Рогоз

Юрий Панов 2
 Поднимется ли тростник без влаги?  растет ли камыш без воды?
Еще он в свежести и не срезан, а прежде всякой травы засыхает.
Книга Иова


  Какое дикое растение, читатель, вы считаете растением  детства? Какое из них  вы попробовали на вкус первым?  Для меня это был рогоз. Сырое корневище рогоза вполне могло утолить детский голод на час-другой. И где же мы находили рогоз? Конечно, как и все дети, у воды. Хорошо искупаться в родной речке! Но в то лето мы, городские ребята,  жили не у реки, у озера,  в сосновом бору. Еще до рассвета мы выбирались из палатки и спешили к соседнему озеру, играя в Робинзонов. Мы с восторгом шли по ковру из водяного мха, что колыхался под нашими ногами,  к самой воде, окутанной клубящимся утренним туманом.  Шли к воде  такой черной и такой  прозрачной, что нереально четко видны были длинные стебли белых кувшинок, уходящие в глубину. Кувшинки мы не ели, хотя, говорят,  корневища их тоже вкусные. Мы лакомились сочным рогозом, разделывая его острыми ножами, предвкушая второй завтрак, что уже готовили на костре дежурные. И не знали о рогозе больше ничего!

   И только через много лет мне открылась вселенная рогоза. Вселенной этой уже полмиллиарда лет! Во времена динозавров  на мелководьях  теплых морей древнего океана Тетис, где-то в районе современной Малайзии,  процветали предки рогозов. Они были тогда такими великанами, что  вполне скрывали гигантских травоядных. Никогда на Земле не было больше так тепло и уютно! Тепло ушло. Материк Гондвана раскололся на части,  и разбежались рогозы по всему свету, есть они и в Америке и в Австралии, но самые большие там, где пока тепло, в Африке. Только скрываются в шестиметровых зарослях рогозов не динозавры, а слоны.
       Рогозы, как и дети,  обожают воду. Они могут легко переносить морозы, идут к полярному кругу, но с засухой им не по пути.  Рогозы древние и совершенные. Они владеют и  водой и ветром. В воде разные корни несут разную службу – одни помогают дыханию, другие уходят в ил, добывая питательные вещества. А листья не гнутся на ветру, они с ветром сражаются на равных. Недаром  северные народы зовут рогозы журавлиными мечами. Листья изгибаются как пропеллеры и рассекают ветер на струйки. Ножны влагалища смазывают лист специальной жидкостью, предохраняя от трения, а толща листа пронизана каналами, полными воздуха. Высыхая,  журавлиный меч приобретает все новые свойства. Робинзоны Жуля Верна использовали, добывая огонь,  в качестве трута полынь. У северных народов трутом были сухие листья рогоза. Всем знакомы бурые султаны,  початки, что возвышаются осенью в зарослях рогоза. В початках под шум ветра  свершаются удивительные  брачные игры, подтверждая законы, открытые когда-то Дарвином. На верхушке початка затаились мужские органы – тычинки,  они не смеют выступить, запылить первыми, ожидают команды от женских пестиков. Предотвращая нежелательное самоопыление, пестики созревают позже и все пестики разные. Одни из них образуют семена, а другие, стерильные, защищают зреющие семена от непогоды. К осени превращаются рогозы, как говорят в народе,  в лохматые палки и уносят семена ветер и вода.
Понятно, почему у рогозов так много народных  названий. Любят  их в народе, особенно на Кавказе. Адыгейцы, говорят,  рождаются на циновках из рогоза, играют на них в детстве, приносят молитвы, умирают и даже передают циновки по наследству. Но искусство плетения циновок умирает, превращаясь в простое ремесло, как вымирают сами рогозы.  Когда-то в  своей знаменитой  «Системе» князь ботаники Линней поместил только два вида рогозов, сегодя их известно несколько десятков и не потому, что их становится больше, просто рогозы интересны. Открывают для науки ботаники все больше видов, в том числе в Сибири. Хорошо, что описанные из Сибири рогозы связаны с именами таких исследователей и путешественников, как швед из Барнаула Эрик Лаксман и соратник Питера Палласа Иван Лепехин!

   Осталось в прошлом величие рогозов, но они не унывают. Нужны рогозы и природе и человеку. Там,  где живут рогозы,  нет в воде сине-зеленых водорослей, вода не цветет. Рогозы – индикаторы чистоты.  Они избавляют  воду от грязи, что сбрасывает  в нее человек, особенно охотно поглощают тяжелые металлы и даже радионуклиды. Слава рогозам!
И,  когда я возвращаюсь  вечером  с тяжелыми сумками с дачного участка, я всегда прохожу мимо ручья, заросшего рогозом, и  почему-то выкапывать корневища его мне не приходит  в голову. Но я вспоминаю былое величие рогоза, вспоминаю свое детство,  и на душе становится тепло.