Ответ И. Гарину в Вопросе об интеллигенции

Бармин Виктор
                Ответ И.Гарину в Вопросе об интеллигенции.
          (Ироническая критика на "Интеллигенция под вопросом" И.И.Гарина)

                "Достоевский есть чрезвычайно опасный враг нашей интеллигенции...
                Он отрицает все главнейшие идеи интеллигенции,
                он постоянно борется с нею. Борьба со свободою,
                гражданственностью, наукою, борьба с самим разумом
                человеческим стала постоянным стимулом Достоевского...
                русская интеллигенция, чтобы спокойно и с чувством правоты
                идти к своим святым задачам, к задачам лучшей гражданственности,
                свободы и просвещения, — должна будет непременно
                пройти через Достоевского и победить Достоевского"
                (г. Столпнер (Из воспоминаний В.В.Розанова)

               Так ведь у господина Столпнера и у профессора И.Гарина -
               одна и та же "святая задача": это одолеть Достоевского,
               что значит победить Достоевского. Они, по своим правам и задачам,
               единомышленники.

                "Я повторяю то, что сказал выше: и по жизни своей
                и по роду идей, по всему кругу интересов и работы
                Достоевский был типичнейший русский интеллигент —
                бездомный скиталец, не имеющий в багаже своем ничего,
                кроме идей, кроме разгоряченной головы,
                кроме мировых вопросов, тревог. Но в нем
                эта интеллигентность достигла кульминационной точки,
                переломилась и умерла. Тут именно и выступает сгиб в нем,
                отсюда происходит его диалектичность..."
                (В.В.Розанов "На лекции о Достоевском")

                "Я для вас уж теперь не герой, каким прежде
                хотел казаться, а просто гаденький человек,
                шенапан. Ну так пусть же! Я очень рад, что
                вы меня раскусили. Вам скверно слушать мои
                подленькие стоны? Ну так пусть скверно;
                вот я вам сейчас еще скверней руладу сделаю..."
                Не понимаете и теперь, господа? Нет, видно,
                надо глубоко доразвиться и досознаться, чтоб
                понять все изгибы этого сладострастия!
                Вы смеетесь? Очень рад-с. Мои шутки, господа,
                конечно, дурного тона, неровны, сбивчивы,
                с самонедоверчивостью. Но ведь это оттого,
                что я сам себя не уважаю. Разве сознающий
                человек может сколько-нибудь себя уважать?.."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

                "Мы вовсе не врачи! Мы - боль"
                (А.И.Герцен)

                "...у меня напрашивается опять медицинская аналогия.
                Когда начали работу над фильмом "Молох",
                я собрал съемочную группу и сказал:
                "вот представьте, что Вы персонал больницы, я вас предупреждаю,
                сейчас к нам привезут большую группу больных, мерзавцы ужасные,
                что мы должны делать? Лечить. Для чего? Чтобы понять,
                что это такое, откуда это". Если бы эти персонажи
                появились из космоса, то как бы это было просто.
                Но дело в том, что всё это человеческая порода,
                каждый из них человек и носитель этой страшной болезни...
                ...Россия - заноза в европейском сознании..."
               (А.Сокуров / Из интервью "А.Сокуров у Познера" (от 22.12.2008г.))

               "...Такие люди, как ..................................,
                - суть учители общества, наши учители, а мы лишь ученики их.
                Чему ж они нас учат?.."
                (Ф.М.Достоевский "Дневник писателя", 1877).

                "Чему ж они нас учат-"лечат"?..


