Девочка из замёрзшего города - глава семнадцатая

Надежда Опескина
     Бежит времечко, добавляя седин старшим, красоту молодым. Закончив школу, Рустам успешно поступил в университет на факультет истории искусства. С первых дней учёбы преподаватели не могли нарадоваться этому красивому юноше, глубоко разбирающегося во многих вопросах истории искусства. Сокурсники с большим интересом слушали его суждения о том или ином направлении в искусстве. Глубокое погружение в изучаемый предмет отмечали многие.

     Джабраил немного завидовал брату, сумевшему быстро подружиться с сокурсниками, найти среди них верных друзей. Сам старался учиться на отлично. Чтобы не было проблем для поступления в медицинский институт, устроился на лето поработать в детскую больницу санитаром. Главный врач увидел в парне рвение и предложил продолжить работать на полставки и дальше. Год стажа и положительная характеристика - хорошая подпорка при поступлении в институт. Молодой, энергии много. Одноклассники в клубы на танцульки, а он к своим малышам, носы подтирать и горшки за ними выносить. Встречала его ребятня весёлым визгом.

     Поздней осенью ехала Джамилат по делам в троллейбусе. Смотрела в окно на спешащую толпу людей. Кто-то подошёл и сел рядом.

     - Здравствуй, Джамилат! - услышала она голос Нияза, севшего рядом. - Увидел вас в окне и решил прыгнуть в троллейбус. Не обессудьте, не удержался. Вы в окне, словно на картине смотрелись.

     - Здравствуйте, Нияз! Простите, но сейчас моя остановка, побеспокою вас.

     - Мне поговорить с вами надо, Джамилат. Я не могу больше молчать. Я жить без вас не могу. Все мои мысли о вас...

     - Думаю,  этот разговор  ни к чему теперь, доктор Нияз. У каждого из нас своя жизнь, своя дорога в ней. Не ищите встреч, якобы случайных. Сердце моё не свободно до конца дней моих. Не надо мешать мне жить, - ответила Джамилат и быстро вышла из троллейбуса.

     Она шла и думала о всех тех сплетнях, которые распускала жена Нияза. В них, в этих сплетнях, ей отводилась роль разлучницы, виновницы распада семьи. Было жаль эту пару, так и не сумевших создать семью. На сердце стало легко. Давно хотелось сказать Ниязу эти слова. Оглядываясь назад, в первые моменты их знакомства, вдруг поняла, что никогда не была влюблена девочка из замёрзшего городка в доктора Нияза. Это были другие чувства, но он их не разглядел, не понял. Даже когда уехала внезапно, не простившись, он не смог понять этого. Не от него она бежала, а из городка, где застывало её сердце.

     Нияз растерянно смотрел ей вслед. Видел в окно её встречу с Салихом. Они обменялись приветствием и куда-то заспешили, весело разговаривая. Сердце обожгла боль.

     Вот кто тот счастливчик! - подумал Нияз. - Им и большая разница в годах не помеха. Хорошо устроились. Живут в одном доме, занимаются общественной деятельностью. Зарему жалко, хорошая женщина. Старый Галиб от стыда умрёт, узнав. Позвоню Абиде, не надо нам разводиться. Про Джамилат ей ни слова. Такое напридумывает, потом не разгребёшь. Вот и я в мещанстве погряз с головой.

     Большой город не всегда таковым является. Находятся люди, способные любые отношения людей в чёрный цвет окрасить. Кто-то рассказал Зареме о встречах её мужа с соседкой Джамилат. Выслушала она терпеливо говорившую и, покачав головой, сказала:

     - Бедная девочка! У них с моим Салихом почти двадцать лет разница в возрасте. Она и помоложе выбрать могла бы, но не нужен ей никто. Она в своём сердце любовь к мужу ушедшему хранит. Любим мы её всей семьёй и в обиду не дадим. Так всем и передайте.

     Но сказанное Заремой люди поняли иначе. Гордая она, эта Зарема, не хочет признать очевидного. Дошли отголоски разговоров и до Кудрата. Переговорив с некоторыми своими знакомыми, он решил заслать сватов к красавице.

     - Возьму её с сыновьями под своё крыло. Свою мастерскую открою, пусть работают на меня. Отучу стишки строчить. Даст бог, она и мне сыновей нарожает, - горделиво делился своими мыслями жених. - Она у меня дома сидеть будет, а не читать стишки принародно. Забывают наши женщины обычаи, учить их надо.

     Не приняла Джамилат сватов, не пожелала даже встречаться с ними, сказав, что ни за Кудрата, ни за кого другого выходить замуж не собирается и просила более её по этим вопросам не беспокоить.

