424 Катер РБК-30 пр. 337 22 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

424. Катер РБК-30 пр.337. 22 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Среда 22 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане к югу от островов архипелага Вестманнаэйяр (Исландия). Дневная температура: мин.: 9.0°C тепла; средняя: плюс 13.6°C тепла; макс.: плюс 16.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха плюс 10.2°C. Восход солнца – 06:09, заход солнца – 20:54 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Бенбесюла айленд остров Бенбекьюла (Великобритания).

Наш корабельный малый рабочий катер РБК-30 проекта 337 за его округлый и выпуклый вид корпуса, отсутствие надстроек и верхней палубы мы называли по всякому - "баркас", "пузан", "пузанчик", "скорлупа", "орех", "орешек", "шаланда, полная кефали" - в смысле того, что катер на волне "шаландается" (качается, порхает, вертится), как пробка от шампанского... На самом деле этот катер был просто замечательным изобретением наших советских конструкторов и инженеров, потому что был относительно лёгким, прочным, вёртким, грузоподъёмным, объёмным, простым и очень удобным в управлении и в содержании. Этот катер был такой же надёжный и простой, как автомат Калашникова АК-47...

Вообще-то проект этого катера (пр.337) официально назывался "большой корабельный рабочий катер проекта 337), потому что он специально предназначался для размещения на кораблях и был такой формы и размеров, чтобы никому и ничему на корабле не мешать, а наоборот, помогать. Ранее подобные рабочие корабельные катера строились из дерева (пр.387), но заказчик, ВМФ СССР, попросил разработчиков сделать новый катер из лёгкого сплава - дюралюминия. В октябре 1961 года новый проект рабочего катера успешно сдал государственный экзамен (испытания) и был впервые установлен на кораблях первого ранга (крейсер).

Габариты нового катера пр.337 были прежние - длина 10,9 м, водоизмещение 9,9 т, мощность двигателя (ГЭУ) 23 л.с., скорость хода 7,0 уз, пассажировместимость 50 чел. Однако новый катер РБК пр.337 был на 1,5 т легче катера пр.387, подъёмный вес меньше на 2 т, дальность плавания увеличилась до 400 миль. Конструкция корпуса нового катера была таковой, что изменились его грузоподъёмность и пассажировместимость: по волнении моря 5 баллов новый катер РБК пр.337 мог нести 3,75 т груза или 50 человек, а при волнении моря 3 балла - 6 т груза или 80 человек. Дело в том, что новый катер имел водонепроницаемый воздушные отсеки в носу и в корме, которые делали этот катер практически непотопляемым даже при полной нагрузке. Более того, при испытаниях эти отсеки заполнялись водой "до перелива", но катер всё равно сохранял положительную плавучесть и остойчивость.

С 1961 по 1978 год большие (малые) рабочие корабельные катера производились и применялись на кораблях ВМФ СССР, были заслуженно любимы и почитаемы моряками, потому что отличались простотой в эксплуатации, управлении, содержании, а также надёжностью и безотказностью в работе. Наш рабочий катер РБК-30 пр.337 был ещё лучше, потому что он был из стеклопластика, самым новым и современным.

Малый рабочий катер из стеклопластика — мореходный (частично запалубленный) катер с одно- вальной дизельной установкой. Обводы катера кругло- скулые, транец прямой с наклоном. Катер имеет запалубленный носовой отсек — форпик (0-2 шпангоут), грузовой трюм (2-12 шп.), кормовой отсек — ахтерпик (12-13 шп.) с платформой и банкеткой. Грузовой трюм частично запалублен в районе установки двигателя (7-9 шп.), имеет бортовые откидные банки, съёмную поперечную банку и пайолы.

Корпус катера был действительно "пузатый", то есть округлый, крутобокий, выпуклый, как пузо тучного человека. По форме и виду корпус катера РБК-30 пр.337 был очень схож с обликом вельботов, шлюпок, парусных кораблей далёкого прошлого, потому что у него был ярко выраженный киль, крутой форштевень и ему только не хватало мачт, бушприта и парусов...