                ***

          Вот интересно, а услышит ли профессор Игорь Гарин мои возмущения, мои критические и иронические замечания? А-уу, профессор, Вы где? Отзовитесь же, откликнитесь же наконец-то?.. "Помилуйте, - закричат вам, - восставать нельзя: это дважды два четыре!.." Профессор вас не спрашивает; ему дела нет до ваших желаний, а тем более до ваших возмущений и вашего критического мышления, ему нет дела до вас. А вам, собственно, какое дело до профессора?.. Ну и говорю: да так, вот вычитал статейку, дай-ка, думаю, выдам критику ироническую с юморцем. Авось профессор очнется от спячки самодовольства. Впрочем, я на многое, слишком на многое рассчитываю. Чтобы попасть на аудиенцию к профессору, это то же самое, что достучаться до чиновника высокого уровня. Ведь, профессор так себя уважает, так уважает себя, что мне порой иногда даже завидно: "вот, - думаю, - настоящий интеллигент, борец за свободу и правду, борец с продажной властью чиновничества". А ведь профессор себя уважает, как чиновник. ЧтО ему до какого-то там "быдла" из народа, который смущает спокойствие профессора. И мне даже иногда такое мерещится: "Живу спокойно, умираю торжественно, - да ведь это прелесть, целая прелесть! И такое себе отрастил бы я тогда брюхо, такой тройной подбородок соорудил, такой бы сандальный нос себе выработал, что всякий встречный сказал бы, смотря на меня: "Вот так плюс! вот так уж настоящее положительное!" А ведь как хотите, такие отзывы преприятно слышать в наш отрицательный век, господа"...
         
           Но к моему несчастию, я сам себя не уважаю, когда так стараюсь достучаться до сознания профессора, даже унижаюсь пред ним, просто в уничижительном состоянии, так себя чувствую, иногда. А ему что? Кто я для профессора? "Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек...", - вот каков я для профессора И.Гарина. Кто я для профессора? Я - явление, цитирую, "почти неслышное и невидимое" для профессора, меня нет, вовсе нет для профессора. Но я же все-таки мыслю и не просто мыслю, а мыслю критически, значит, все-таки, я существую. Но не для профессора. Какая метаморфоза иногда случается в жизни (с печальной иронией)...

           Ну, а как же иначе-то?.. Ведь, я в черном списке, в "запретной зоне", что сотворил профессор, как один из самых либеральных мыслителей в мире. А я-то всего лишь хотел побеседовать о разных вещах, как о вечных, последних и временно побочных.
           А как же "вечные законы" ЛИБЕРАЛА-интеллигента о инакомыслии, о свободе мысли или о критическом мышлении, как одной из главных функций интеллигенции? То есть, возможны исключения из свода законов мыслителя-либерала и мне просто не повезло? Да, мне просто не повезло и я попал под немилость профессора в "чёрный список", всего лишь и только попал я под КАПРИЗ профессора. О, какая малость, как "всего лишь и только", а человечность же как? А как же очеловечивание? Чему ТАК меня учил профессор!..      

                ***

           А знаком ли профессор с "Записками из подполья"? Что за совсем не компетентный вопрос? Какой глупый вопрос, когда для профессора "Записки..." Федора Михайловича - это своего рода "библия", нечто "книги откровений". Да-а-а! "Вот так плюс!". Но вот как-то по-своему и очень однобоко воспринятая профессором. Но разве Достоевский вписываем к разряду "интеллигенция"? Что вы, что вы, как можно? Этот охранитель, ксенофоб, шовинист и прислужник "великой идеи", с точки зрения интеллигента-ЛИБЕРАЛА, разве этот чудоковатый писатель может быть причислен к лику "русской интеллигенции"?.. Он просто в нем не вмещается, слишком широк человек, слишком уж широк. Надобно сузить?.. В вопросе: что такое интеллигенция.

           Так вот, спросите у Георгия Федотова, у него Вы найдете точное определение, почти научное:

          "Попробуем сузиться. Может быть, еп.Феофан, Катков и Победоносцев не принадлежат к интеллигенции как писатели "реакционные", а интеллигенцию следует определять как идейный штаб русской революции? Враги по крайней мере единодушно это утверждают, за то её и ненавидят, потому и считают возможным ее уничтожение - не мысли же русской вообще, в самом деле? Да и сама интеллигенция в массе своей была готова смотреть на себя именно таким образом...
           Есть в истории русской интеллигенции ОСНОВНОЕ РУСЛО - от Белинского через народников к революционерам наших дней..." (Г.П.Федотов).

