Томос

Вольфганг Акунов
RLD

Соборная Грамота (томос) об утверждении Московского Патриаршества от 8 мая 1590 года. Подписан тремя древними восточными патриархами: Константинопольским Иеремией II, Антиохийским Иоакимом V и Иерусалимским Софронием IV, а также 42 митрополитами, 19 архиепископами и 20 епископами.

Через сию Соборную Грамоту исповедаем и совершаем в царствующем граде Москве поставление и патриаршеское именование поставленного Господина Иова по сем совершаем и для того посылаем, как пишем, патриаршескую грамоту и пишем о всем явственно, и изволили Собором, да поставленный Московский наперед сего Господин Иов Патриарх именуется Патриархом и почитается с оными патриархами и будет чин на нем и в молитвах после Патриарха Иерусалимского.

Российский государственный архив древних актов. Ф. 52. Оп. 2. № 5. Л.

ПРИЛОЖЕНИЕ

К ИСТОРИИ ПЕРЕДАЧИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ ПАТРИАРХАТОМ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПОД ЮРИСДИКЦИЮ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

С самого начала христианизации русских земель в IX–X вв. их церковная иерархия входила в структуры Константинопольского Патриархата. Главой Русской церкви был митрополит Киевский, кандидатуру которого утверждал Вселенский (Константинопольский) Патриарх . До XIV в. митрополичью кафедру за редкими исключениями занимали греческие священнослужители.

Внутренние усобицы и татаро-монгольские нашествия привели во второй половине XIII в. к упадку Киева как политического и церковного центра Древней Руси. В 1299 г. митрополит Максим перенес свою резиденцию в Северо-Восточную Русь, во Владимир, хотя и сохранил титул Киевского митрополита. Начиная с преемника Максима, митрополита Петра, предстоятели Русской церкви жили преимущественно в Москве, которая постепенно стала центром собирания русских земель.

Вхождение южнорусских земель в состав Великого княжества Литовского и Польши, а также переезд Киевских митрополитов на северо-восток привели к серии внутренних церковно-административных конфликтов. В середине XV в. сформировалась Западнорусская митрополия, глава которой носил титул митрополита Киевского и Галицкого. Жившие в Москве первоиерархи стали носить титул «митрополитов всея Руси». С 1448 г. они избирались собором русских епископов, без утверждения в Константинополе (захваченном в 1453 г. турками-османами, исповедавшими ислам). Тем самым Русская церковь получила фактическую независимость (автокефалию) от Константинопольской церкви, хотя и не закрепленную юридически.

Переговоры об учреждении в России самостоятельной Патриаршей кафедры начались летом 1588 г. Прибывший в Москву Константинопольский Патриарх Иеремия был торжественно принят в Кремле, но сам процесс учреждения Московского Патриархата занял около полугода. 29 января 1589 г. Освященный собор избрал первым Патриархом Русской церкви Московского митрополита Иова, и Константинопольский Патриарх Иеремия лично возвел его в сан «Патриарха Московского и вся Русии». Решение об учреждении Московского Патриархата подтвердили в мае 1590 г. на церковном соборе в Константинополе (Стамбуле) главы и других поместных церквей. Соборную грамоту весной следующего года доставил в Москву тырновский митрополит Дионисий (подчинявшийся Константинопольскому Патриарху).

Присоединение Киевской митрополии, находившейся в подчинении Константинопольского Патриархата с момента Крещения Руси в 988 г., к учрежденному в 1590 г. с согласия Константинопольского (Вселенского) Патриархата Московскому Патриархату произошло в 1686 г. на основании решения Вселенского (Константинопольского) Патриарха Дионисия IV и Синода Константинопольского Патриархата об отделении Киевской митрополии от Константинопольской Православной Церкви и передаче ее под омофор (в юрисдикцию) Московского Патриархата.

