Дешёвая путёвка. Глава 4

Светлана Грачёва
             ГЛАВА 4

     Я увидела центр Ярославля идеально чистым и празднично-ярким. На восприятие туристов давила недорогая роскошь большого города, создающая иллюзию красоты и равноправия: клумбы необычной формы и скульптуры из живых цветов перед зданиями, стеклянные витрины и разноцветные вывески магазинов, кричащие плакаты-зазывалки и красочные рекламные щиты.
     Высотные дома, офисные здания, масштабный планетарий нисколько не нарушали прелести старинного русского города. Двух-трёхэтажные «хрущёвки» и пятиэтажные «брежневки», несмело выглядывавшие из-за фасадов зданий в стиле классицизма, барокко, модерна, тоже не казались лишними. Среди них мелькали памятники каким-то деятелям, ракета… Наивная выдумка, что в старинных городах интереснее жить, потому что вокруг – живая история. История историей, а живёт большинство людей в незавидных домах советского времени, нелёгким трудом зарабатывая хлеб на жизнь. Никто из них не процветает в особняках на полном обеспечении крепостных.
     Я забыла о подготовленной видеокамере, которую заранее достала из чехла и положила на свободное кресло. Экскурсионный автобус набрал скорость, и я старалась успеть разглядеть всё разнообразие городской архитектуры. Думая о том, как бы ровнее держать камеру, чтобы получилась хорошая запись, я многое не заметила. «Да Бог с ней, с видеокамерой, – занервничала я. – Приучили нас в девяностых годах снимать и щёлкать на каждом шагу и по любому поводу. Главное – живые впечатления, а не кассета с видеозаписью».  И отложила камеру в сторону.
     Стрелки моих часов показывали начало седьмого часа. Ранним субботним утром большой город только просыпался. Безмолвные остановки, покорно склонив козырьки прозрачных навесов, ждали ранних пассажиров. По чистым тротуарам, затенённым ухоженными деревьями, шли редкие прохожие: ковыляла с костылём простенько одетая старая женщина с высоко поднятой головой, пружинящей походкой спешили куда-то увлечённые беседой молодые люди, вышагивал уверенно смотрящий вперёд высокий крупный мужчина в костюме и галстуке. На проезжей части широких улиц редкие неповоротливые троллейбусы, полупустые, сонно ползли от одной остановки к другой. Резвые ПАЗы и маршрутки обгоняли их, и тогда троллейбусы недовольно ревели, набирая скорость.   
     Внезапно над невысокими зданиями показались зелёные чешуйчатые маковки церкви, увенчанные золотыми крестами. Моя душа замерла, словно передо мной проявился чудесный мираж. А может, это на самом деле волшебство среди бела дня?! Может, померещились мне дивные купола и вскоре призрачное видение рассеется? С детства я слышала рассказы отца о чудесах и миражах в Поволжье.
     Но вот солнечные блики заискрились на золотых крестах, и с их появлением мои сомнения растаяли. 
     Автобус послушно остановился перед светофором. Я через стекло пыталась рассмотреть видимую за зданиями часть белокаменной церкви, тянувшиеся вверх колокольню и придел к храму, а между ними – соединяющую галерею. 
     - Виолетта, – наклонилась я к групповоду, – что это за храм? – Указала рукой: – Почти перед нами, с зелёными куполами.
     Она устало повернула голову влево, к боковому стеклу:
     - Не знаю, – ответила безразлично.
     Марина Викторовна тоскливо вздохнула за спинкой моего кресла:
     - Ничего не знает. Зачем человек с группой едет? Такое впечатление, что она впервые в Ярославль с экскурсией приехала. Я не могу, – запричитала учительница, – наплачемся мы с ней, ей-богу. 
     Геннадий Ермаков с серьёзным видом сказал:
     - Старинный храм. Лет двести ему. Колокольня в виде шатра. В девятнадцатом веке такой храмовой архитектуры уже не было. Так что храм построен не позднее восемнадцатого века. – Замолчал на несколько секунд, над чем-то раздумывая, а затем утвердительно сказал: –  Нет, скорее всего, семнадцатого. И ещё знаю, что храмы с зелёными куполами строили в честь прославленных святых. 
     - Вы читали раньше об этом храме?
     - Нет, только предположил, – криво усмехнулся Геннадий.
     Виолетта не смотрела по сторонам, отрешённо сидя в кресле, как обычно сидит уставший человек.
     Автобус, получив разрешение светофора, двинулся дальше, оставляя позади замечательное творение русских мастеров.
     «Интересно, какую экскурсионную программу подготовила для нас Виолетта? Марина Викторовна сказала, что приятная неожиданность вызывает больше положительных эмоций, чем известный заранее план», – настраивала я себя на праздник души. Всё же думать о подвохе не хотелось.