           Вижу и оцениваю, что профессор И.Гарин как раз своими бесценными публикациями ПОТАКАЕТ основному руслу и МАССЕ интеллигенции, как и её врагам (как бы это парадоксально ни было), коя считает самое себя "идейным штабом русской революции"? Разве не так? Интересно вот, например, такое МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОЕ во временном отношении словосочетание у Г.Федотова, как "к революционерам наших дней"... А разве современная либеральная интеллигенция не глашатает "к революционерам наших дней", не взывает к разрушению?.. Нет?.. Ну пусть, пусть будет по-Вашему. Якобы, нет. Ведь, у нас инакомыслие же, в самом-то деле, свобода слова и свободный дискурс и полемика свободомыслящих. Али как? Или из "свободных" есть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО-ЭЛИТНО свободные, т.е. Вы?..

           Вижу, что задачи, которые ставит профессор Г.П.Федотов в статье "Трагедия интеллигенции" и в других публикациях кардинальным образом разнятся с теми задачами, которые ставит современный профессор И.Гарин, касательно ОБРАЗА интеллигенции. А кажется-то, что вроде бы исходят из одного источника, т.е. из свободы мысли. Но свобода мысли ОДНА, а ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ ОТ НЕЕ, РАЗНЫЕ, т.е. разные, совсем разные задачи. Другой вопрос, возможен ли ДИАЛОГ между такими разными Инакомыслящими группами интеллигенции?.. Если одни желают созидания и стремятся к созиданию, то иные тянут вниз "к болоту", "к Майдану", к разрушению, к хаосу, к бездне?..

           И почему понятие "свобода" и "критическое мышление" приватизировали себе те, кто желают разрушения России и тянут её вниз "к болоту"?..

                ***

           Вот интересно мне, уважает ли самое себя либеральная интеллигенция, самая на свете что ни на есть ЛИБЕРАЛЬНАЯ? Уважает? А как же ей себя-то да и не уважать! Почти "святые" люди, даже "мученики" за "правду-матушку". И как они стонут порой, какие у них стоны, почти...

         Например, вот прислушаемся к стонам профессора И.Гарина:
А кто сегодня читает или даже слыхал о В. Сорокине, И. Яркевиче, В. Шарове или А. Понизовском?..

Юрий Афанасьев в пронзительной статье «Мы — не рабы?» пишет по этому поводу: «Позиция нашего “мыслящего класса” полностью совпадает с позицией нынешней власти. Писатели, люди науки, театральные и кинорежиссеры, журналисты печатных и электронных СМИ, университетская профессура, иерархи РПЦ не просто молчаливо и страдательно переносят нашу власть, — они ее оправдывают, поддерживают, пытаются обосновать ее действия теоретическими изысканиями, историческими традициями, своим пониманием нравственных ценностей». Какая же это интеллигенция? Где ее критичность, видение будущего, устремленность к росту?.. Похоже, интеллигенция действительно «перевернутая страница» в социальной истории, явление, по словам В. Губайловского, «уже законченное», трансформированное в «бюджетников», а то, что от нее осталось — это есть только руководящиеся прагматизмом «вполне типичные интеллектуалы на службе у власти» (И.Гарин "Интеллигенция под вопросом").

         И вот, благодаря энциклопедическому просветительству профессора-писателя И.Гарина, я узнал таки кто ж таков "яркий писатель-модернист И.Яркевич". Послушаем? Здесь такие стоны, ТАКИЕ!:

         "Дорогой Яша, рад очередной встрече. Приглашаю...

Что до союзничества, то свой свояка видит издалека... А что до потери страны, то недавно прочел яркий текст писателя-модерниста Игоря Яркевича. Советую глянуть:

