4. Обращаться за благом вернее к дающему

Вячеслав Абрамов
Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 4.

Самое простое и надёжное решение - обращаться за благом к дающему благо.
Но такое решение - и самое трудное.

"Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою."

Что хочет Давид? Он представляет себя Богу. Почему, для чего, зачем?
На этой своей ступени исправления он хочет получить поддержку и помощь в восхождении на следующую ступень.
Он уже на опыте познал, что Бог не только Сам по Себе праведен, но Он и творец его праведного духа, это Он через благодать выработал в нём всё лучшее и сделал его праведным.
Давид доверился Господу, и вверил Ему свой путь, уже наверное зная, что Тот вырастит его росток правды до размера Высшей правды. Понимая, что Господь даёт всё по милости Своей, он и просит милости.

В одном из переводов стиха, вместо «В тесноте Ты давал мне простор», звучит: «Под гнётом Ты мне увеличиться давал». В физическом мире внешнее давление сжимает или сминает, уменьшает объем, а у Бога теснота и гнёт часто предназначены для духовного роста. Между тем праздное благополучие не даёт ничего.

"Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи? Сэла!"

Здесь следует обратить внимание, что Давид обращается к сынам мужей. Не в земном срезе, а в духовном, сыновья – это следующие, более «продвинутые» духовные свойства человека. Он делает попытку достучаться до ростков правды в их душах, и обратить их к Свету, от которого они отгородились тщетными понятиями лживого мира.

Отгородившись, мужи сами стали суетой и ложью, но Давид надеется, что сынам не понравится быть таковыми. Мало того, – он уверен, что на сынов мужей воздействие свыше окажет должное влияние.
«Сэла» отличается от «аминь» (воистину, да будет так) тем, что означает уже свершившееся прикосновение к категории правды, истинность (не только «истинно говорю», а правдой свыше подтверждается истинность).

Люди осуждают несправедливо и неправедно, но Бог, который оправдывает, есть Бог праведности. Бог утверждает правду. Богу праведности можно довериться, уповая на справедливость Его суда. Его категория – правда, и ничего кроме правды.

"Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его."

Во многих толкованиях предполагается, что в данном стихе Давид говорит о своём назначении занять трон. При этом он не узурпировал власть, и даже не стремился к ней. Господь отделил его для Себя – для служения. Он ставит на таких отделённых Свою печать и образ – запечатлевает их. То есть, Он сохраняет для них стремление к Нему. И получается, что Давид заявляет с полным основанием: «Господь слышит, когда я призываю Его».

"Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

Наставление «гневаясь, не согрешайте» в другом переводе звучит «содрогайтесь, не согрешайте». Для того, чтобы содрогаться, нужно как минимум иметь совесть.
Ничем не отвлекаясь, упокоив свой разум (утишитесь – молчите, примиритесь), следует размыслить в сердце своём о своих путях,  какое безумие идти против Бога. Задавая вопрос своей совести, молчите и ожидайте ответа свыше.

"приносите жертвы правды и уповайте на Господа."

Что это, если не предвосхищение благовестия? Давид призывает к размышлению о путях своих и о смысле жизни своей. Такое размышление, осознание своих грехов и их исповедание готовит покаяние. Покаяние – это уже изменение сердца и стремление к изменению своего пути от угождения страстям и лжи к принесению жертв правды. Это значит не только отвергнуть ложь и зло, но искать правды и творить добро. Кто ищет, тот находит, и прикасается к правде. Кто творит добро, становится подобным Творцу.

Проблема в том, что в жертву правды вначале придётся принести самого себя. А человек какой он есть, со своими шкурными интересами, на это неспособен.
Его побуждает к этому только утишившееся сердце, обращённое к Богу. И достичь этого могут те, кто доверился Ему. Доверьтесь Его провидению и не опирайтесь на свой разум; верьте в Его благодать и не полагайтесь на свою собственную праведность или достаточность.

"Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!"

Благо – это и добро. Люди стремятся к благополучию, активно и настойчиво что-то делают, чтобы обрести ДЛЯ СЕБЯ благо. Именно для себя. И это называют добром.

Проблема не столько в том, что добро заменили самоудовлетворением, сколько в обычной самоуверенной глупости. Ведь они ещё и хотят обрести благословения без Благословляющего, и благо без Благого! Однако, «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17).

Ведь самое простое и надёжное – устремиться прямо к Источнику всех благ в мире!
Но и это не даёт решения проблемы. По законам мироздания никак и никому не получится приобрести благо только для себя. Тем более, благо наполнения истиной и вечностью. Оно не приобретается, оно обретается. Обретается только сообща, в любви и бескорыстной отдаче.

«Яви нам свет лица Твоего» может быть переведено как «Испытай нас светом лица Твоего». Первое значение – просьба увидеть, чтобы укрепиться, получить уверенность, что благо действительно будет. Желание ощутить – это ещё не вера, а предверие. Во втором значении – более сильная позиция, более прочная ступень. Даже дерзновение: мы готовы к Твоему благу, к Твоей правде, к Твоему суду, – испытай нас!

Все святые приходили к престолу благодати с одним и тем же желанием – иметь благоволение приблизиться к Богу, и видели в том основное благо. Причём молились они об исправлении и спасении ради других, а не для себя, ибо благ Господа достаточно для всех, и чем больше поделишься с другими, тем большим станешь обладать.

"Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились."

Давид указывает на Творца и как на источник веселия. При этом в образе хлеба и вина обозначает, что всё даётся по милости Божьей. И поэтому есть смысл продолжать стремиться лишь к Его благоволению.
Хлеб символизирует свет милосердия, а вино – свет наполнения, особый духовный подъём, ощущаемый как радость. Вино – это не просто символ радости, а свидетельство перехода на ступень выше в раскрытии духовного мира.

"Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности."

Другими словами другого перевода, «С миром лягу и засну разом».
Поверив в милость и вседостаточность Бога, человек внутренне успокаивается. Ощущение близости Творца несёт покой, поэтому он ложится спокойно и засыпает.
Теперь он знает, что только Господь даёт жить в безопасности.

4-й Псалом – это ещё один «мастер-класс» духовного развития. Даже если взглянуть снаружи – какие перемены происходят за время чтения всего-то восьми коротких стихов!

И если у «сынов мужей» появилось желание познать смысл своей жизни, их уже не будет прельщать видимая и осязаемая блажь, не дающая наполнения, и они уже будут способны ощутить истинные блага, которые нельзя видеть и которые являются только через веру.