52. Путь ИНЬ

Михаил Сидорович
Как выяснилось, познавать боевые искусства можно двумя путями, ИНЬ и ЯН.

ЯН – познание через понимание, осмысление.

Например, тренер показал приём. Объяснил, как движется кисть, как движется локоть, как движется плечо. Объяснил, почему именно так. Объяснил, что получится, если эти правила нарушить. Показал, какие рычаги работают, что должно произойти с противником.

Раньше я считал, что это единственный путь познания. Не представлял себе другого пути.

Но, оказалось, что есть и другой путь.

ИНЬ – познание через ощущения.

Например, музыку можно слушать, осмысливая, где тут мажорная терция, где минорная, какой тут лад и т.п. То есть разбирать музыку по косточкам. Это всё путь ЯН.

Но можно просто расслабиться и слушать бездумно, просто пропитываясь и наслаждаясь музыкой. Это путь ИНЬ.

Применительно к боевым искусствам. Не замечали, что нередко тренеры ничего не объясняя просто показывают приём. Ученики сами, как умеют пытаются копировать. Это путь ИНЬ.

Приведу пример из собственного опыта.

Первые 12 лет я отдал Айкидо. Там мы шли путём ЯН. Я и не подозревал, что может быть другой путь. Понять, исполнить, заучить до автоматизма. Так я и делал.

Потом я перешёл в Унибос – Шоу Дао. Там я впервые столкнулся с путём ИНЬ. Поначалу тренировки приводили меня в недоумение. Мне казалось, что я ничего не узнал, просто даром потратил время. Но поскольку рост был очевиден, я был удивлён.

Первые годы, я не хотел окончательно бросать Айкидо, и время от времени посещал тренировки Айкидо.

Однажды мне пришлось работать в паре с жёлтым поясом. Мой партнёр был ещё новичком, но обладал горячим желанием учиться.

Отрабатывал он приём Икё (первый контроль). И всё время допускал одну и ту же ошибку, сгибание локтя ближней в партнёру руки.

Ошибка типовая, ученическая. Все ученики проходят через эту ошибку. Задача тренера вовремя заметить и подсказать. Но этот момент был упущен. Толи он выпал из внимания тренера, толи учил приём сам. В общем, ошибка была заучена до автоматизма. И переучиваться ему было очень трудно.

Поначалу я подсказывал и объяснял. Не помогло.
Потом, я показывал наглядно, как легко мне преодолеть сопротивление его согнутой руки и выйти из под контроля. Не помогло.
Потом, я показывал, как легко сохранять контроль, если рука выпрямлена. Результат тот же.

Парень соглашался, что он выполняет приём неправильно. Не спорил, обещал, что уж в этот раз он сделает всё правильно. Но… Автоматика срабатывала против его воли.

Так бездарно мы потратили минут сорок, заучивая ошибку всё крепче и крепче. Ведь подсознание запоминало каждое неправильное повторение. Такая вот ловушка.

И тут мне пришла идея применить путь ИНЬ.

Я попросил партнёра расслабиться и просто прислушиваться к собственным ощущениям, попытаться их запомнить.

Формально наге (обороняющимся) был он. Он выполнял приём. Но я нарочно двигался таким образом, чтобы его руки, воздействовавшие на меня, двигались по правильным траекториям.

Мы повторили приём шесть раз. Три раза с правой и три раза с левой руки. Потом я попросил его медленно выполнить приём самостоятельно, воспроизводя ощущения, которые он запомнил.

И произошло чудо. Приём пошёл. Ошибка, которую он заучивал несколько месяцев, исчезла после пяти минут работы.

К концу тренировки он уверенно и непринуждённо выполнял приём.

Вот что такое путь ИНЬ. Без анализа, без понимания, просто ощутить и прочувствовать. Раствориться.

Путь ИНЬ больше характерен для женского мышления. Знаменитая женская логика.

Вот подслушайте женские разговоры. Женщины могут час трепаться на тему «Какой он гад, представляешь?», или на тему «Какие милые туфельки я вчера купила, жаль, что они жмут, и ходить в них невозможно, но какие всё таки миленькие», или "как вульгарно она вчера вырядилась".

При этом не делается никаких выводов. Никакого анализа. Почему она так вырядилась? Как надо было вырядиться? Какие будут последствия такого внешнего вида? Что теперь ей нужно сделать? Ничего! Просто бесконечное пережёвывание самого факта, описание ситуации в мельчайших подробностях, с разных ракурсов.

Что делают женщины? Они ПЕРЕЖИВАЮТ  свои ощущения (от гада, или от туфелек) снова и снова. Проникаются этими ощущениями.

Это путь ИНЬ. И не лезьте к ним со своим анализом. Он им не нужен.

Другой пример пути ИНЬ хорошо показан в знаменитой миниатюре Жванецкого о раках.
Вчера были большие, но по пять рублей, а сегодня маленькие, но по три. Но денег не было.

Герой миниатюры бесконечно жуёт эту мысль на все лады. Логическое мышление напрочь утеряно им из-за алкогольного слабоумия. Но способность чувствовать и переживать у него ещё сохранилась. Путь ЯН уже закрыт для него навсегда. Но остался путь ИНЬ.

Если женщины способны идти по обоим путям, только чаще предпочитают путь ИНЬ, то герой миниатюры навсегда расстался со способностями к анализу и выводам.

Итак, теперь вы знаете о существовании второго пути, который в боевых искусствах даже важнее, чем путь ЯН. Желаю удачи.