Открытый грузовой трюм покрывался специальным защитным тентом из прочной водонепроницаемой ткани. Из такой же ткани был специальный чехол, которым катер накрывался во время пребывания на своих ложементах на корабле в походном состоянии (свёрнутый чехол хранился в специальном ящике в грузовом трюме под бортовыми банками (скамейками, лавками) рядом с ящиком со спасательными жилетами. Почти по центру (ближе к корме) располагались: аккумуляторная батарея,  дизельный двигатель катера, органу управления двигателем и катером, а также рабочее место командира катера - рулевого. Командир катера РБК-30, он же - рулевой, стоял на площадке (рыбина) прямо над топливным баком и под ногами у него была горловина воронки для масла, а рядом (слева) маслёнка, чтобы обеспечивать работу реверс-редуктора, передающего обороты двигателя (дизеля) на гребной вал и винт катера.

Прямо перед командиром катера (рулевым) находился штурвал, который через систему тросов и блоков управлял баллером и пером руля. Слева (или справа, не помню точно) от штурвала из реверс-редуктора "торчала" длинная рукоятка управления реверс-редуктором. Справа о места командира-рулевого на специальных креплениях по правому борту располагались: ракетница с сигнальными патронами-ракетами, секретная сигнальная шлюпочная книга (в чехле), сумка с документами (на катер). Перед штурвалом вертикально располагался щиток с приборами контроля работы двигателя. Рабочее место командира катера (рулевого) спереди защищалось специальным защитным гребнем, который оберегал щиток с приборами и компас, который располагался справа от штурвала, от ветра и брызг. Площадка перед защитным гребнем была устроена в виде покатой к бортам крыши над двигателем, на которой плашмя лежал спасательный круг с линем и был установлен звуковой сигнал (гудок) катера. Справа и слева по бортам катера были две банки (лавки), на которых располагались матросы - члены экипажа катера: матрос-боцман, матрос-моторист и матрос - радист-сигнальщик.

Все внутренние помещения и отсеки катера, по периметру были ограждены невысоким металлическим комингсом (ограждением), который препятствовал проникновению воды и брызг внутрь катера. За комингсом по всей верхней поверхности катера была обустроена "верхняя палуба", которая покрывала полностью носовой отсек (форпик), узкими "дорожками" шла вдоль линии внутренних отсеков и заканчивалась на корме также узкой палубой. По всему периметру этой "палубы" располагались в нужных местах путенсы и утки - швартовные устройства. Вдоль бокового комингса моторного отсека на верхней узкой палубе по левому и правому борту катера были закреплены два багра - отпорные крюки. Отпорный крюк, "отпорник", крюк или багор - это "древко с насаженным металлическим наконечником, имеющим два загнутых рожка, а иногда между ними прямой стержень с утолщением на конце". Отпорный крюк используется, чтобы оттолкнуть нос шлюпки или катера при отходе или чтобы зацепиться за что-то при подходе и подтянуть шлюпку или катер к причалу (кораблю, судну, другой шлюпке или катеру). Володя Баранов опасно выставил отпорный крюк и упёрся грудью в древко, когда попытался остановить маятниковое качание катера на гаке грузовой стрелы кран-балки и его неизбежный удар о борт БПК "Свирепый"...

На корме катера РБК-30 (над водонепроницаемым воздушным отсеком) была широкая решетчатая банкетка, в правом углу которой располагался свёрнутый в бухту швартов (пеньковый швартовный трос). На транце катера было крепление для установки древка (флагштока) военно-морского флага катера. Здесь же (по бортам) располагался гакобортный огонь (фонарь), а под рыбиной банкетки - переносная лампа и аварийный румпель (для ручного управления рулём). Слева по борту под банкеткой располагались: чехол для двигателя и защитный тент для груза (в свёрнутом виде). Рядом с правой банкой кормового отсека располагался ящик с фонарями. Прямо под рабочим местом рулевого - парусиновое ведро и лейка. В глубине моторного отсека (справа) - огнетушитель. Слева по борту (слева от двигателя) располагался ящик с ЗИП и анкерок с запасом пресной воды. Справа от левой банки располагался осушительный насос.

