Эстафета. Охота на слова

Александр Ерошкин
 

В 1956 году наш класс перешёл из начальной в семилетнюю школу. Школа была небольшой, деревянной, с высокими окнами и высокими потолками. Вдоль всего здания протянулся коридор, упирающийся в спортивный зал. В коридор выходили двери пяти классных комнат, пионерской, учительской, мастерской, перегороженной на две части для занятий столярным и слесарным делом, квартиры сторожихи и раздевалки. Сразу за учительской стоял большой фанерный буфет, где во время перемены можно было купить школьную булочку за 20 копеек, коржик  и чай с сахаром за 16 копеек. В коридоре висел стенд с газетой «За учёбу», Правила поведения и Порядок эвакуации при пожаре. Перед занятиями вся школа выстраивалась в коридоре на зарядку. Один раз зарядку провёл сам директор – Марков Анатолий Зиновьевич, а потом - парни из седьмого класса.

А вот школьные линейки по понедельникам директор проводил исключительно сам, на них присутствовали все ученики, все учителя и даже сторож и технички. И вот однажды от директора поступило предложение подавать идеи по оформлению школьного коридора. Кто-то громко пошутил, «чтобы нескучно было, когда с урока выгонят». И директор эту фразу  повторил потом многократно.

 Вскоре на стене со стороны седьмого класса  полосой вывесили плакаты «Это будет в шестой пятилетке» по Директивам  шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1956—1960 годы. А на линейке нам объявили, что поддержана идея  создать школьную Третьяковку, а для этого из цветных журналов нужно приносить репродукции картин художников. Вскоре в пионерской комнате появились большие щиты, обтянутые тканью, а на одном из столов возле стены стопками  лежали репродукции из «Огонька» и других журналов. Мне нравилось их рассматривать, потому не раз оставался после уроков, чтобы выбирать картины по именам художников и времени их проживания. В отдельные папки складывали репродукции на одну тему. У нас цветных журналов не было, я ничего не мог принести, но помогал раскладывать, попутно читал о художниках. Помню, я собрал папки репродукций картин Левитана, Перова, Саврасова и Дейнеки.

Художники были очень разными, но я мог из большой пачки картинок выбрать нужные, потом смотрел на подписи и удивлялся, что выбрал точно. «Все мы родом из детства», - говорил Антуан де Сент-Экзюпери. Я очень благодарен школе, что она помогла развить мне навыки, которые пригодились на всю жизнь.

А картины Дейнеки отличались от большинства того, что рисовали в прошлом. Он был художником советской эпохи, а потому его полотна жизнеутверждающие. Он много рисовал спорт, игры под открытым небом, купающихся и загорающих.

Больше других мне нравилась картина «Легкоатлетическая эстафета по Садовому кольцу». Она написана в 1947 году. Я не знаю, откуда такая уверенность, но эстафета проходила в воскресенье. Я тоже родился в тот год во второе августовское воскресенье. Это был яркий солнечный день и кругом были улыбчивые лица, Потому я верю во всё хорошее. А картина была такой же большой, как доска в нашем классе, три метра в длину, два в высоту.

Художник Александр Дейнека создал картину после возвращения из поездки в Вену. В 1947 году он проживал в доме 25 по улице Чайковского, легкоатлетическая эстафета проходила рядом по Садовому кольцу.  Замысел художника — воспроизвести множество фигур, помещённых в реальную, хорошо узнаваемую городскую среду.

В Кыштыме в начале мая каждого года проводился спортивный праздник – легкоатлетическая эстафета. Сам я не бегал, но часто наблюдал, а ещё был в командах организаторов и в Кыштыме, и в Челябинске. Это были праздники, после которых, как мне казалось, легче дышится, хочется летать.
В Кыштыме с 1954 по 1964 год я не пропустил ни одной эстафеты. В школьных бегал сам, в городской – никогда. Пока учился в институте, ходил смотреть эстафеты в Магнитогорске. Литфак не был спортивным факультетом, к спортивным достижениям не стремился. Когда я поступал, то среди абитуриентов было много девчонок со спортивными значками чемпионов общества «Урожай» и второразрядников. А когда мы стали учиться и меня вдруг избрали физоргом факультета, я с удивлением обнаружил, что спортсменов у нас нет. Были несколько, но они заявились на кафедре физкультуры, а к делам факультета отношения не имели.

 А что это я вдруг вспомнил про свою спортивную общественную работу, которой по сути не занимался? Так иногда составлял списки и заявки перед институтскими соревнованиями и подписывал «бегунки» нескольких профессиональных легкоатлетов и одного гимнаста на получение дополнительного питания. А через год на первом курсе появился Володя Дейнеко, его назначили моим заместителем, и он по сути меня заместил на все оставшиеся годы учёбы.

Я у него спрашивал, не родственник ли он московскому художнику Александру Дейнеку, он слышал о таком, но ни одной картины его не помнил.

Александр Дейнека писал, что на создание картины «Эстафета по кольцу „Б“» его вдохновила легкоатлетическая эстафета, проходившая по Садовому кольцу («Кольцу „Б“») в мае 1947 года. Такие забеги художник наблюдал своими глазами ещё в 1930-е годы, а после их  возобновления после войны  сделал много набросков, на их основе и  написал  большое полотно, над которым работал «с особым удовольствием». Он писал о картине:
«Это событие связано с Москвой. И впервые для меня тема спорта решена среди архитектуры Москвы. Это вполне конкретное место — Садовое кольцо, около улицы Чайковского. Писал я эту картину в 1947 году. За эти годы Москва так сильно изменилась! Появились высотные здания, новые дома. И моя картина стала в какой-то степени исторической».