     - Кем она себя возомнила! - кричал Кудрат на отказ Джамилат выйти за него замуж. - Пожалеет эта красотка о словах, сказанных в ответ на моё предложение. Я ей быстро крылья обломаю. Перекрою её сыновьям все пути к учёбе.

     Но не тут то было. Нашёлся у Джамилат такой покровитель, при упоминании имени которого Кудрат притих, а вскоре и поста своего хлебного лишился.

     В обществе земляков, узнав имя заступника, всякие разговоры прекратили, помня, какая власть в руках у этого человека. Уходом Кудрата с должности люди были довольны. Последнее время он зазнался и требовал от каждого, пришедшего на приём, мзду неподъёмную, при этом ничего не решая.

     Джамилат растревожилась не на шутку, не хотелось ей никакой защиты, так жилось спокойнее, но позвонил Гаджи и сказал, что это было сделано человеком в благодарность за операцию его пожилой сестре. Из столицы её привезли самолётом и после операции живёт она в его доме, всем довольная.

     - Не волнуйся, дорогая! Ничего этим людям от тебя не понадобится. Моя гостья случайно услышала мой разговор с Салихом, увидела моё волнение и позвонила брату, а дальше сама знаешь все новости. Давно за этим Кудратом наблюдали, оборзел чинуша. Давай забудем о нём. Как там внуки мои? Не шалят?

     - Спасибо большое, дорогой Гаджи! Сыновья только радость приносят. Старшие в науку вгрызаются, а маленький Гаджи скрипкой увлёкся. Берёт уроки музыки у Заремы. Живём все дружно. Как вы там? Справляется Хадижат с сыновьями.

     - Не поверишь! Они у неё по струнке ходят, но как только я появляюсь, в доме всё меняется. Она нас вчетвером в угол ставит, хорошо хоть не на горох. Теперь, когда у нас в доме гостья, мы ведём себя хорошо и Хадижат нами довольна. Обнимай за меня внуков.

     Прошла зима, наступили тёплые солнечные дни. Зарема предложила съездить всей семьёй на дачу на майские праздники.

     - Большой там дом, всем места хватит. У хороших людей покупали. Обустроено, засажено, речка рядом бежит. Мы в ней летом купаемся, а сейчас ребята порыбачить смогут. Наша детвора выросла, калачом на дачу не заманишь, - рассказывала Зарема, зайдя попить чай у Джамилат.

     Большая машина Салиха вместила всех. Еды набрали на три дня и в путь. Приехали, взору такая красота открылась, дух захватывало. Дом порадовал своим уютом. Комнат много, печи разгорелись мгновенно, наполняя дом теплом. Джамилат привезла готовое тесто, фарш. Быстро налепили с Заремой хинкали. Ребята с Салихом приводили в порядок сад. До слуха Джамилат донёсся звонкий девичий голосок. Подойдя к окну, увидела милое девичье личико, выглядывающее из-за соседнего забора.

     - Соседская внучка, Азизой зовут, шестнадцать исполнилось. Живёт у дедушки с бабушкой. Хорошие люди Савва и Клавдия. Учительствуют в городке рядом. Азиза сирота, родители погибли в автокатастрофе, три года назад. Отец за рулём уснул, когда возвращались с женой с Рижского взморья, вдвоём отдыхали. Давно не слышала её голосок. Больше молчала. Азиза на отца похожа. Из наших он. Приехал после института и остался навсегда. Пойду приглашу их на обед, мы всегда приглашаем, приезжая, - рассказывала Зарема, стоя рядом с Джамилат у окна.

     - Шестнадцать, говорите уважаемая Зарема? Вот и пришло моё время бабушкой становиться, - улыбнулась Джамилат.

     - Ой, рано тебе бабушкой становиться! - рассмеялась Зарема. - Пошла я за соседями.

     Бабушка и дедушка Азизы больше на родителей были похожи. Статные, молодые. Печаль в глазах, а сидят, шутят. Весь вечер Рустам не поднимал глаз на Азизу. Щёки его горели ярким румянцем. Джабраил же, напротив, шутил с ровесницей, задирал её разными вопросами. Бойко отвечала Азиза, а сама глаз не сводила с Рустама.

     Ах, Зарема, Зарема! Чувствует моё сердце, проскочила искорка между Рустамом и этой девочкой, - подумала Джамилат, а вслух произнесла: - Завтра мужчины нам наловят рыбы, а женщины им приготовят вкуснейший обед. Приходите, Азиза, к нам, как проснётесь.

     - Я ровесница вашего среднего сына, уважаемая Джамилат, не надо со мной на вы, - зардевшись ответила Азиза. - Я обязательно приду.

     Рустам так и не заговорил за три дня с Азизой. Только садясь в машину, кивнул головой, увидев её в саду соседнего дома.

Продолжение следует:

http://proza.ru/2019/01/28/1135