Каким должен быть настоящий писатель

Николай Самойлов
Каким должен быть настоящий писатель?
Безусловно - талантливым, ещё лучше – гениальным, любящим Россию её многонациональный народ, культуру, знающий её историю и традиции.  Хорошо, когда он честный, смелый, бескорыстный человек, готовый рискнуть своим благополучием, и даже жизнью, за ближнего своего.  Скажете таких не бывает! Ошибаетесь, такие были и совсем недавно. Это оклеветанный, оскорбляемый, обвиняемый во всех возможных грехах  наш самородок, лауреат нобелевской премии, автор гениального романа «Тихий Дон» М.А. Шолохов.
90 лет назад, после выхода в журнальном варианте первых двух книг «Тихого Дона», началась беспрецедентная в истории мировой литературы травля автора. Стали утверждать: - Он плагиатор! Вышли уже десятки  книг и сотни статей. В компании по клевете участвовали:  Солженицын, Вознесенский, Евтушенко, Аксенов, другие именитые авторы и идеолог перестройки, член политбюро Александр Яковлев. Не верили господа, что гений может жить не так, как они. Не гнаться за богатством, славой, не тусоваться, не унижаться, ради премий и званий, не преклоняться перед западом, не сбегать за границу. А он тихо жил в своей станице, не просился в столицу, не менял жён, не поносил родину и народ. Это бесило разоблачителей: - Ты хочешь быть чище нас, тогда получай! Обвиняли в печати, называя аферистом, пьяницей, бабником, литературным чучелом, безграмотным дикарем, хамом, всю жизнь выдававшим себя за писателя. Утверждали, что он украл рукопись белогвардейского офицера, которого лично расстрелял...
Кого только ни называли «истинным» автором «Тихого Дона»! Даже Николая Гумилева. Мол, поэт избежал расстрела в 1921 году, спрятался в казачьей станице и писал там великую книгу. На полном серьезе утверждали, что Шолохов - проект ЦК, ГПУ и лично Сталина. Автором вождь назначил молодого писателя, на самом же деле «Тихий Дон», «Поднятую целину», «Они сражались за Родину», «Судьбу человека» сочиняли М. Булгаков, Б. Пильняк, В. Каверин, А. Платонов, А. Серафимович...
- Я насчитал 48 кандидатов в авторы романа о Григории Мелехове, - говорит писатель Валентин Осипов, биограф Шолохова и ниспровергатель мифов о нем. - Но за 90 лет «шолохоЕды»  не смогли представить ни одной рукописи кандидатов в гении. Хотя это стало бы неотразимым доказательством его плагиата. При этом от Шолохова требовали рукописи.
Теперь она нашлась -137 листов. Они хранятся в Институте русской литературы РАН (Пушкинский дом). В 1999 году были найдены 910 листов большого формата - исходный черновой текст. Хранительница собиралась продать их за рубеж. Однако Владимир Путин, бывший тогда премьером, распорядился немедленно выделить деньги на покупку. Раритет остался в России и находится сейчас в академическом Институте мировой литературы имени Горького. Факсимильный вариант опубликован.
Тогда придумали:  - не мог юноша СРАЗУ написать великий роман. Такое просто невозможно!
Молчат о том, что сначала Шолохов  опубликовал трагические «Донские рассказы» о братоубийственной Гражданской вой¬не. В 20 приступил к роману «Донщина» на эту же тему. В 21 год у него возник замысел более масштабной вещи о казачестве и революции. Но завершил-то он «Тихий Дон» в 35 лет, после 14 лет работы! Напомню, совсем молодыми дебютировали с серьезными творениями такие гении, как Байрон и Лермонтов, Пушкин и Диккенс...
Но главный удар они получили в 1965-м. Когда Шолохову за «Тихий Дон» вручили Нобелевскую премию по литературе. Шведская королевская академия, отбиравшая номинантов, прямо заявила, что нет никаких доказательств, которые позволили бы сомневаться в его авторстве. недруги награду восприняли с негодованием. Дескать, происки Кремля, прогнулись шведы... Но попробуй опровергнуть то, что отчеканено в дипломе лауреата: «За художественную силу и честность, с которыми он создал историческую часть жизни русского народа в своем «Тихом Доне».
Замечу: идея присудить Шолохову премию впервые прозвучала еще в 1935-м, да не в СССР - в Швеции. При поддержке многих газет капиталистических стран: «Чарующий шолоховский роман. Мощный и животрепещущий...» (Англия); «Шолохов - великий русский писатель, новый Толстой... Величественен в изображении водоворота человеческих судеб и гениален своим искусством повествования...» (Дания); «Шолохов - художник, равный Тургеневу и Толстому» (Франция).

Зарубежные призывы наградить Шолохова раздавались и в 1946-м, и в 1947-м, и в 1954-м. «Достойно сожаления, что премию присудили Пастернаку прежде, чем Шолохову... В нынешних условиях Нобелевская премия объективно выглядит как награда либо писателям Запада, либо строптивцам с Востока...» Это заявил в 1964-м прославленный французский писатель и философ Жан Поль Сартр, публично отказываясь в том году от Нобелевской премии. Тогда он открыто критиковал СССР, так что в агенты Кремля Сартра не запишешь.
Но недруги Михаила Александровича взялись опровергать значимость всемирного признания «Тихого Дона». Солженицин  даже напечатал: «Сунули Нобелевскую премию в палаческие руки Шолохова». Каково! Забыл, что Шолохов как член редколлегии «Нового мира» в числе совсем немногих выступил за публикацию его повести  «Один день Ивана Денисовича»,  выступил против запрета романа Хемингуэя «По ком звонит колокол», спас «Пословицы русского народа» В. Даля, запрещенные за «русопятство»... И таких примеров очень много. Но подлецы ненавидят благородство, оно их доводит до безумия.