В грузопассажирском отсеке катера (примерно посередине) располагалась на бортовых упорах поперечная деревянная банка (лавка). Пассажиры могли стоять в отсеке и сидеть на боковых банках (сиденьях) и на этой поперечной банке (лавке). Кроме этого в носовой части грузопассажирского отсека располагались: ящик с аварийно-спасательным имуществом (справа по борту), два кранца на коротких тросах (левого и правового борта), якорь с тросом (по центру отсека), свёрнутый тросовый гибкий трап (по левому борту). По всему катеру под рыбинами отсеков располагались пайолы - неглубокие отсеки для сбора протечек топлива, масла и воды.

На "верхней палубе" носового отсека располагались ножные леера (плотно прижатые к палубе куски пенькового троса, под который матрос просовывал носки ботинок и таким образом удерживался на палубе катера), кнехты, топовый огонь (фонарь), киповая планка - "специальная отливка, заменяющая собой швартовные или буксирные клюзы в тех местах, где не имеется фальшборта". На кормовой "верхней палубе" также имелись кормовые кнехты для швартовки катера. Кроме всего перечисленного на "крыше" моторного отсека укладывались толстые стальные короткие тросы, собранные в грузовую систему для подъёма и спуска катера посредством грузовой стрелы кран-балки БПК "Свирепый". Ну, и конечно, на катере имелся аварийный запас ("НЗ") самых необходимых продуктов питания, медикаментов и т.д. на случай, если катер будет использован как спасательное средство или потеряется в море-океане... Да! Слева по борту от рабочего места командира катера (рулевого), перед левой банкой, где сидит матрос-сигнальщик-радист, располагается небольшой осветительный прожектор - фара.

ТТХ (тактико-технические данные) большого рабочего катера РБК пр.337:

Водоизмещение, т:
стандартное: 7,65
полное: 9,9
Размеры, м:
длина: 10,9 (пр.337М – 12,8)
ширина: 3 (пр.337М – 3)
осадка: 0,7 (пр.337М – 0,73)
Скорость полного хода, уз: 7,5
Дальность плавания: 215 миль
Автономность, сут: (нет данных)
Силовая установка: 1х23 л.с., дизель 47сп8,5/1, 1 ВФШ
Грузоподъемность, чел: 50 (максимум - 80).
Экипаж, чел: 3

Катера проекта 337 строили с 1961 г. на судостроительных заводах: Феодосия, «Море», Ленинград, ССЗ №5 (затем Приморский ССЗ, с 06.1970 «Алмаз»).

Официальные данные проекта: Корпус катера РБК пр.337 трехслойный. Материалом наружного корпуса толщиной 4 мм и внутреннего толщиной 2 мм является стеклопластик на основе полиэфирной смолы ПН-3. В качестве наполнителя применена стеклоткань АСТТ (б) - 02-0. Пространство между корпусами заполнено пенополиуретаном. Киль, стрингеры под фундамент двигателя, бимсы, шпангоуты и флоры выполнены из стеклопластика с заполнением их пенопластом ПХВ-1. Система набора поперечная. Шпация 600 мм.

Две поперечные переборки толщиной 4 мм: носовая на 2 шп. (шпангоуте) и кормовая на 12 шп. (шпангоуте), переходящая в платформу, — вместе с тройным лёгким корпусом обеспечивают непотопляемость катера при заполнении грузового трюма. Фундамент двигателя выполнен в виде балок из легкого сплава АМГ-5В. Под кнехты, утки, киповые планки установлены подкрепления из стали и легкого сплава.

Механическая установка (ГЭУ) - нереверсивный судовой дизель марки 4ЧСП8,5/11 с электростартёрным пуском и реверс-редуктором. Гребной вал и трехлопастной винт правого вращения делают 700 об/мин при 1500 об/мин коленчатого вала двигателя. Два топливных бака, трубопроводы водяного охлаждения и топливной системы выполнены из лёгкого сплава.

Пост управления катером оборудован щитком с приборами управления двигателем и магнитным компасом КИ-12. Сюда выведены штурвал с рулевой машинкой, поворачивающей румпель полубалансирного руля через штуртросовую проводку, рукоятка реверс-редуктора и замыкатель звукового сигнала. Распределительный электрощиток (8-9 шп.) подает питание на топовый, бортовые отличительные, гакобортный ходовые огни, фару, переносную лампу и светильник щитка с приборами управления двигателем. Источниками электроэнергии являются генератор на напряжение 6 в, навешенный на двигатель, и аккумуляторная батарея.

