Сергей Лукьяненко. Сумеречный дозор

Антон Шишкодремов
Фантастика фантастикой, но по новой книге Лукьяненко всегда можно понять, чем он занимался все последнее время. Жизнь, конечно, тяжелая. Ох, трудно нести этот крест, прямо-таки невыносимо, быть российским писателем-фантастом. Никакие бегающие глазенки не выдадут того чувства вины перед бедными елками, что в избытке нарубили, чтобы напечатать эти миллионы тонн никому не нужной макулатуры. Приходишь в книжный, там отдел "Российская фантастика" напоминает столб советских времен с красочной картинкой, изображающей череп. Так влезешь еще ненароком. Да так, что спуститься будет проблематично. Занесет на какой-нибудь уровень сумрака.

Читал я Дозоры, каюсь. Был я в прошлой жизни жертвой рекламы. Но, нужно заметить, что господин Лукьяненко в части органичности текстов и вообще, литературности их, значительно со временем прибавил, не знаю, может кто помогает, наверняка завел себе давно Пятницу, но эти отсылки к популярным советским книжкам узнаваемы и не напрягают, насколько понимаю, мозг аудитории. То у него Стивенсон всплывает, то мультик какой, значит читает и смотрит, культурный типа. "Сумеречный дозор" в этом отношении является как бы переходным трудом, в нем нет уже явной дешевизны 90-х с одной стороны, с другой же - нет и явного коммерческого подтекста, сделавшего творчество Лукьяненко итоговым мылом. На этом пике автор успел написать еще "Последний дозор" и самый последний, и вот теперь последний, вдохнуть вольный воздух высот, перед тем, как снова ухнуть в пропасть уже иной идеологической формации.

По "Сумеречному дозору" видно, что Лукьяненко побывал в печально известном комплексе "Алые паруса", том самом, где одно из строений пошло трещинами и пустынные холлы которого до сих пор являются грустным символом эпохи. В дальнейшем у него начнется сложнейшая жизнь отелей, пабов, аэропортов, снова пабов и опять пабов. Написал бы уже откровенный шлягер на тему пива, Бэнкс написал подобный о виски. Но в данной книге еще есть какой-то босяцкий романтизм простого советского человека с бутылкой пива из подворотни. И вот этот фетиш еще у него, вещизм всуе. Открываешь ридер, а он "Лукьяненко бук" зовется (руками не трогать), смотришь на дорогу, а там какой-нибудь "Лукьяненко-мобиль" едет, в простонародье "Запор-Лукьянеко-Ушастый". Водка "Лукьяночка" есть ли? Наверняка есть.

Вся эта тема с уровнями напоминает мне какую-то игрушку, где ты со временем становишься лохом 82 уровня, заслуженным и с красивой платной аватаркой. В "Сумеречном дозоре" все это достигает своего смыслового апогея. Городецкий (главный герой) косит под простачка, но нам, дожидающимся у служебного входа Ночного Дозора своих контрамарок, и так понятно, что настоящее имя Городецкого сумеречное и имя ему Лукьяненко. Как-нибудь не даст пропасть своему альтер эго. В кино, конечно, пришлось заменить этот образ на более интересный дамам. Чего доброго застрянет толстый живот на каком-нибудь уровне сумрака и будет торчать там до тех пор, пока не истлеют все бумажные книги в разделе российской фантастики.

Баба-яга Алина, которая очень удачно вписалась в пейзаж на манер русских сказок в "Сумеречном дозоре" наверняка придумала бы Лукьяненко более оригинальное сумеречное имя. Не "пейсатель", а что-то типа "нескончаемый". Читал я Конкретно Последний Дозор. За ним был Отвечаю, Вот Это Самый Последний Дозор. Потом вновь Окончательный Дозор. И так далее, по принципу Кобзона, который десятки раз, уходя на пенсию, со всеми прощался.

Мне кажется противоречием тот факт, что нынешнее ограничение потребления алкоголя в нашей стране связано с рождаемостью. Спиртного, как мы знаем и по "Сумеречному дозору" особенно, избегают именно вампиры. Но наша бормотуха по определению делает тебя ближе к миру давно почивших, никто твою кровь потом сосать не сможет (жены уж точно, с пьяными стараются не связываться). Что я хочу сказать, спиртное духовно нас объединяет с миром вампиризма, хотя и физически все наоборот. Как сказал классик, "вино помогает человеку мечтать, но мешает эту мечту сделать былью".

Сам я тоже выполз из любителей русского рока. Потому что это не музыка, а идея. Но все это на страницах "Сумеречного дозора" и других дозоров мне видится чем-то левым, невероятно дешевым и низкопошибным. Цитируя тексты песен, Лукьяненко откровенно попытался подкупить аудиторию. Способ коммерчески верный, но слишком уж характеризует писателя. По этому поводу продолжать не буду, давайте представим, что здесь уже побывала цензура и за ерофеевской фразой " и немедленно выпил" следует длинное и всеобъемлющее многоточие.

И вот еще что. Ночной Дозор все тычет всем в глаза, что у них офис дешевый на Соколе. Подозреваю, что дело не в дешевизне, а просто глава Дозора Гессер живет где-то поблизости. Чего ему лишний раз тревожить сумрак и далеко ездить. А, к слову говоря, та местность знаменательна целыми кварталами, куда селили Союз Писателей. Так что уж, не очень скромно, да. Плох тот оборотень, что не мечтает стать Гесером. Плох того Гесер, что раскрыл народу свое место жительства.

Это третья по счету книга в стандартном перечне Дозоров. Сколько их там сейчас по счету, сказать затрудняюсь, да и не хочу этого знать, ибо читать очередные давно уже бросил. Как без помех переместиться сразу в тепленький и уютный "Сумеречный дозор", минуя убогий текст первых книг и санту-барбару последних - этого я не знаю. Попробуйте воспользоваться Сумраком. Самое главное - вовремя его покинуть, потому что в части мировой литературы вообще и фантастики в частности, Лукьяненко может быть только небольшим эпизодом, который больше связан с желанием читателя казаться самому себе патриотом своей литературы, чем с искренним желанием читать Лукьяненко.