Враги унижали Михаила Александровича обвинениями в «обслуживание партии и кровавого сталинского режима». На самом деле нарком НКВД Ягода назвал его контриком. Лишь чудом Шолохов избежал ареста.
За первый роман ему досталось не только от клеветников, обвинявших в плагиате. В 1929-м сам Сталин заявил: «Тов. Шолохов допустил в своем «Тихом Доне» ряд грубейших политических ошибок и прямо неверных сведений». Хотя вождь и признал известность Шолохова. И, учитывая известность, награждал премиями, почетными званиями, орденами. Но одновременно классик был под жестким прессом ЦК, чекистов, цензуры. Однако Михаил Александрович не склонил головы. И вот кое-что (из многого) для подтверждения моей мысли:
1929 г. Сталин в статье «Год великого перелома» провозгласил: «Небывалый успех колхозного строительства». Шолохов - в письме Сталину: «Середняк уже раздавлен. Беднота голодает».
1932 г. Сталин - в печати: «Репрессии в области социалистического строительства являются необходимым элементом наступления».
Шолохов: «Пора распутать этот клубок окончательно, т. Сталин!.. Да разве можно было годы жить под таким чертовым прессом? Страшный тюремный режим и инквизиторские методы следствия... Такой метод следствия, когда арестованный бесконтрольно отдается в руки следователей, глубоко порочен...» 1933 г. В стране голод. Сталин - в речи: «В чем состоят основные результаты наших успехов? В охвате колхозным строительством и в уничтожении, в связи с этим обнищания и пауперизма в деревне».
Шолохов: «По колхозам свирепствует произвол... Слов нет, не все перемрут даже в том случае, если государство вообще ничего не даст».
1939 г. На 60-летие вождя (юбилей провели как праздник перевосхвалений!) Шолохов - со статьей, предупреждая о нарастающем культе личности: «Мне кажется, некоторые из тех, кто привычной рукой пишет резолюции и статьи, иногда забывают, говоря о Сталине, что можно благодарить без многословия, любить без частных упоминаний об этом и оценивать деятельность великого человека, не злоупотребляя эпитетами». Выделю: нет имени Сталина в «Тихом Доне» и только критически помянут в остальных романах. Каково!
 Александр Фадеев, выражая волю верхов, требовал сделать в финале Мелехова большевиком - иначе книгу не напечатают. Шолохов наотрез отказался. Готов был пожертвовать главным романом своей жизни, но против совести, правды жизни не пошел.  Сказал Сталину в 1935-м: «Я очень хотел и уговаривал Григория, а он никак не хочет вступать в партию». Был бы конъюнктурщиком - запросто сделал Мелехова коммунистом с надуманными сценами благополучий, чтобы потрафить вождю.
Шолохов  пытался прервать опалу Анны Ахматовой, выдвинув ее книгу на Сталинскую премию (1939). Добился освобождения из тюрьмы ее сына Льва Гумилева. Помог печататься политизгоям Ольге Берггольц, Андрею Платонову, еще нескольким писателям, заступился за попавшего в политическую немилость К. Чуковского ...
Во Франции дал интервью, что «антисоветский» роман «Доктор Живаго» Пастернака следует напечатать в СССР. Поддержал и осужденную в ЦК поэму Твардовского «Василий Теркин на том свете». О ком ещё можно сказать такое!

Писатель отстоял свое доброе имя
- В 1929-м, когда пошла первая волна, обратился в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), в которой состоял. Там создали комиссию, попросили предоставить рукописи, черновики, что тот и сделал. Вывод «Шолохов - автор романа!». О чем руководство РАПП в марте официально заявило в «Рабочей трибуне» и «Правде»: «...злостная клевета о том, что роман Шолохова является якобы плагиатом с чужой рукописи, что материалы об этом якобы имеются в ЦК ВКП(б) или в прокуратуре (называются также редакции газет и журналов). Всякий, даже неискушенный в литературе читатель, знающий изданные ранее произведения Шолохова, может без труда заметить общие для тех его ранних произведений и для «Тихого Дона» стилистические особенности, манеру письма, подход к изображению людей». Хотя у руководства РАПП, неистовых ревнителей стерильно-идеологических парт-устоев, не было особых причин любить Шолохова. Они сами обвиняли его в «идеализации кулачества, белогвардейщины». Фадеев даже требовал выбросить 30 (!) глав из третьей книги «Т.Д.»
В том же году Союз российских писателей во главе с Б. Пильняком провел свой «трибунал». И было заявлено: «Закончилось оправданием Шолохова, которому удалось доказать, что роман действительно принадлежит ему».
На этом можно было бы поставить точку в «Деле о плагиате». Еще 90 лет назад. Но клеветники не унимались. Почему?
- По совокупность причин.  Одни до сих пор ненавидят его за гражданственность и патриотизм. Обратите внимание - клевета идет из  «либерального лагеря». Это, на мой взгляд, главная причина травли. Другие не могли простить ему критику своих халтурных книг. Третьими двигала зависть к его славе и авторитету. Четвертые просто хотят в СМИ засветиться. У всех  желание вычеркнуть из памяти и истории творчество Шолохова - вершину советской литературы.