Устройства. Швартовное и буксирное - носовой крестовый кнехт, два кормовых кнехта, четыре утки, две киповые планки; подъёмное - четыре путенса; леерное - два ножных леера; тентовое - две дуги и тент.

Снабжение катера. Якорь весом 10 кг с пеньковым тросом окружностью 75 мм и длиной 30 м, аварийный румпель, два пеньковых швартова окружностью 75 мм и длиной 20 м — носовой и 10 м — кормовой, четыре мягких кранца, два отпорных крюка длиной 2,5 м, трап, три шпигованных мата. Ящик с аварийно- спасательным имуществом (пластырь деревянный с мягкими бортами, пластырь металлический с прижимными болтами П6-1, дубовые клинья, сосновые пробки, листовая резина, кудель, топор плотничный, пила ножовка, рукавицы асбестовые, гвозди). Брус и доска сосновые, два огнетушителя ОМП и ОУ-3, ручной осушительный насос, парусиновое ведро и лейка, ящик с аккумуляторным и трёхцветным фонарями. Спасательные нагрудники, спасательный круг, анкерок. Пистолет ракетный с ракетами в кобуре, семафорные флажки и ответный вымпел со штоком в парусиновом чехле. Шлюпочная сигнальная книга в чехле, сумка для документов, флаг кормовой на флагштоке. Бидон для масла, воронка для масла, масленка. Чехол на двигатель, тент для груза, чехол на катер, ящик для инструмента и запасных частей к двигателю. Всё...

Не знаю как на других кораблях, но на БПК "Свирепый" как-то само собой сложилось негласное, но устойчивое во времени и пространстве мнение, что наш рабочий катер РБК-30 пр.337 - это наша надежда и спасение, наша "рабочий ослик", "мул", "добрая коняка", которая в любой момент может восстать из "стойла" и выполнить самую важную и нужную работу. Никогда и никто из личного состава экипажа БПК "Свирепый" не сказал ни одного плохого или обидного слова про наш рабочий катер РБК-30, наоборот, все очень жалели его, когда он бился в подвешенном состоянии о борта и надстройки нашего корабля, спрашивали о его состоянии, как о здоровье раненного человека. Наш катер РБК-30 пр.337 был не просто рабочим катером, он был нашим членом экипажа, нашим другом, товарищем, братом...

Рабочий катер РБК-30 пр.337 БПК "Свирепый" располагался на верхней палубе корабля по правому борту позади правого торпедного аппарата ЧТА-53-1135. рядом с надстройкой, на которой располагались РЛС систем целеуказания и наведения ракетного и артиллерийского оружия корабля. Здесь катер не мешал в использовании оружия и удобнее всего было спускать катер на воду и поднимать его грузовой стрелой кран-балки. Катер РБК-30 пр.337 устанавливался на специальные ложементы, места или кильблоки и крепился походными креплениями - найтовами, соединенными между собой захватами. Криволинейная поверхность кильблоков (ложементов) повторяла обводы корпуса катера и он прочно и плотно садился в них. Найтовы, изготовленные из отрезков стальных тросов, посредством коушей соединялись такелажными скобами с талрепами, которыми обтягивались (натягивались) найтовы. Найтовы поперёк обхватывали корпус катера сверху, соединялись с бортами катера специальными захватами и крепились к верхней палубе корабля за палубные обухи. Кстати, чтобы обеспечить быструю отдачу найтовов и освобождение катера от креплений перед спуском, на конце найтовов у палубных обухов имелись специальные глаголь-гаки (откидные запоры).

