История села Фрязиново Вологодского уезда

Валерий Кумзеров
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась…К.Симонов.

    Деревня «Душа России». Под таким девизом проходят народные фестивали, конкурсы. Не многие знают, что существует российский конкурс на самую красивую деревню России. Самой красивой деревней признана несколько лет назад деревня Вятское Ярославской области и каждый может убедиться в этом, зайдя на сайт деревни Вятское. А сколько там музеев. Мы даже не смогли во всех побывать.
    Но что случилось на Руси в древности, куда пропали её города?  Gardariki – «страна гардов» (городов). Так удивленные скандинавы, жившие тогда малыми поселениями, называли Русь. Попробуем узнать хоть кое-что о своей деревне. Деревянной, дальней. Открыть её историю поможет интернет и сохранившиеся в областном государственном архиве церковные книги.

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…А.Пушкин.

    Мой рассказ о моей малой родине, о моем родном селе Фрязиново, о его интересных исторических приключениях.  Деревни, как и люди смертны, в своей жизни переживают этапы развития, расцвета и постепенного упадка. Умирания. Сейчас в моем селе три пустующих дома и не одного постоянного жителя.
    Десять лет после рождения я прожил в селе Фрязиново и тогда во второй половине 20-го века, ещё в веселом селе с множеством колхозных производств уже чувствовалось затухание деревенской жизни.
Несколько  соседних семей (Крестьяниновы, Алифоновы, позже Сергины) уехали на далекий Алтай. Я не знаю, было ли это организованное переселение или просто поиски лучшей доли. Только осталось в памяти выражение осуждающее или произносили его с завистью: «Поехал на Алтай, так языком не болтай».
    Многие годы интересовался, почему наше село называется Фрязиново. Кругом деревни как деревни: Копытово, Окуньково, Нагорново, Владычное, Березники. Простые русские названия с подсказками о их происхождении.
    А вот Фрязиново. Что-то не русское в имени твоем, моё село, кто и почему тебя так назвал, за заслуги или провинности?
    Попытка связать происхождение названия села с названием старинной русской одежды ферязь с длинными рукавами, без воротника была отвергнута сразу. По причине того, что это была парадная верхняя одежда бояр и дворян, вряд ли вообще бывавших когда-либо в нашей местности.
    В эпоху интернета наши возможности велики и можно быстро узнать, что в Московской Руси фрязями или «фрязинами» звали итальянцев. В 1472 г. ИВАН III послал своего «денежника» итальянца Ивана Фрязина в Рим для сватовства бывшей византийской принцессы Зои Палеолог (Византия пала под натиском османов в 1453г.). Через год невеста со своими многочисленными греческими и итальянскими спутниками прибыла в Москву, приняла православие и стала Великой княгиней Софьей. Так началось в Московии «время фрязинов».
    Справка. Напомним, что Софья Палеолог — вторая жена (с 1473 г.) великого князя Ивана III, племянница последнего византийского императора. После падения Византии и захвата Константинополя турками отец Софьи Фома жил с семьей в Риме, и на Руси её называли поэтому римлянкой.
     Но большинство сайтов скромно умалчивают, что итальянцы, будучи католиками несли на Русь чужую религию. И Зоя Палеолог тоже была воспитана в европейских католических традициях. Ватикан рассчитывал, что великий князь Московии после женитьбы будет склонен к подчинению Риму. Московский митрополит Филипп три года не давал согласия на брак государя с униаткой, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой. Со своей стороны, Иван III рассчитывал, что родство с византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж.
    Прозвище "фрязины" на столетия стало модным, несколько дворянских родов получили эту фамилию. По традиции получали эти прозвища и особые умельцы из мастеровых российских людей.
    Как память той фрязиновской эпохи остались названия 6 селений в Подмосковье, самое крупное из них - город Фрязино, одно во Владимирской губернии. А у нас в Вологодской губернии в ту эпоху образовалось с.Фрязиново рядом с Вологдой и село Фрязиново в 70 км. от Вологды по Кирилло-Белозерскому тракту.  Все понятно с подмосковными поселениями, там фрязинов понаехало много, но причем здесь Вологда, где Москва, а где Вологда.
     Оказывается, не только Иван Грозный находил спасение в Вологде, но и его дед «царь Иван III в 1480 году, опасаясь нашествия хана Ахмата на Русь отослал в Вологду все самое дороге – казну и свою царицу Софью (Зою Палеолог) с ее свитой – фрязинами» - утверждает Георгий Ровенский из города Фрязино.
