Ошибка

Меркулов Николай Степанович
Сокращения:
БИП- боевой информационный  пост
БЭСС- боевой эволюционный свод сигналов
ГКП- главный командный пост               
ПАУТ- пост автоматического управления тралами
РЛС- радиолокационная станция

Эпиграф :

Море — это угрюмая стужа,
Море — это вода и  вода,
Живут там люди  и  люди  служат,
Там, на Новой у кромки льда.
То моряки, одичалые, грубые,
Мрачные как корабельный трюм,
Забыв про прекрасные девичьи губы,
Родного города сладостный шум.
Пьют спирт из фляжек, из флотских кружек,
Пьют, чтоб не видеть серого льда,
Чтоб Океан превратился в  лужу,
Чтоб быстрее пролетели года.
Кто  их осудит?
Не  Вы ли? 
Изнеженные мягкими креслами уютных домов.
Знающие Север по улицам заснеженным,
Да по театрам, из кинокадров.
Молчите ?!
Не смейте спорить !
Следующий тост мой таков:
ВЫПЬЕМ, ТОВАРИЩИ, ЗА ТЕХ КТО В МОРЕ,
ЗА НАШИХ ДРУЗЕЙ — МОРЯКОВ !!!

               ОШИБКА
 

Говорят, что время лечит и все со временем забывается, но вот ошибку которую я много лет тому назад допустил, забыть не могу и по сей день. Она не дает мне покоя и  всплывает в памяти во всей своей «красе», от которой холодеет внутри.
Пользуясь случаем, что мой рассказ может попасть в книгу про морские тральщики  проекта 266, я решился рассказать о том, что произошло и что могло произойти.
Осенью 1988 года, я получил задание на встречу и сопровождение подводной лодки через один из проливов Курильских островов, через пролив Лаперуза в Татарский пролив, в точку ее погружения. Задание как задание. Ничем не отличающееся  от предыдущих подобных. Ничего остросюжетного не предвещалось, кроме штормового моря в 5-6 баллов.
Вышел из Корсакова рано утром, пришел в расчетное время в точку рандеву с подводной лодкой глубокой ночью, спустя трое суток, занял позицию и стал подавать сигналы на всплытие лодки. Лодка как бы нехотя всплыла через час, как будто недовольная погодой наверху. Мы с командиром лодки опознали друг друга при помощи светового семафора, договорились о скорости хода на переходе и дистанцию мне в кильватер.
Все проходило как говорится в штатном режиме и мы пошли… Мы прошли пролив Екатерины ; шторм не унимался, а напротив, прибавил обороты. Лодка шла в позиционном положении, и над водой было видно только ее ходовую рубку, наверное ее так меньше качало.
Не знаю по какой причине, но лодка на протяжении всего перехода имела тенденцию  выкатываться из кильватера влево.  Мне приходилось периодически подавать им команду «выровнять строй». С приходом в район встречи с лодкой я открыл вахту поста БИП, пускай учатся и тренируются быстрее и точнее решать задачи на маневренном планшете на расхождение.
Подходя к проливу Лаперуза, лодка очередной раз выкатилась влево и я ей дал команду: «выровнять  строй» на что получил ответ: «мы нормально расходимся с этой целью» я запросил: «с какой целью?» последовал ответ: «слева двадцать». Я им: «это не цель а камень опасности,  доверните вправо и выровняйте строй». Лодка нехотя повиновалась.
Маленькое отступление для объективности восприятия моего повествования …
Только командиру морского тральщика дано, так сказать, негласное право «покомандовать» кораблями выше его рангом, когда он проводит корабли за тралами, обеспечивая их безопасный проход. Так однажды на учениях Тихоокеанского Флота мне довелось проводить отряд ударных кораблей за тралами под вымпелом командующего КТОФ, через пролив Лаперуза. В назначенное время я пришел в район острова Ребун для встречи отряда кораблей,  по приказанию «первого» занял свое место в ордере и приступил к постановки тралов. Надо сразу сказать, что ставить тралы в такую погоду огромный риск. Трал части раскачивались из стороны в сторону ударялись о фальшборт корабля, минеры всем расчетом налегали на них стараясь направить их в нужном направлении. Ют методично накрывало хлесткой волной и минеры все уже были промокшие до нитки.  В эфире в это время «первый» за какие-то погрешности распекал командиров кораблей в хвост и гриву. Я в это время ставил тралы, на постановку в такую погоду требовалось дополнительное время. Только я подумал, что меня весь этот шум не касается, как услышал, что меня вызывает первый: «что ты там копаешься ?» Я как положено ответил сигналом БЭССа «ставлю трал» в это время с юта доложили, все тралы поставлены. Я тут же доложил «первому»: «тралы за бортом  следуйте за мной, скорость хода 6 узлов, выровняйте строй». По каким-то причинам отряд кораблей очевидно опаздывал от запланированного времени и весь гнев первого навалился на меня: «Что ты плетешься как старая кляча, давай быстрей!». Я ответил: «Иду с тралами, быстрее не могу». Дал команду минерам, что бы они выкинули с правого борта бочку из под огурцов и поднял сигнал: «затралил мину с правого борта!» Моя бочка «мина» поплыла вдоль всего отряда кораблей и идущие за мной  три богатыря БПК начали отрабатывать противоминный маневр, уклоняясь от бочки. Эфир сразу затих наступила непривычная тишина. Было видно как командиры больших кораблей мастерски уворачивались от моей бочки. Потом полетел с левого борта пустой ящик из под снарядов, я подал сигнал «затралил мину с левого борта» и все повторилось. Только никто меня уже не торопил, а выполняли мои рекомендации послушно и по результатам учений экипаж был отмечен благодарностью командующего КТОФ.