Большинством моряков - классных специалистов своего дела по своим воинским специальностям - как-то легко, легковесно относятся к правилам спуска и подъёма на корабле плавсредств (катера, шлюпки, спасательных плотов и т.д.). Ну, что такого? Поднять и опустить... и всё. Однако, морская практика выработала обязательные, естественные и неизбежные правила, обеспечивающие безопасность спуска плавсредств на воду и подъёма их на корабль. Вот эти правила... (данные из книги "Справочник по морской практике", Воениздат, Москва, 1969):

- перед спуском плавсредств на воду снять с них чехлы и походные крепления;
разнести носовые и кормовые фалини или завести специальные оттяжки, чтобы с их помощью удерживать катер или шлюпку параллельно борту корабля при спуске и после её посадки на воду;
на волнении при использовании поворотных шлюпбалок рекомендуется вываливать за борт сначала корму, а затем нос шлюпки;
- спуск (подъём) плавсредств по возможности производить с подветренного борта, когда корабль не имеет хода;
- перед спуском на катер или шлюпку посылают 2-3 человек для работы крюками, чтобы предотвратить удары о борт корабля во время спуска на качке, а также для выкладки блоков талей шлюпбалок или отдачи стропов стрелы;
- при спуске (подъёме) плавсредств люди, находящиеся в них, должны быть одеты в спасательные жилеты и держаться за шкентели с мусингами (стропы);
- если катер или шлюпка на корабле закреплены по-походному на шлюпбалках или шлюпка приготовлена как спасательная, то для их подготовки к спуску достаточно отдать палубные и цепные стопоры;
- посадка назначенной на катер (шлюпку) команды может производиться до начала спуска, когда плавсредство будет стравлено до уровня палубы, или после спуска его на воду по шторм-трапу или шкентелям с мусингами;
- при спуске или подъёме плавсредств на большой волне можно их удерживать от размахов на качке с помощью подкильных концов; в этом случае плавсредства крепят к подкильным концам скобами и быстро отдающимися стройками, заведенными за банки, утки или кнехты;
- при значительном волнении окончательный спуск плавсредств на воду следует производить после прохода наиболее развитых волн на подошву волны (в промежуток между гребнями), своевременно сообщив достаточную слабину лопарям (шкентелю стрелы);
- если корабль имеет движение вперед, то сажать на воду катер или шлюпку во время спуска нужно с небольшим дифферентом на корму и выкладывать первыми кормовые блоки талей (стропы); если корабль движется назад, то следует поступать наоборот;
- перед подъёмом плавсредств на борт первыми закладывают гаки талей (стропы), обращенные в сторону движения корабля;
- гребцы, назначенные на выкладку (закладку) гаков талей (стропов), должны располагаться по отношению к подъёмному устройству всегда внутри шлюпки или катера; блоки (подвески) следует удерживать руками за щёки, чтобы пальцы рук не попали под лопари; при спуске плавсредств нужно быстро отдавать гаки и выводить блоки (подвески) за борт, при подъеме — удерживать их в рабочем состоянии до набивки лопарей (шкентеля), не допуская их перекручивания; носки гаков подъемных устройств должны быть заложены внутрь шлюпки или катера;
- после спуска на воду шлюпку или катер необходимо отвести от борта, используя для этого фалини (походный конец) и руль, чтобы не попасть под кормовой подзор - на винт корабля;
- перед подъёмом плавсредств в свежую погоду на них обязательно следует подать конец, который на шлюпке продевают через рым носового фалиня и крепят шлюпочным узлом за вторую банку, а на катере — через носовую киповую планку и крепят за кнехт (утку); при необходимости (наличие у корабля заднего хода) на корму катера или шлюпки подают второй конец; на этих концах или поданных на борт корабля собственных фалинях катер или шлюпка подводится под тали или стропы для подъёма на борт. 

Наш малый корабельный рабочий катер РБК-30 проекта 377 имел корпус из стеклопластика длиной 8,5 м, шириной 4,2 м, высоту борта в миделе – 1,31 м, высоту габаритную с фарой-прожектором – 1,76 м, межгаковое расстояние – 6 м, вместимость максимальную – 22 чел, грузоподъёмность – 2 т. Катер мог идти по спокойной воде со скоростью 7 уз, потому что имел силовую установку-дизель мощностью 25 л.с. Эти малые корабельные рабочие катера пр.337 с корпусом из стеклопластика начали создавать в 1962 году на судостроительном заводе им. Н.И. Носенко и планировали оснастить ими противолодочные крейсеры проекта 1123. Катера пр.337 показали себя очень надёжными, манёвренными, простыми и экономичными в эксплуатации. По официальным данным катер подвергали всесторонним проверкам. Их сбрасывали в воду с двухметровой высоты, таранили форштевнем гранитную стенку на скорости в 3 уз, ставили на 16 часов на две опоры под нагрузкой, больше его подъёмного веса на 25%. Измерения прочности корпуса катера после всех испытаний показали его сохранность и отсутствие деформаций. Стеклопластиковый корпус с добавками пигментных смол не нуждался в покраске и чистке, потому что морская живность к нему не прилипала и не обживала его корпус. Пластиковый корпус катера не подвергался коррозии и рассыханию, был приспособлен к дезактивации химически активными веществами.

