Выйти из автобуса и положить букет цветов

Михаил Гонопольский
В человеке все излечимо. Все можно вынуть и заменить. Облучить, перегенить-перехромосомить, подкачать.
Все можно. Кроме характера. Все это знают, и этим фактом можно легко отмазаться от всяких упреков.

Поэтому, когда меня начинают доставать: «Ну почему ты так поступил? Ну вот почему ты в это влез?», я обычно отвечаю по-украински (ответ по-украински до 2014 года всегда смягчал и скрашивал разговор, придавая оттенок доброго юмора): «Чому-чому… - через свою паскудну вдачу (почему-почему… из-за своего мерзкого характера)».
На этом месте улыбки обычно гасят интерес к причинам происшедшего.

Так вот, было дело давеча... Полез я, тоже «через свою паскудну вдачу», комментировать одно сообщение.
О том, что мэр Кирьят-Бялика (если не ошибаюсь), будучи с визитом в Польше, хотел в официальной речи упомянуть, что поляки повинны в смерти евреев во время войны. А польская цензура возьми, да и не дай добро на эту его речь. Все, говорят, можно, а вот это - ни-ни. Закон хоть и новый у них, но уже действует.
Ну а он тоже парень с характером оказался. Уперся, менять не стал. Так и не выступил.
Потом жаловался всем на разгул цензуры в «якобы демократической стране».

Так вот, дернул меня черт написать в комментах, - то же, что писал в свое время после выступления Ривлина в Украине.
Тогда я написал типа так: ты, президент Израиля, хочешь упрекнуть весь чужой народ, целиком, в убийстве евреев? Ладно, твои дела.
Но перед этим, друг милый, ты должен был бы совершить один поступок. Небольшой, но серьезный. Пойти, и поклониться хотя бы одной могиле из тысяч, – тех тысяч украинцев, которых замучили и казнили, иногда целыми семьями, с детьми малыми, - за помощь евреям.
Потом, может быть, и имел бы право сказать то, что хотел.

После этих слов моих поднялась, конечно, в тех комментах небольшая бурька. Досталось, конечно, больше украинцам, ну и мне, так, рикошетом. 
Но на этот раз, с поляками, надо сказать, пронесло. Я ожидал, как и в случае с Ривлиным, кучу возмущений и обвинений, - нет, реакции практически не было. Польша в сфере еврейских русскоязычных воспоминаний оказалась менее актуальной, чем Украина.

Наоборот, один парень еще добавил, что тому умному мэру следовало б еще напомнить кое-что. Напомнить о двух героических польских офицерах, которые добровольно пошли в концлагерь и в Варшавское гетто, - собрать свидетельства об уничтожениях и представить мировой общественности. Чтоб та спасла евреев.
Один из них даже до американского президента добрался.
Тот с легким нетерпением выслушал о евреях и спросил о поголовье лошадей.

Так что драчки в комментах не вышло. Бог миловал.
Но пока Он миловал, я все вспоминал, - как и когда мне начала почему-то не нравиться эта обывательская склонность использовать жертвы в виде какого-то козыря. В виде доказательства чего-то там...
 
Было это давно, лет тридцать назад. Тогда только начиналась официально национально-культурная жизнь, появлялись так называемые «общества культуры».
Евреи стали собираться в этих обществах, разговоры-выступления-пересуды…
И каждый раз, когда заходила речь о достоинстве народа, о его роли, бедные постсоветские евреи, ограбленные проклятой властью, отобравшей у них национальную историю, в виде главного аргумента всегда выдавали мантру: «шесть миллионов».
К месту и не к месту.
Это было единственное, что они знали о своем великом народе.
 
Но это же была не цифра, думал я. Это же были живые нормальные люди, с их судьбами, с их детскими и взрослыми житейскими заботами. Живые люди, которых положили в землю и закопали.
И потому, когда их, людей, выдавали этак скопом, как цифру, да еще как какой-то аргумент типа козырного туза в игре, мне становилось не по себе.

Потом уже здесь, в Израиле, когда появился интернет, форумы-чаты-комменты, где еврейскому обывателю уже было где проявить напоказ свой норов, я опять столкнулся с той же болью.
Живых, несчастных людей, которых унижали и избивали ни за что, которых заставляли раздеваться голышом при всех и потом вместе с их дорогими детьми убивали и сваливали кучей в ямы, - еврейский современный обыватель, теперь уже прилюдно, всемирно, опять использует как жирный козырь.
Как возможность плюнуть на какой-то целый народ – поляков, украинцев, - целиком.
У обывателя вообще слюны хватает на целый мир.
 
Психологически это понять не так уж трудно: любое двуногое сущесво, называемое человеком, живет не только хлебом насущным. Оно живет еще и духом превосходства над другими.
Пусть даже, как в нашем случае, превосходства тем, что «вы нас убивали».
И я, Гершко Капельдудкин, могу теперь смачно на вас плюнуть.
Это просто какой-то праздник обывательской тупой спеси. Танцуют все – и президент, и мэры, и рядовые обыватели.

И это при том, что массовое истребление евреев во время второй мировой войны, благодаря деятелям стран-победительниц и стараниям еврейских деятелей, уже в послевоенное время стало действительно этаким знаком в мировом сознании.
Это истребление стало упреком «всемирному человеку». Оно стало возможностью поднять его сознание на другой уровень. Способствовало его взрослению.

Хотя, в общем-то, для человечества это же дело житейское. Ведь вся мировая история – это история массовых истреблений мирного населения. Поэтому и то, что с евреями сделали, - ничего как бы такого, чтоб из ряда вон…
И вдруг – стали все в мире сравнивать, приводить как отрицательный пример. Вдруг уничтожение стало моветоном…

Помню, статью читал на одном сайте русского казачества. Автор говорит там: вот ведь, казачества за годы советской власти изничтожили не меньше, чем евреев в войну. Так евреи, мол, смогли добиться признания этого, а мы вот никак не можем…
Шесть миллионов как знак.
«Всемирный человек», конечно, мало чему в результате научился. То есть как был дурнем, так и остался.
Но мы ведь говорим не о «всемирном человеке». И даже не об украинцах, поляках и других.
Мы говорим о евреях. А если точнее, - о человеческом облике.

Я, опять-таки в комментах, однажды поднял вопрос: в Израиле тысячи амутот, то есть кооперативов. Так вот, есть ли среди них хоть одна, которая заботится о памяти и могилах людей, убиенных за свою доброту к евреям?
Все ответы были стандартны: Яд Вашем. Точка.
Люди почему-то не считают обязательным для себя лично помнить добро.
Обязанность помнить добро раздачей звания “Праведник народов мира” и медалек возложена на официальную организацию.

Так может, все-таки известны факты, что кто-то когда-то из израильтян пошел и поклонился тем могилам? Могилам тысяч и тысяч простых людей, замученных, повешенных, расстрелянных, часто вместе с семьями и детишками, - за помощь евреям?
 
За их могилами ухаживают еврейские дети?
Их посещают экскурсии израильских школьников?
Так, проездом из концлагеря в концлагерь, - остановиться, выйти из автобуса и положить букет цветов, как у них, у неевреев, заведено?
Или нет?