    В период княжения Ивана III произошло падение ордынского влияния на Руси. Согласно Вологодско-пермской летописи к 1480 году Иван III уже девять лет не платил дань Орде, что и стало одной из причин московско–ордынского конфликта. В 1480 году ордынские войска вышли к переправам на реке Угре, левом притоки Оки, и 6–8 октября развернули военные действия сразу в нескольких местах.
    Скорее всего днями раньше ещё в сентябре, опасаясь прорыва хана Ахмата к Москве, великий князь Иван III отправил свою жену на Белоозеро. Историк 19 века Н. И. Костомаров отмечает, что Софья «выехала из Москвы в Дмитров и оттуда водяным путем отправилась на Белоозеро. Вместе с нею великий князь отправил свою казну. Народ с неудовольствием узнал об этом; народ не терпел Софии».
    Как теперь установлено, Софья пребывала в хорошо укрепленном Кирилло-Белозерском монастыре. В работе Лихачевой Л.Д. «Произведения шитья Софьи Палеолог из Кирилло-Белозерского монастыря» находим подтверждение: «Софья привезла с собой в Кириллов монастырь не только казну, но, как полагалось, должна была сделать вклады в Кирилло-Белозерский монастырь».
    Летописец пишет по поводу возвращения Софьи в Москву после отступления Ахмата: «Toe же зимы прииде великаа княгини Софиа из бегов: бе бо бегала от татар на Белоозеро, а не гонял никтоже».
     Пришла зима. Ледяной покров сковал реки и пришлось Софье возвращаться в Москву не водным, а сухопутным путём через Вологду.
     О Иване Грозном у нас рассказывают все экскурсоводы. При случае любой вологжанин похвастается перед гостями Вологды благосклонностью царя к городу. А вот о Софье Палеолог бабке Ивана Грозного, влияние которой на развитие Руси было также велико, вологжане не знают почти ничего. После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла – символ царской власти, поместив его и на своей печати. Приданым Софии была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Византийская принцесса принесла мужу державные права и, по словам историка-византиста Ф.И. Успенского, право на трон Византии. Наконец, летописцы утверждают, что под влиянием Софии Иван III окончательно разорвал с Ордою.
    В Вологде итальянцы задержались на несколько лет и жили в заречной части. Там теперь на месте села Фрязино Фрязиновская улица.
    Итальянцы не просто жили в России, а были загружены строительными и оборонными заказами. Фрязины возводили церкви и соборы, ставили кирпичные и пороховые заводы, лили пушки и колокола. Так, 1488 году под руководством Павлина Фрязина Дебосиса у нас в Вологде слили пушку в 2 тысячи пудов. Ссылаюсь опять на Георгия Ровенского из города Фрязино за неимением других источников.  Известно, что за службу государю «фрязины» жалованы были не только серебром и златом, но и поместьями с землей, селами и деревеньками.
    Кому и за что в 15-м веке была пожалована деревенька в 70 километрах от Вологды, ставшая впоследствии селом Фрязиново найти не представляется возможным. А может быть все было проще, по дороге из Кириллова в Вологду, преодолев половину пути, София Палеолог со своей итальянской свитой выбрала в качестве места для ночлега красивую ухоженную деревеньку на небольшой возвышенности, на всякий случай в километре от Кирилло-Белозерского тракта. Мало ли, ведь они оказались в нашем крае не на увеселительной прогулке. Событие всколыхнуло округу, и деревенька стала известной как село, где останавливались фрязины. Так или иначе, ясно одно, что имя Фрязино, прямо или косвенно, получено от прозвища итальянцев — «фрязины».
     Из 15 века перенесемся в век 19-й благодаря церковным книгам Георгиевской Фрязиновской церкви Вологодского уезда за 1859-1868 годы, которые сохранились в областном государственном архиве.
     Следов моей родословной Кумзёровых-Калининых в церковных книгах за эти годы не обнаружилось, но зато удалось кое-что узнать о помещиках фрязиновского прихода и жизни их крепостных крестьян. 
    В 1859 году село Фрязиново было поделено на вотчины помещика Афанасия Федоровича Андреева и помещицы Марии Васильевны Олсуфьевой. Мария Васильевна была не простой помещицей.  В вотчину Олсуфьевой входили ещё 18 из 23 деревень соседнего прихода Покровской Сямской церкви.