ГИБЕЛЬ РОССИИ
Россия исчезнет. От русских отвернутся как от маргиналов. Русские не смогут все время быть против всего мира. Русские не выдержат. Русские устанут. Русская бюрократия запутается в коррупции, а социум так и не проснется. Закат русской цивилизации уже близок. Русская экономика не выдержит санкций. Человечество перейдет к альтернативной энергетике, и русские будут продавать нефть и газ только внутри России. А больше у русских ничего нет. В России к власти придут православные сталинисты, которые запретят аборты, отменят выборы, закроют границы, отменят доллар и вообще отменят все. Но это будет ненадолго, Русские уже не смогут сохранить армию, и русские границы треснут. С востока придут китайцы, с юга – исламисты, с запада - европейцы, с севера – белые медведи, из земли выползут зараженные ядерными отходами черви, из рек выйдут на сушу рыбы-мутанты, с неба спустятся хищные воробьи, которые и разделят Россию.
Россию попытаются спасти американцы, но русские так не любят американцев, что русские решат – лучше оказаться в плену у исламистов и белых медведей, чем позволить американцам себя спасти и потом навсегда быть в долгу у американцев за свое спасение.
Россию забудут. От русских почти ничего не останется. От русских останется совсем немного – сломанный ядерный реактор, не долетевшая до цели ракета «Булава», бюст Ленина, автограф Путина на портрете Ивана Грозного, «Черный квадрат» Малевича, сериал по «Войне и миру» на Би-би-си, кирзовый сапог, бутылка паленый водки, зачерствелый кусок черного хлеба и русская народная песня «Шумел камыш» на китайском языке.
Еще останется так и не понятая миром русская пассионарность – частушка про девок и попа и слоган «Крым наш!».
Россия сожмется и сузится. Россия станет почти незаметной. О России забудут даже русофобы. Европейцы, китайцы и исламисты растворят в себе Россию... Россия исчезнет.
Духовные скрепы уже не будут охранять Россию, а русские ангелы уже не смогут России помочь. Русское небо уйдет за горизонт. Русский горизонт уйдет под землю. Русский свет погаснет. Русский воздух останется без кислорода. Русское солнце потухнет и никогда уже не взойдет. Русская луна исчезнет с ночного неба. Русский цветок завянет. Русские недра опустеют. Русский родник иссякнет. Русский снег никогда не выпадет. Русскую еду больше не будут есть, а русские напитки – пить, потому что это напомнит о русских, а о русских никто вспоминать не захочет. Русская почва больше не даст урожая...
Костер русского языка потухнет. Русский язык станет мертвым языком, А русские слова исчезнут из мирового лексикона. Русские стихи больше не будут читать вслух, потому что перестанут понимать заложенный в них смысл. А русские стихи можно читать только вслух. В книгах их читать невозможно. Русскую прозу тоже не будут читать, потому что и ее смысл тоже перестанут понимать. Русские смешаются, как древние греки, в одну кучу, и русских будут путать друг с другом. Про Владимира Крестителя будут говорить, что он написал «Бедных людей», а про Достоевского – что он крестил Россию. Змея Горыныча будут принимать за автора «Войны и мира», а Льва Толстого – за Бабу Ягу. Анну Каренину будут путать с рекой Волгой - Анна Каренина текла, а Волга бросилась под паровоз. Каштанку – с Настасьей Филипповной: Настасья Филипповна работала в цирке, а Каштанка бросила деньги в огонь. Князя Мышкина – с Гагариным; князь Мышкин первым полетел в космос, а Гагарин был идиотом. Сонечку Мармеладову – с горой Казбек; Сонечка Мармеладова была горой на Кавказе, а Казбек был одухотворенной проституткой. Му-му – с Санкт-Петербургом – Санкт-Петербург утопил в Неве по приказу Ленина злой мужик, а Му-му два века была столицей России...
И никто эту путаницу имен и топонимов не заметит, поскольку русские имена и топонимы уже все забудут.
Но Россия исчезнет не сразу.
На некоторое время Россия снова воспрянет.
Возрождение России начнется с русской тоски...
Поэтому Россия возникнет снова. Теперь уже как эхо тяжелого, долгого и бесконечного, как Вселенная, русского разговора о России и о жизни, который, как Вселенная, никогда не начинался и никогда не закончится. Который, как и Вселенная, был всегда. Там все переплелось и запуталось. Там черные дыры русской души и погасший свет русских кумиров. Там Пушкин говорит Достоевскому, что человек – это звучит гордо, но только не такой человек, как Достоевский, и что Достоевский сам должен это знать...
Но еще от России останется не только эхо. От России останется еще мираж – суриковская боярыня Морозова будет крестить двоеперстием мишек Шишкина из соснового леса.
Россию может спасти только сама Россия. Но Россию уже не спасет даже она.
Россия станет эхом и миражом.
Еще Россия станет странником. Иногда по улицам европейских городов будет ходить мужчина, одетый в странную одежду – он в кокошнике, телогрейке и косоворотке...
Его будут принимать за городского сумасшедшего или религиозного фанатика. Но потом поймут, что это обломок непонятной исчезнувшей цивилизации. Какой – уже не и не понять.
В принципе, от России останется не так и мало" (Игорь Яркевич).
                (Игорь Гарин   16.01.201 / Из замечаний к рецензиям).

