Как мы опередили Америку

Юрий Каргин
– Говорит и показывает «Волжская Венеция»! – возвестил ведущий и открыл тем самым шоу-конкурс «Мисс “Детский сад”».
Праздник – это здорово! Особенно праздник для детей. Наверное, об этом подумал каждый зритель в переполненном зале, когда на сцену вышло 19 «претенденток» – красивые, нарядно одетые девочки.
– Как себя чувствуете?
– Хорошо!
– Вы готовы к борьбе?
Дружно и громко:
– Да!
Первым был конкурс мод: нужно показать свой костюм, своё платье, придумать ему название и ответить на несколько простеньких вопросов.
Малышки знали, что из девятнадцати во второй тур пройдут только десять и поэтому очень старались. Они жеманно кланялись, кокетливо прогибались, весело кружились, показывая свои наряды, и красиво проговаривали «домашние заготовки».
Правда, были в их ответах «шероховатости», неожиданности. Одна на вопрос «Кого ты будешь помнить больше всего, когда вырастешь?» с ходу ответила: «Воспитателя», а не «Маму», как предполагал ведущий. Другая на вопрос «Какая твоя заветная мечта, когда вырастешь?», наивно призналась: «Хочу, чтобы папа был»…
Но – ничего! Не страшно! Девочки хотели быть хорошенькими, и у них это прекрасно получалось, как получалось бы и у их сверстниц, если бы они нарядились в красивые платья и выучили несколько нужных фраз.
Но «другие» были в зале или дома, а они – на сцене. Они играли в «претенденток», играли «понарошку»…
Взрослые же играли всерьёз, страстно желая выбрать лучшую из лучших. И они выбирали, хоть и с трудом, но выбирали… И выбрали.
Десять девочек-полуфиналисток, радостные и лёгкие, выбегают на сцену под восторженные аплодисменты. Они – довольны и счастливы, тем более, что там, за кулисами, они получат просто сказочную куклу с голубыми волосами. А в это время в фойе…
В фойе горько плачет девочка, выбывшая из «борьбы».
Бедная: мама не научила её «бороться» – она привыкла быть любимой маминой дочкой; она была уверена, что она у мамы лучше всех, а тут оказалось – есть девочки ещё лучше… да и куклу не подарили…
– Ну, и не надо нам этой куклы. Правда? – убеждала мама расстроенного ребёнка.
– Правда, – кивала девочка, но слёзы всё равно катились по щекам: их просто трудно было остановить…
В финал после двух конкурсов (танца и пения) прошло три девочки, и каждой подарили по шубке. А после упорной «борьбы» в двух последних конкурсах (рисования под музыку и игру с залом) победительницей стала одна – Аня.
Под бурные аплодисменты взрослая Мисс «Волжская Венеция» выводит «новорожденную» Мисс «Детский сад»… Символично!..
А за кулисами бьётся в истерике одна из «претенденток», которой чуть-чуть не хватило сноровки…
О конкурсе ещё будут говорить. Как же: впервые в городе! А ведущий признался, что краем уха слышал: в Америке подобный конкурс пройдёт только в следующем году. Так что, мы опередили американцев!..
Ну, а другие девочки? Хорошо: десять из них хоть куклам рады, а остальные…Да, это шоу. Да, это представление и, как сказала одна из зрительниц, развлекательная программа.
Кого же мы развлекали?
Зрителей?
Жюри?
А дети?..
– Для ребёнка это – трагедия, – признался ведущий после конкурса. – Девочки будут помнить об этом всю жизнь.
Зачем же надо было ради шоу жертвовать легко ранимыми душами пятилетних девочек? Ведь каждый ребёнок в этом возрасте интересен, непосредственен и чист. А мы замазываем всё это своим жестоким сравнивающим взрослым любопытством: кто же самый-самый?..
И как хорошо было в перерыве, когда все дети пели, плясали, бегали, прыгали, смеялись, и никто из взрослых не прикидывал, кто лучше.
Конкурс разделил всех беспощадно…
А по окончании его со стендов оказались сорванными несколько больших красивых фотопортретов «претенденток».
– Мы за них 17 рублей заплатили – ворчали обиженные мамы. – Неужели оставим?
– Дикари, – бормотала под нос помощница ведущего, собирая оставшиеся портреты…

Январь 1991 г.