Бирюков Александр Андреевич

Михаил Памшев
БИРЮКОВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ

Московский  технологический институт лёгкой промышленности (МТИЛП)  я закончил в 1959 году. Теперь он называется Российский государственный университет технологии и дизайна (РГУТД) имени Косыгина А.Н. Учился я вместе с Бирюковым А.А.. Долгое время он был Министром лёгкой промышленности Российской федерации. Его должностной список огромный: президент ОАО «Рослегпром», президент Российского объединения работодателей лёгкой промышленности, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).


Александр Андреевич прошёл трудовой путь от мастера до министра и президента ОАО «Рослегпром». Талантливый организатор, умный стратег, неподражаемый оратор, верный семьянин, оптимист и друг с исключительным  чувством юмора. Почти 60 лет посвятил Бирюков работе в лёгкой промышленности.


Хотя мы учились в оной группе и жили в одном общежитии, наша дружба с Александром началась, когда мы проходили преддипломную практику в Ленинграде на знаменитой, огромной обувной фабрике «Скороход». С нами практику проходил и монгол Авирмид Жадамбын. Жили дружно, нескучно. С Александром ходили к девкам. После окончания вуза все мы в соответствии с направлениями разъехались по разным городам.



Сам я работал  на обувной и кожгалантерейной фабриках Новосибирска.  Два года был в длительной  командировке в Югославии (теперь такой страны уже нет) и три года в Польше. В этом помог и Александр. В Новосибирске почти 10 лет я работал преподавателем в филиале МТИЛП. Вместе с Прохоровым Владимиром Тимофеевичем создавали лабораторию и организовывали учебный процесс по технологии производства обуви.


Когда я работал в Новосибирском филиале МТИЛП, студентов на практику направляли  на обувные фабрики, расположенные по всей стране. Преподаватели выезжали для контроля прохождения практики. Проезд даже самолётом стоил тогда очень и даже очень не дорого. С этими проверками я объездил всю страну. Часто было так, что руководителями предприятий были мои однокурсники. Попробовал я встретиться с Александром. Я знал, что он был направлен на работу в Кострому мастером.  Однако Бирюкова я там не застал, но он оставил хорошие воспоминания о себе. Поработал мастером, начальником цеха, директором. Из Костромы его отправили в длительную Командировку в Британию  для закупки оборудования  по производству обуви.  А затем  назначили директором вновь построенной обувной фабрики. Огромное предприятие с огромными конвейерами. Мощность предприятия 10 миллионов пар обуви в год. Мне показалось, что предприятие чересчур огромное, неуютное, шумное. Такая же фабрика была построена в Райчихинске. И я там был, а Бирюкова в Челябинске  не встретил, его перевели в Москву заместителем министра лёгкой промышленности  РСФСР, тогда ещё существовал СССР. Работая в Челябинске, Бирюков  приглянулся одному из партийных работников Челябинской области, которого перевели в аппарат Центрального комитета КПСС , он же и порекомендовал Бирюкова в Минлегпром. Было это в 1973 году. С того времени Александр Андреевич работал в Минлегпроме до самой смерти в 2018 году.

 
В городе  Троицке Челябинской области была обувная фабрика, и руководил ею наш выпускник и друг Бойцов Виктор Иванович. С ним мы 3-4 года прожили в одной комнате общежития.  Следует отметить, что прожить в общежитии равносильно учёбе во втором университете. Позднее Виктор работал главным инженером Роскожобувьпрома. Трудолюбивый, требовательный, хороший организатор. Занял Виктор эту должность благодаря Бирюкову.


Наша встреча была омрачена тем, что умер наш однокурсник и сосед по общежитию Федюшин Николай Антонович. Он был назначен директором фабрики по производству спортивной обуви в Москве. Спортивная обувь в нашей стране была в огромнейшем дефиците. Была закуплена лицензия по производству спортивной обуви «Адидас». Были приглашены зарубежные специалисты. Николай с огромной ответственностью взялся за порученное ему дело. Не выдержало сердце. Умер по дороге домой с работы. Жил Николай  недалеко от фабрики, ходил пешком.


Мы выпускники 1959 года каждые 5 лет проводили встречи. Организацией занимались Орлов Владимир (он долгое время работал в Госплане) и Левин Мирон. Последняя наша встреча состоялась через 35 лет после окончания МТИЛПа. Было это в 1984 году. Ой, как это давно было! Александр Андреевич всегда приходил на эти встречи. Ждали и приветствовали его с подобострастием. Он не опаздывал. Обращались к нему по имени отчеству и на Вы. Заслужил.

 
Ко дню встречи я готовил витраж с фотографиями. Особым интересом пользовались фотографии, сделанные на целине. Туда нас  направили перед началом четвёртого курса сроком на один месяц. Такая командировка для нас была каким-то хитом. В «Прозе.ру» я опубликовал рассказ «На целине». К сожалению, у меня эти фотографии не сохранились. Да мы и сами тоже не сохранились. Возраст-то у нас более 80!


Давно я перестал бывать в Москве, потерял все связи со своими однокурсниками. Пытался разыскать своих друзей через интернет. Увы! Лет пять назад нашёл, что есть Бирюков А.А. и ещё работает, перечислен весь букет занимаемых им должностей. Раньше, когда я работал, часто ездил в Москву и непременно заходил к Бирюковым. У Александра была замечательная тёща и жена. Сам он очень остроумный, хлебосольный. С большим удовольствием бывал у них на Кутузовском проспекте.


Пару раз в году я заглядывал в интернет. Заглянул и 4.01.19, увидел, что умер мой друг Александр 25.07.18. Меня одолела скорбь. Предался воспоминаниям, просмотрел имеющиеся у меня фотографии, и приступил к записям. Нашёл только старые фотографии нашей неповторимой молодости. Приступил к записям.
Сам я зарегистрировался в одноклассниках. Небольшие рассказы публикую на сайте «Проза.ру».