         "Вот так плюс!" Вот так, действительно, фантастические желания подсознательного, как одного из представителей "высшей элиты интеллигентского сословия", современного писателя-модерниста И.Яркевича. Вот так постмодерн, настоящий, даже с клубничкой... ТАКОЕ сладострастие вам и не снилось!.. Но ведь стоны же, стоны "умирающей" интеллигенции: "ах, да ох и ай-яй-яй"... Какие СТОНЫ-то!.. Прям слезу вышибает своей либеральной отрыжкой...

         "...Тут, конечно, не молча злятся, а стонут; но это стоны не откровенные, это стоны с ехидством, а в ехидстве-то и вся штука. В этих-то стонах и выражается наслаждение страдающего; не ощущал бы он в них наслаждения - он бы и стонать не стал. Это хороший пример, господа, и я его разовью. В этих стонах выражается, во-первых, вся для нашего сознания унизительная бесцельность вашей боли; вся законность природы, на которую вам, разумеется наплевать, но от которой вы все-таки страдаете, а она-то нет. Выражается сознание, что врага у вас не находится, а что боль есть... Ну-с, вот от этих-то кровавых обид, вот от этих-то насмешек, неизвестно чьих, и начинается наконец наслаждение, доходящее иногда до высшего сладострастия. Я вас прошу, господа, прислушайтесь когда-нибудь к стонам образованного человека девятнадцатого столетия, когда он начинает уже не так стонать, как в первый день стонал, не так, как какой-нибудь грубый мужик, а так, как человек тронутый развитием и европейской цивилизацией стонет, как человек, "отрешившийся от почвы и народных начал", как теперь выражаются. Стоны его становятся какие-то скверные, пакостно-злые и продолжаются по целым дням и ночам. И ведь знает сам, что никакой себе пользы не принесет стонами; лучше всех знает, что он только напрасно себя и других надрывает и раздражает; знает, что даже и публика, перед которой он старается, ...уже прислушались к нему с омерзением, не верят ему ни на грош и понимают про себя, что он мог бы иначе, проще стонать, без рулад и без вывертов, а что он только так со злости, с ехидства балуется. Ну так вот в этих-то всех сознаниях и позорах и заключается сладострастие..." ("Записки...").   

          Вопрос: кто такой? Ответ: "интеллигент", но не простой, а интеллигент-ЛИБЕРАЛ... "...да ведь это преприятно было бы слышать о себе. Значит, положительно определен, значит, есть что сказать обо мне. "Интеллигент!" - да ведь это званье и назначенье, это карьера-с. Не шутите, это так. Я тогда член самого первейшего клуба по праву и занимаюсь только тем, что беспрерывно себя уважаю... Я бы придирался ко всякому случаю, чтоб сначала пролить в свой бокал слезу, а потом выпить его за всё прекрасное и высокое. Я бы всё на свете обратил тогда в прекрасное и высокое; в гадчайшей, бесспорной дряни отыскал бы прекрасное и высокое. Я сделался бы слезоточив, как мокрая губка. Художник, например, написал картину Ге. Тотчас же пью за здоровье художника, написавшего картину Ге, потому что люблю всё прекрасное и высокое. Автор написал "КАК КОМУ УГОДНО"; тотчас же пью за здоровье "КОГО УГОДНО", потому что люблю всё "прекрасное и высокое". Уважения к себе за это потребую, преследовать буду того, кто не будет мне оказывать уважения..." Автор написал "КАК КОМУ УГОДНО", так ведь это первейшей пробы ПОСТМОДЕРН!..

          Иной вопрос: насколько либеральный интеллигент сознающий; сознающий самого себя как боль и как болезнь?.. (С юмором: что это за вопрос? Так вопросы задавать нельзя, здесь у интеллигента-либерала "запретная зона" в виде "личное-мое" и неприкасаемое... Задавайте другие вопросы, компетентные, а не всякие там, кому что вздумается).