   Справка. Олсуфьева Мария Васильевна была замужем за тайным советником Александром Дмитриевичем из знаменитого старинного рода Олсуфьевых.  Александр Дмитриевич участвовал в сражениях под Смоленском и Бородино, вынес с поля боя смертельно раненого Багратиона. Один из прототипов Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
    Помещиками становились и другие заслуженные офицеры.  Деревни Токарево и Нагорново были пожалованы штаб-капитану Андрею Алексеевичу Макарову. Деревня Селявино - полковнику Александру Павловичу Галахову, Рудино - полковнику Андрею Ивановичу Кудрявому.
    Справка. Википедия рассказывает о двух Александрах Павловичах Галаховых, деде и внуке. Старший Галахов известен тем, что исполнял важное поручение Екатерины Второй по доставке Емельяна Пугачева в Москву. Второй Галахов участник войны 1812 года, в 1847-56 годах санкт-петербургский обер-полицмейстер. Очевидно представители этого рода и владели деревенькой Селявино ныне не существующей.
    Род дворян Кудрявых был многочисленным, разветвленным и достаточно хорошо известен в Вологодской губернии. Андрей Иванович Кудрявый участвовал в составе Невского пехотного полка во многих сражениях Отечественной войны 1812 года. В 1824 году он уволился с военной службы и переехал в Череповец. Известная усадьба Гальских под Череповцом первоначально принадлежала А.И.Кудрявому.
    В 1861 года – Александр II подписал Манифест о даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, но крестьяне не сразу получили свободу. В метрических книгах еще несколько лет после принятия Манифеста крестьяне записываются как временно обязанные помещиков.
    Вот интересная запись в метрической книге 1863 года о регистрации ребенка, из которой следует, что крестьяне спустя два года после отмены крепостного права еще не получили свободы. «Временно обязанная помещика Андрея Алексеевича Макарова д. Токарево девка Агния Алексеева родила дочь».  Девочку рождена не в браке, без венчания, женщина остается в «девках», а дочь её записывается как незаконно рожденная. В царской России такие дети не имели никаких прав. Ограничения прав внебрачных детей начинается с принятием христианства. Светская власть долгое время не вмешивалась во взаимоотношения между родителями и детьми, родившимися вне брака, и предоставляла разрешение дел о внебрачных детях церкви.
    Это была единственная запись по приходу Георгиевской Фрязиновской церкви о незаконном рождении ребенка за период с 1859 по 1868 год. А между тем мужчины уходили на долгую воинскую службу, как минимум на 7 лет.  И только будучи в длительных до года отпусках, солдаты находили невест и успевали венчаться и рожать детей.
    К примеру: «Бывший во временном отпуске в д.Токарёво 1-го флотского Его Императорского Величества генералЪ Адмирала Экипажа КвартирмейстерЪ ФеофанЪ ЕвфимиевЪ Фуряев и законная жена его Анна Михеева, оба православного вероисповедания 8 февраля 1863 года родили дочь ФаинеесЪ». Не мог расшифровать написание имени, но ять в конце слова читается четко.
    Справка. До 1874 года службу в армии несли рекруты из крестьян и мещан (горожан). Сначала воинская повинность была бессрочной, с 1793 года срок службы был сокращён до 25 лет. Постепенно он уменьшался – и к моменту военной реформы 1874 года составлял уже 7 лет.
    Процесс отмены крепостного права растянулся на годы. Постепенно свободные крестьяне создавали сельскохозяйственные артели. Об этом можно судить по такой записи метрической книги за 1868 год: «житель Фрязиновского сельского общества деревни Копытово» (имя не разборчиво) регистрирует рождение ребенка. Из записи следует, что на месте помещичьих вотчин создано Фрязиновское сельское общество в составе, которого нескольких близлежащих деревень. Сельские общества создавались не повсеместно. В зависимости от решения схода крестьяне могли вести свое хозяйство самостоятельно.
    Официальные канонические записи в церковных книгах лаконичны, скупы. Тем более ценны содержащиеся в них сведения. Записи об умерших в метрических книгах Фрязиновской Георгиевской церкви второй половины 19 века поражают. Причину смерти при регистрации умерших священники записывали очевидно со слов родственников: от родимца, от горячки, по неизвестной причине, от родов, от оспы, от чахотки, от старости, по естественной причине. И так исписаны страница за страницей метрических книг об умерших в месячном возрасте, в три месяца, год, 25 лет, 62 года. Помещики, а впоследствии и государство не были озабочены здоровьем крестьян и не вкладывали средств на развитие сети медицинских пунктов.
     К большому сожалению, в архиве на хранении по Георгиевской Фрязиновой церкви имеются только два комплекта метрических книг за 1859-1868 и за 1880-1890 годы.