     На правом ряду слышались девичий визг, звучные шлепки и раскованный басовитый смех парней. Мы с Ермаковой почти одновременно оглянулись. Визжали две раззадорившиеся девочки. Они встали и, повернувшись к одноклассникам, шлёпали их по плечам. Парни смеялись.
     Второй водитель недовольно напомнил школьникам о технике безопасности в автобусе. Но ребята не обратили внимания на предупреждение.
     - Что, не унимаются? – выкрикнул водитель за рулём. Всматриваясь в салонное зеркало, Алексей начал угрожать: – Сейчас высажу всех, пойдёте пешком. Столько тёток сидит, а успокоить четырёх человек не могут. Я сейчас всех успокою!
     Классная руководительница молча встала и, держась за спинки кресел, отправилась к озорникам. Вслед за ней прошла Виолетта.
     После спокойной беседы с классной дамой, девятиклассники притихли. 
     Автобус внезапно притормозил, заставив всех качнуться вперёд. Затем, как здоровенный увалень, неуклюже свернул влево и поехал по неширокой асфальтированной дороге.
     В стороне от центра вид города резко изменился: не было видно модных витрин, ярких плакатов, не радовали глаз пёстрые клумбы, не высились памятники. Однообразными рядами тянулись многоэтажные коробки. «Спальный район», – промелькнула мысль. Второй раз водитель свернул влево, и автобус стал покачиваться, проваливаясь в ямы разбитого асфальта. 
    - Общежитие. Приехали, – проговорила библиотекарь, когда автобус остановился возле ничем не примечательного пятиэтажного здания. Ни крыльца, ни красивой вывески. Обычный жилой дом.
     «Причём тут общежитие? – удивилась я. – Или Вероника знает то, чего не объяснили мне?» Спросила у неё: 
     - Общежитие или гостиница?
    - Это хостел* – общежитие гостиничного типа, – просветила меня Вероника Игоревна.
     -  Ребята и взрослые, вижу: все проснулись. Послушайте меня внимательно, – раздался командный голос завуча. Те, кто сидел на первых местах, обернулись, и я тоже. Посередине салона, в проходе между рядами кресел, стояли три главные женщины нашей экскурсионной группы. – Сейчас без четверти семь. Мы прибыли в Ярославль раньше запланированного времени, и гостиница ещё закрыта. Но, я думаю, нас уже ждут. Да? – улыбаясь, обратилась завуч к мановскому гиду. – Наша групповод заказала трёхместные номера…
     - Ура, – обрадовались девочки из девятого «Б» и негромко захлопали в ладоши.
Многие школьники, схватив сумки, вскочили с мест.
     - Не спешите, – остановила учеников Вера Николаевна. – Сначала мы пойдём в гостиницу. Нужно оплатить проживание. Остальные в это время будут завтракать, потому что потом не будет времени.
     - И обедать не будем? – послышался недовольный басок с задних мест.
     - Есть сюда приехал? – прозвучал насмешливый девичий голос.
     - Ребята, не волнуйтесь. Обедать мы, конечно, будем. Заказан обед в столовой, – обрадовала всех Марина Викторовна.
     - Уф, – послышался облегчённый вздох парня.
     Девочки захихикали. Марина Викторовна непринуждённо засмеялась, видимо, радуясь окончанию дорожных мучений.
     - А сейчас доставайте то, что вы взяли с собой из дома. Чай, кофе, бутерброды, – приказала администратор школы. – Ешьте всё.
     - Надо и на ужин что-то оставить, – неуверенно сказала грузная женщина с левого ряда.
     - Нет, ничего не оставляйте, – категорично не согласилась завуч. – Слышите? Ничего. У нас номера без холодильника. В такую жару от бутербродов к вечеру останутся… гм… гм… – и озорно засмеялась, обнажив ряд ровных белых зубов. Девочки дружным смехом поддержали недосказанную шутку. – Не разводите антисанитарию. – И громко обратилась к своему классу: – Десятый «А», все меня услышали?
     - Да, – боязливо ответили школьники, покорно глядя на завуча.
     - Проследите за своими ребятами, – тише прозвучал голос главного воспитателя, обращённый к классной руководительнице девятого класса. – А мы с Виолеттой сходим в гостиницу на разведку, – тихо засмеялась Вера Николаевна, сморщив красивый носик. Так бывало только тогда, когда она находилась в приподнятом настроении.
     Приосанившись, завуч первой сошла по крутым ступенькам автобуса. За ней, ссутулившись, нырнула в дверной проём мановская групповод.

     ___________________________________
    
     * ХОСТЕЛ (англ. «общежитие») – европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок спальное место без дополнительных удобств.


     Светлана Грачёва
     7 августа 2018 года
     Воскресенск