Нём!

С такими мыслями я входил в этот новый 2019-й год!

                ***

В конце прошлого года я начал писать первый в своей жизни роман. Если в рассказах и новеллах мы стеснены рамками жанра, то в романе мне хотелось показать многие мои взгляды на жизнь, показать надежды, которые не сбылись, но какими я их видел и представлял. Хотелось показать всю яркость самых нежных отношений, которые порой возникают между молодыми ещё людьми, всю их красоту и эмоциональность. И, если в романе я представлял главных героев ещё молодыми и полными сил, то уже в реальной жизни я уже не был тем, за кого пытался выдать сам себе и уже давно! Четыре главы романа были написаны мгновенно, а дальше я остановился. Но об этом позже и не здесь.

                ***

Тем не менее и, может быть, вопреки Ему,  я ехал в столицу для встречи с той реальной женщиной, которая стала для меня эталоном женщины на Земле.
Через два часа после прибытия  экспресса  в  Москву, я уже держал её в своих объятиях.
Мы виделись крайне редко и не долго, но от этого чувства становились только сильнее.
Восторг, нежность, невыразимые эмоции овладели нами и не проходили в течении всех трёх дней нашей встречи.

Эти дни были всегда заполнены пополнением наших духовных запасов.
А они заключались в посещении новых для нас художественных выставок и обязательным посещением Третьяковской галереи.

                ***

На другое утро мы ехали в Манеж. Там нас ждала выставка Фриды Кало и Диего Ривера.

В Москве начала действовать «двойная» выставка «Viva La Vida: Фрида Кало и Диего Ривера — живопись и графика из частных и музейных собраний».  В Манеж почти на три месяца привезли более 90 работ мексиканской художницы и её супруга, в том числе из Музея Долорес Ольмедо в Мехико. Выставку дополняет программа лекций, кинопоказов и перформансов, с которой высказывание Андре Бретона «Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы» станет еще яснее...

Это история соперничества в искусстве и бесконечной жертвенной любви — главная тема этой  выставки «Viva la Vida».  В ней  мексиканская  художница, наиболее известная автопортретами. Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество.

Фрида Кало и Диего Ривера. Мы увидели более 90 работ — живопись,  рисунки и литографии. ... Их встреча состоялась благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида Кало привезла на оценку известному живописцу Диего..Ривера.

Почему я вверху написал слова: «Это лента. Обёрнутая вокруг бомбы»?  Эти слова появились в результате сильнейшей аварии, в которую попала Фрида. Железный прут проткнул её насквозь и, войдя через живот, сломал позвоночник. До конца жизни она испытывала сильнейшие боли, которые определённым образом повлияли на её творчество.

 «Я пишу автопортреты, потому что я так часто бываю в одиночестве, потому что я человек, которого я знаю лучше всего». Так писала она лёжа в кровати, и не только писала в ней, но и рисовала. Автопортреты её настолько пронзительны, что боль чувствуется в каждом.

Диего и Фрида Кало: брак слона и голубки.  К 1929 году 43-летний Диего повстречал главную женщину своей жизни - 22-летнюю мексиканскую художницу Фриду Кало. Ни с одной из своих любимых женщин Ривера не был так близок духовно,  как с ней.
Этот брак трудно было назвать браком. Они то расходились, то вновь сходились. Но они, а особенно Ривера,  в это время не были одиноки. У Ривера были молодые любовницы, а Фрида при улучшении самочувствия тоже заводила романы (её любовниками были Троцкий, Маяковский- это из известных людей).  Но всё это было мимолётно и недолго.
Наконец,  они  сошлись снова с Диего,  и уже больше не расставались. Проникновенный взгляд с автопортретов этой молодой женщины передавал одновременно её красоту и её страдания от постоянной боли.
И, вдруг,  мы с моей спутницей увидели на стене большую надпись. Это были слова Фриды, посвящённые своему мужу. Здесь я их привожу полностью:

«Я не могу говорить о Диего, как о моём муже потому, что это слово по отношению к нему абсурдно. Он никогда не был и никогда не будет чьим – то мужем. Не могу говорить о нём и как о моём любовнике – потому, что наши отношения гораздо больше, чем просто секс.  А если я и попытаюсь говорить о его душе, мне в конце концов придётся написать
картину о собственных эмоциях».

                Фрида Кало

Каждый из вас может понять эти слова по-своему. Всё зависит от глубины ваших отношений с вашей женой или вашей женщиной на данный момент. Но, поверьте, это не просто. В вас должен быть уже накоплен опыт ощущения живописи великих мастеров и преломлён в вас в силу понимания этого вида искусства в той его глубине, которую заложил каждый художник в свою картину. Это не просто пройти и мельком посмотреть на картину. В ваших душах должен возникнуть резонанс с художником, и вы оба: вы и ваша женщина должны понять, что хотел художник здесь отобразить. Если это случится, то вы – духовно близки. И ваши отношения отразятся в дальнейших ваших чувствах друг к другу. Это, своего рода – художественная школа, которую должна проходить каждая любящая пара, преломлять её в каждом из вас, чтобы потом превращать вашу любовь в огромной глубины чувство, а не просто в секс, как сказала Фрида Кало.

18 января 2019 год

 Манеж. Москва