Малый или большой корабельный рабочий катер проекта РБК-30 337 предназначался для спасения моряков, доставки людей и груза на берег и соседние корабли (суда), для постановка корабля на бочку и якорь, а также для высадки абордажных команд, десанта и подъёма с воды пострадавших, терпящих бедствие, предметов и иных плавающих объектов. С февраля 1963 года эти катера, а также их модификация РБК пр.338П были приняты на вооружение Военно-Морским Флотом СССР. Первые модифицированные стеклопластиковые катера РБК пр.338 были установлены на новостроящихся ракетных крейсерах проекта 58.

В 1973 году в соответствии с «Системой вооружения ВМФ катерами», крымский судостроительный и судоремонтный завод в Феодосии модернизировал катера пр.337 и пр.338П с добавлением в прослойку корпуса катера вспененного пенополиуретана. Кроме этого был изменён наклон форштевня, убраны плоские местные участки обводов и уменьшены габариты катера в корме в районе винта. Для защиты людей и грузов от забрызгивания и низких температур над трюмом катера были установлены палуба с переходом в кап и обогреваемая ходовая рубка с использованием тепла двигателя. Вход в ходовую рубку нового модернизированного катера РБК пр.338М был с кормы из небольшого кокпита. Для обеспечения погрузочно-разгрузочных операций над трюмом была установлена большая створчатая крышка, а также улучшена защита винто-рулевого комплекса, усовершенствовано спускоподъёмное устройство, конструктивно усилен корпус. Именно такой большой рабочий катер РБК пр.338М БПК "Свирепый" получит и будет хвастаться им на военно-морском параде в Ленинграде 8 мая 1990 года...

Фотоиллюстрация: 22.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый". ЧП (чрезвычайное происшествие) с корабельным рабочим катером РБК-30 пр.337. Схема и обустройство большого рабочего катера РБК-30 пр.337 БПК "Свирепый". Обозначения на схеме: 1 — тент; 2 — чехол на катер; 3 — двигатель; 4 — спасательный круг; 5 — звуковой сигнал; 6 — щиток с приборами; 7 — штурвал; 5 — флажки и ответный вымпел; 9 — ракетница; 10 - шлюпочная сигнальная книга; 11 — сумка с документами; 12 — рукоятка реверс-редуктора; 13 — гребной вал; 14 — флагшток; 15 — гакобортный огонь; 16 — переносная лампа; 17 — аварийный румпель; 18 — винт; 19 — руль; 20 — швартовы; 21, 54 — кранцы; 22 - банкетка; 23, 42 — путенсы; 24, 40 — утки; 25 — ящик с фонарями; 26 — топливный бак; 27 — парусиновое ведро и лейка; 28 — масленка; 29 — воронка для масла; 30 — компас; 31 — реверс-редуктор; 32 — огнетушитель; 33 — аккумуляторная батарея; 34 — бидон для масла; 35 — спасательные нагрудники; 36 — мат; 37 брус и доска; 38 — бортовая банка: 39 — поперечная банка; 41 — ящик с аварийно-спасательным имуществом; 43 — отличительный огонь; 44 — топовый огонь; 45 — чехол на двигатель; 46 — кормовой кнехт; 47 — тент для груза; 48 — осушительный насос; 49 — анкерок; 50 — фара; 51 — отпорный крюк; 52 — ящик с ЗИП; 53 — пайолы; 55 — якорь с тросом; 56 — трап; 57 — носовой кнехт; 58 — ножной леер; 59 — киповая планка.