              Это маленькое отступление к тому, что лодка тоже корабль и рангом выше чем мой тральщик, но она его «слушается» тем более, что командир тральщика головой отвечает за безопасность лодки которую сопровождает. Он обязан в  случае необходимости предпринять все существующие у него возможности, что бы  обезопасить лодку.
              Вернемся к лодке которую мы проводим, мы прошли пролив Лаперуза и зашли в Татарский пролив повернули в сторону острова Монерон. Войдя в Татарский пролив, корабль попал в полосу густого тумана и по закону подлости «сдох» РЛС Дон № 1 вышел из строя который стоит на ГКП. Теперь, чтобы контролировать надводную обстановку, приходилось спускаться в ПАУТ, где стоял Дон № 2 и  работал пост БИП. Характеристики РЛС Дона №2 были несколько похуже потому что помехи от волн смешивались с метками целей. С подходом к району погружения лодки слева на траверзе появилась, довольно-таки отчетливая метка цели. Я взял пеленг на эту цель и определил ее курс и из расчетов поста БИП узнал, что цель идет со скоростью 10 узлов мне на пересечение курса. Расчету БИП дал команду сопровождать эту цель и докладывать пеленг и дистанцию мне  каждые пять минут.
На 16 открытом канале который предназначен для расхождения судов в море, я стал вызывать на связь это судно, общим позывным военного корабля. После нескольких неудачных попыток в эфире отозвался довольно молодой и  самоуверенный голос, очевидно вахтенный помощник капитана: «Я лесовоз Анатолий Седов иду с грузом леса в порт Невельск». Я ему объясняю в завуалированной форме: «Я иду с подругой она идет за мной. Запишите координаты Ш-широта Д-долгота район 5миль на 5миль закрыт для судоходства. Вам изменить курс или застопорить ход и лечь в дрейф». Через довольно продолжительное время последовал ответ: «Не вижу предпосылок для беспокойства ; мы нормально расходимся».  БИП докладывает : «Пеленг на цель не меняется, дистанция сокращается». Это значит, что мы идем на столкновение… Я заорал: «Срочно исполнить! СТОП. ПОЛНЫЙ НАЗАД!» в ответ получил: «подучите маневренный планшет». Я в ярости, не скупясь на выражения, заорал в эфир: «Капитана на связь срочно, исполнить «СТОП -ПОЛНЫЙ НАЗАД» я по вам сейчас буду стрелять из пушек!». Командиру лодки дал команду: «ПРАВО НА БОРТ НА РУМБ- 90!» ;  это чтобы лодка была кормой к надвигающемуся  лесовозу и если случится удар, то он пришелся бы  по касательной. БИП в это время доложил: «Пеленг меняется на корму» ; это значит он расходится со мной, а лодку не видит и прет прямо на нее...
Лесовоз шел со скоростью 10 узлов, значит от подачи команды «СТОП-ПОЛНЫЙ  НАЗАД» до исполнения команды  лесовоз  пройдет почти милю. Я метался с ГКП в ПАУТ к Дону № 2 и обратно как ужаленный… Я уткнулся в раструб станции и с ужасом наблюдал как сходятся метки лодки и лесовоза все … Мне казалось, что я слышу скрежет металла корпуса лодки и вижу какой ужас творится в отсеках лодки. В ушах стучало «Ты утопил лодку, а должен подставить борт»… Все. Метки целей сошлись. Я дал команду: «Радио на полный!»
Сейчас будет душераздирающий SOS… Я молил бога и всех святых: «Помогите»! Замполит капитан-лейтенант Кривчик Александр Николаевич стоя сзади меня шепнул: «Товарищ командир, у вас волосы дыбом стоят...» Кто не верит, что такое может быть спросите его…
Первый на связь вышел командир лодки: «Исполнил ПРАВО НА БОРТ, лег на румб 90». ГОСПОДИ!!! Метки целей начали расходиться, я не верил своим глазам…
Вторым заговорил капитан лесовоза: «Вашу подругу увидел по курсу в  полукабельтове (это  примерно 90 метров). И началось: «Извините простите нас,у нас топливо на исходе, время поджимает» и тому подобное. Тут я уже был более чем непреклонен: «Вам  курсом 270 ,5 миль исполняйте, если нет, то встречайте меня с правого борта и готовьте буксир: я вас арестую и на буксире утащу в Корсаков!»
Командир лодки вышел на связь и поблагодарил меня за проводку, а я ему пожелал счастливого плавания. Лесовоз развернулся и пошел обратным курсом на 5 миль из района. К этому времени даже как будто и природа радовалась, что не случилось того, что могло случиться. Ветерок разогнал туман и даже выглянуло солнце. Корабль лежал в дрейфе, задача выполнена можно идти домой, а я сидел на мостике и не мог пошевелиться. Как будто меня придавило мешками с цементом. Но никто не должен заметить моего стресса: ты  командир ; и этим все сказано.
              Я бы никогда бы  не согласился написать об этом, но убедил себя, что моя ошибка может послужить предостережением командирам тральщиков: положено тебе закрыть район для плавания ; закрывай на глухо, гони всех к чертям, будь при этом решительным и непреклонным. Помни мою ошибку.
               

Командир МТ-200  капитан 3 ранга ( в отставке)  Меркулов  Николай  Степанович