В Википедии я уточнил, что первый забег Легкоатлетической эстафеты по Садовому кольцу организовала 2 мая 1922 года Главная школа физического образования трудящихся, но после 1924 года её организаторы переехали в Ленинград. В 1927 году эстафету возродили газета «Вечерняя Москва» и её репортёр Герман Колодный. Он не только убедил главного редактора возобновить эстафету, но и на свои деньги приобрёл в антикварном магазине серебряный ларец с инкрустацией, ставший переходящим призом. Состязания проводились ежегодно. Маршрут, длина дистанции и количество участников были разными. Эстафета проводилась даже в годы войны.

В 1947 году главным судьёй Легкоатлетической эстафеты по Садовому кольцу был генерал-полковник авиации Михаил Громов. Успешней всех выступили представители спортивного общества «Динамо», среди которых были чемпион Европы Николай Каракулов и двукратная чемпионка Европы Евгения Сеченова, а также чемпионка СССР по легкоатлетическим дисциплинам и обладательница Кубка СССР по хоккею с мячом Александра Чудина.

Когда я работал в школе учителем русского языка, мне очень хотелось в четвёртой четверти написать со школьниками сочинение по картине Александра Дейнеко, но ни одной хорошей репродукции я не смог отыскать ни в методкабинете гороно, ни в библиотеках. Помню, что предложил для описания другую картину – «Оборона Севастополя», написанную художником в 1942 году. Но это была другая тема.

В 1977 году я переехал в Челябинск, стал работать в газете на Челябинском тракторном заводе и, естественно, вскоре оказался в числе организаторов заводской эстафеты, которая по сути стала районной. Несколько раз ходил на праздник с сыном. С ним мы наблюдали и за городской эстафетой. Хожу время от времени смотреть разного рода спортивные праздники и  в Дюссельдорфе. Богато обставлены, хорошо экипированы спортсмены, очень чёткая организация, но нет того вдохновения, какое было на эстафетах с мои молодые годы.

В мае 2012 года я был на эстафете в Челябинске. Чёткая организация. Хорошее оформление. Хорошие результаты. Но команд мало, участников немного, а зрителей почти нет. Я стоял на площади возле гастронома (сейчас гастронома там нет, торгуют какими-то дорогими тряпками, я туда не захожу), зрителей можно было пересчитать по пальцам.
- В чём дело? – спросил я у знакомого спортсмена с ЧТЗ, моего ровесника. Когда-то я хорошо его знал. Я его фамилию не смог вспомнить. А он меня вспомнил.
- В наше время в эстафетах выступали наши знакомые, они работали рядом с нами, у станков, за столами конструкторов, в бюро. Мы их знали по именам и поддерживали. Помнишь, Платонов первый этап бежал?
Платонов Валерий Михайлович был генеральным директором. Бегал он в молодости, когда работал молодым специалистом.
- Я в то время ещё не жил в Челябинске. Встречался с таким фактом, когда собирал материалы для истории завода.
 - А сейчас бегают только профессионалы. Их с малолетства отбирают и воспитывают. Они люди не интересные, с ними и поговорить не о чём. Потому на них и не ходят.

Вот примерно такой был разговор. Мы не раз расходились, побывали со всех сторон, обратили внимание, что вблизи телекамер стоят молодые люди с плакатами и флагами, иногда они по команде начинали выкрикивать речовки и демонстрировать радость и плакаты.
- Теперь не только спортсмены-профессионалы, но и зрители профессиональные, похоже, они получают за это, потому и не расходятся.
- Да, фанаты – это зрители-профессионалы.

Что ещё вспомнить о картине Александра Дейнеки? Эскизы и наброски к картине переданы в региональные музеи и картинные галереи, например, в Курск и  Томск. В те августовские дни, когда я родился, художник стал действительным членом Академии художеств СССР, а через  год эту картину выкупила у художника Третьяковская галерея.

Картина была неоднократно представлена на выставках:
на Всесоюзной художественной выставке в 1947 году в Москве, а после
в Берлине, Дрездене и Будапеште, в Ленинграде, в Лондоне, в Сан-Паулу, в Гаване.

Теперь о слове ЭСТАФЕТА. Вот коротко из Википедии:
Эстафе;та (фр. estafette — «нарочный, посыльный, курьер») — совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции. В лёгкой атлетике переход с этапа на этап осуществляется передачей эстафетной палочки (стадионные виды) или ленты (экиден); в лыжных видах — физическим касанием рукой атлета следующего этапа, в плавании — касании бортика. Задача эстафетной команды — первой добраться до финиша.
Слово эстафета происходит от понятия конная эстафета — скорая почта, посылка нарочных верховых гонцов[1].
Разнообразные виды эстафет:
• входят в программу соревнований профессиональных атлетов в таких видах спорта как биатлон, лёгкая атлетика, плавание, конькобежный спорт, спортивное ориентирование.
Эстафетами также называют:
• любительские спортивные мероприятия
• общественно-политические мероприятия
Эстафеты — популярнейший и зрелищный вид спорта, который входит в программу Олимпиад с 1900 года (плавание), с 1908 года (лёгкая атлетика), с 1936 года (лыжные гонки).