У Саввы на стороже

Алекс Нефедов
Горечь разочарования и искреннее удивление по поводу того, что современной Церкви важнее прибыль, а не сохранение русского архитектурного и духовного достояния, что бизнес важнее веры – таков результат моего долгожданного посещения легендарного Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом.
Совершенно точно помню, что первый раз я попал сюда почти тридцать лет назад – летом 1990 года. Это было стандартное редакционное задание главного редактора официальной газеты Мособлсовета и обкома партии Московской области «Ленинское знамя», где я только что начал работать спецкорром. Был назначен директор Звенигородского архитектурно-художественного музея и мне предстояло сделать с ним большое интервью. Тогда я и предположить не мог, что с музеем, располагавшимся тогда в стенах святой обители, мне предстоит дружба длинною в десять лет, а с его теперь уже бывшим директором, нынешним убелённым сединами академиком и доктором наук Владимиром Васильевичем Ковтуном мы дружим, крепко дружим до сего дня!
Почти за десять лет моей работы в областной газете я был в Саввино-Сторожевском монастыре несчитанное количество раз. Где-то на даче в архивной комнате хранятся кипы буклетов, которые были выпущены за эти годы по инициативе неугомонного директора, всякие значки и медали – можно сделать целую выставку. За эти годы я написал десятки репортажей – получилась своеобразная газетно-летописная история возрождения монастыря и развития музея, получившего статус заповедника. Позднее, директор жалел и признавался мне, что привлекая спонсоров (это было не только модно, но и реально в 1990-е годы), выигрывая разные конкурсы и получая гранты на восстановление монастыря, реставрацию уникальных иконостасов, он приближал конец музея-заповедника. Так и получилось. В конце 1990-х годов монастырь окончательно передали в ведение РПЦ, а большую часть музейной экспозиции вывели из стен обители. Лично был свидетелем, как приезжавшие на дорогих иномарках, с массивными золотыми цепями и крестами на груди, с дорогими мобильниками в руках (тогда мобильник был ещё для большинства народа недоступной роскошью, сам два года накануне миллениума бегал с пейджером) вели себя с музейными работниками даже не высокомерно, а откровенно грубо… Последний раз я был здесь 23 августа 1998 года. В этот день в рамках празднования 600-летия святой обители состоялась многолюдная церемония во главе с высшими церковными иерархами переноса из московского Свято-Данилова монастыря чудом сохранившихся мощей Саввы Сторожевского. Тогда я был здесь уже не в статусе простого журналиста, а членом официальной делегации Правительства Московской области как один из руководителей центральной областной газеты и представитель правления Союза журналистов Подмосковья. Менее чем через полгода я был приглашён на должность первого замглавреда газеты Правительства Москвы «Тверская,13» и на целых 17 лет мои связи с Подмосковьем прервались…
… И вот наступил долгожданный день. Дорогой я вспоминал, какое неизгладимое впечатление произвёл на меня монастырь, когда я увидел его впервые. Как сквозь зелень деревьев едва проступали контуры могучих стен и башен, затаившихся на крутом холме. Как поразили меня своей древностью храмы и кельи, палаты Марии Ильиничны Нарышкиной – супруги богомольного царя Алексея Михайловича, превратившего обитель в свою «молельную резиденцию». В моём воображении тогда возникали картины событий, разворачивавшихся около этой твердыни духа – «Звенигородское дело» осени 1812 года, «Звенигородский мятеж» весны 1918-го… Пересказывать историю обители и города здесь нет смысла. Важно эмоциональное состояние человека, увидевшего впервые это чудо от которого так и веяло тогда древностью и истинной святостью.
…Теперь состояние давнего восторга от соприкосновения с первозданной, пусть слегка и «отмеченной» духом времени обители, сменилось разочарованием. Началось разочарование с самого Звенигорода, за последние годы утерявшего свой шарм маленького традиционного провинциального городка. И нет ничего удивительного в том, что (здесь я уже как профессиональный журналист цитирую фрагмент официальной позиции, изложенной на одном правительственном сайте) «До 2010 года Звенигород имел статус исторического поселения. Приказом Министерства Культуры РФ от 29 июля 2010 года № 418/339 город был этого статуса лишён. Ныне уникальный археологический комплекс со всех сторон застраивается многоэтажными жилыми районами: Восточный, Южный и Супонево, а также малоэтажным элитным жильём».
Следующим разочарованием стал монастырь. Да, памятник Савве Сторожевскому впечатляет. Да, появилась большая автостоянка, правда, варварски замусоренная пластиковыми бутылками, мятыми пачками из-прод курева и обёртками от различных продуктов. Да монастырские стены побелены и многочисленные указатели облегчают ориентацию паломникам. Но... Но зачем в самом монастыре и вокруг его стен такое количество лавок? Уже на подъезде к обители вас встречает целый городок монастырских ларьков со всякой снедью, внутри обители трудно найти точку для фотосъёмки без торговой вывески. Перед главным входом построен огромный, из дорогих оцилиндрованных брёвен, павильон-дворец по продаже монастырских харчей. Конечно, каждый желает купить на память сувенир и отведать кваса или ароматного свежеиспеченного хлеба. Но ставить торговлю во главу угла… Превращать монастырь в одну большую лавку…
…У свечного ящика в главном монастырском соборе мы так никого и не дождались, свечи не купили, у древних образов их не затеплили. Зато в каждом ларьке заметили бойких продавцов и продавщиц отнюдь не богобоязненного вида. Да и вид рабочих явно не православного вероисповедания, снующих по территории и говорящих на до боли знакомом языке среднеазиатских гастарбайтеров, ещё больше усугубил негативное настроение. Нет, не такой мне виделась встреча со славной обителью. Не таким я хотел увидеть Звенигород, связанный с именами Чехова и Левитана, Шаляпина и Танеева, Пришвина и...
Прости меня святой Савва, простите князь Юрий Звенигородский, простите государи-самодержцы, что так много сделали в своё время для обители, простите добрые христиане, если я обижу вас, - но. Но осталась в сердце моём не радость от соприкосновения с центром духовности, а горечь от … Впрочем, какое это имеет значении? У Бога всего много, да и у Церкви чад предостаточно...

P.S.
Конечно, это откровенно субъективный очерк, который отражает взгляды автора, совершившего путь/путешествие во времени и пространстве от православия к гностицизму. И наверняка воинствующие православные со мной согласны не будут и выдвинут массу контраргументов. Да ради Бога, но вступать в дискуссию не стану. Трезвомыслящие люди старшего поколения наверняка смогут вспомнить/оценить как разительно отличается духовенство конца прошлого века от тех батюшек, что теперь разъезжают на дорогих иномарках, строят рядом со своими храмами особняки-дворцы и ездят паломнически отдыхать преимущественно по святым местам Западной Европы. Впрочем, наш народ и не такое терпит...