По настойчивым просьбам будущего Киевского митрополита Гедеона (Святополк-Четвертинского) и гетмана Малороссии (Украины) Ивана Самойловича из Москвы в Константинополь к предшественнику Дионисия IV - Вселенскому Патриарху Иакову - был отправлен посол-грек Захария Иванов (Софир) с целью получить грамоту о передаче Киевской митрополии под юрисдикцию Московского Патриарха. Вселенский (Константинопольский) Патриарх Иаков отказался дать согласие без разрешения везира (визиря, т.е. премьер-министра) мусульманской Османской (Турецкой) империи, во власти которой находился с 1453 г. Константинополь - резиденция Вселенского Патриарха. Московское правительство не стало обращаться к везиру, и 8 ноября 1685 г. архиепископ Луцкий Гедеон был возведен Московским Патриархом Иоакимом на Киевскую митрополичью кафедру. Тогда же в Константинополь (Стамбул) - столицу Османской (Турецкой) империи - отправились послы гетмана Самойловича Иван Лисица и дьяк Никита Алексеев с грамотами от Московского Патриарха Иоакима и царей Иоанна V и Петра I с просьбой к султанскому правительству утвердить переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата и подтвердить поставление митрополита Гедеона. Послы обратились к пребывавшему в Адрианополе (Эдирне) великому везиру, который, стремясь сохранить хорошие отношения между Османской империей и Московским царством, дал согласие на переход Киевской митрополии под власть Московского Патриарха. Узнав о согласии турецкого прембер-министра, Иерусалимский Патриарх Досифей II согласился с этим решением и способствовал получению грамот у Вселенского Патриарха Дионисия IV, который приехал в Адрианополь, чтобы подтвердить своё очередное избрание Патриархом у великого везира.

5 июня 1686 г. Вселенский Патриарх Дионисий IV передал послам грамоты, адресованные царям, Московскому Патриарху, гетману Малороссии и Киевскому митрополиту, по которым он передавал Киевскую митрополию Московскому Патриархату, подтвердив перед этим поставление митрополита Гедеона на Киевскую митрополичью кафедру.

11 октября 2018 г. Синод Вселенского (Константинопольского) Патриархата отменил решение о переходе Киевской митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. Синод Русской Православной Церкви отмену этого решения не признал. Одновременно Синод Константинопольского Патриархата принял решение восстановить ставропигию Константинопольского Патриархата в Киеве.

По мнению эксперта Константинопольского Патриархата Константина Ветошникова, в докладе, сделанном 24 августа 2016 г. на XXIII Международном конгрессе византийских исследований в Белграде, Киевская митрополия, возможно, была подчинена Московскому Патриархату ввиду большого расстояния между Киевом и Константинополем и русско-турецких войн. Данная причина в качестве непосредственной указана в самом тексте грамоты Вселенского Патриарха. В греческом тексте данного акта также говорится, что передача делается по причине икономии*.

« <…> ради места паче мернаго отстояния и ради часто приключающихся посреди двух царствий (Московского государства и Османской империи - В.А.) брани <…> ».

Кроме того, возможной причиной передачи Киевской митрополии Московскому Патриархату могло быть стремление сохранить на Украине православия, находившегося под угрозой ввиду стремления римско-католических польских властей склонить местное православное население к унии с католиками.

По мнению доктора богословия Университета Аристотеля в Салониках (Греция), научного сотрудника византийской библиотеки (фр. Collеge de France, Париж) Константина Ветошникова, подчинение Киевской митрополии Московскому Патриарху, реализованное сначала без разрешения Константинопольской (Вселенской) Православной Церкви, властью русских государей, представляет собой «существенное каноническое преступление» и нарушение следующих канонов: 35 Апостолов, 6 I ВС**, 13 Ант., 22 Ант., 15 Сард.; вторжение в чужую епархию осуждается в соответствии с канонами 2 II ВС, 13 и 22 Ант., 3 Сард.; подчинение чужих провинций, как и нарушение древних прав церквей, осуждается в соответствии с канонами 8 III ВС, 39 VI ВС. По всем этим причинам два письма Вселенского (константинопольского) Патриарха содержат прощение, данное Константинопольским Патриархатом Патриарху Московскому и митрополиту Киевскому Гедеону за нарушение ими церковных канонов.

11 октября 2018 г. Синод Константинопольского Патриархата отменил данное им в 1686 г. разрешение на  присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату. Отмена этого разрешения Константинопольским Патриархатом не была признана Синодом Русской Православной Церкви.


ПРИМЕЧАНИЯ:

*Икономия (греч.— устроение дома, дел) — в христианстве принцип богословия и решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства.

** ВС - Вселенский Собор.