           Насколько либеральный интеллигент сознающий?..
           И способен ли он к честному самоосознанию? Если...

               "слишком сознавать - это болезнь,
                настоящая, полная болезнь..."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

                ***

                "К черту интеллигенцию и её традиции!"

            Если по мысли профессора Г.П.Федотова: "Есть в истории русской интеллигенции ОСНОВНОЕ РУСЛО - от Белинского через народников к революционерам наших дней...", то должно быть так и есть, и профессор И.Гарин не гнушается низости и "чернухи" постмодерна, а значит его друзья из интеллигенции 19-го века не только Печорин, Чаадаев, Герцен и И.Тургенев, но и Белинский, Д.Писарев, Добролюбов, г-н Ракитин, Петруша Верховенский, Ставрогин и Чернышевский, т.е. тот "цвет" русской интеллигенции, который всегда был ПРОТИВ ВЛАСТИ. А раз против власти, значит это "свои люди", наша либеральная интеллигенция, не гнушающаяся профанации, чернухи, ради достижения цели. А вот Владимир Набоков принадлежит ли к ряду русской интеллигенции? Да В.Набоков боком обходит её ряды и посылает её ко всем чертям, чёрным и мазанным, одним словом, чернышевским и карамазовским.

"Вот ваша рукопись, - вдруг проговорил Васильев, насупив брови и протягивая ему папку. - Берите. Никакой речи не может быть о том, чтобы я был причастен к её напечатанию. Я полагал, что это серьезный труд, а оказывается, что это беспардонная, антиобщественная, озорная отсебятина. Я удивляюсь вам".
"Ну, это, положим, глупости", - сказал Федор Константинович.
"Нет, милостивый государь, вовсе не глупости, - взревел Васильев... - Есть традиции русской общественности, над которыми честный писатель не смеет глумиться. Мне решительно все равно, талантливы вы или нет, я только знаю, что писать пасквиль на человека, страданиями и трудами которого питались МИЛЛИОНЫ русских ИНТЕЛЛИГЕНТОВ, недостойно никакого таланта. Я знаю, что вы меня не послушаетесь, но все-таки я как друг прошу вас, не пытайтесь издавать эту вещь, вы загубите свою литературную карьеру, помяните мое слово, от вас все отвернутся".
"Предпочитаю затылки", - сказал Федор Константинович..." (В.В. Набоков, роман "Дар").

         Кстати, о карамазовском чёрте забыли. Вот так "Подполье", вот так Достоевский! Ай Достоевский, ох и хитёр, чертовски хитёр, прям подпольно хитёр! Вот постмодерн, так постмодерн! Куда вон эти-то, тонкие интеллигенты-то современности, попали со своими либеральными стонами и идеями без самоиронии, без самобичевания.    

         "...Я человек оклеветанный... Друг мой, не в одном уме дело! У меня
          от природы сердце доброе и веселое, "я ведь тоже разные водевильчики".
          Ты, кажется, решительно принимаешь меня за поседелого Хлестакова, и,
          однако, судьба моя гораздо серьезнее. Каким-то там довременным
          назначением, которого я никогда разобрать не мог, я определен
         "отрицать", между тем я искренне добр и к отрицанию совсем не способен.
          Нет, ступай отрицать, без отрицания-де не будет критики, а какой же
          журнал, если нет "отделения критики"? Без критики будет одна "осанна".
          Но для жизни мало одной "осанны", надо, чтобы "осанна"-то эта
          переходила через горнило сомнений, ну и так далее, в этом роде. Я,
          впрочем, во все это не ввязываюсь, не я сотворял, не я и в ответе.
          Ну и выбрали козла отпущения, заставили писать в отделении критики,
          и получилась жизнь... Я страдаю, а все же не живу. Я ИКС в
          неопределенном уравнении..." ("Братья Карамазовы"). 

         Вот так ИКС! Попробуй раскуси!? Не раскусишь, не пробуй, после зубы будут болеть, стонать будешь, как в либеральном утонченном стоне...   

                "К чёрту подполье!"   

                "слишком сознавать - это болезнь,
                настоящая, полная болезнь..."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

          


             (Начато 18.01.2019г.)