Что мешает ходить в школу?

Лана Милус
Передо мной мальчик 12 лет. Перестал ходить в школу. Маме говорит, что идет на уроки (общение по телефону – мама работает), но до школы не доходит. Вечером благополучно возвращается домой.
Начинаю работать через метафорические карты и лингворяд, обозначающий чувства и черты характера.
Вот что получается у А.:
1. Увлеченный
2. Радостный
3. Неуверенный
4. Боящийся высоты, темноты, снов
5. Стыдливый
6. Тревожный
7. Любопытный
8. Смущенный
9. Брезгливый
10. Огорчающийся
Прошу пояснить  характеристики. Слышу следующее:
1. Увлеченный – «Мне кажется, я очень увлеченный человек. Я люблю заниматься робототехникой. Увлекаюсь программированием. Люблю думать.»
2. Радостный – «У меня часто бывает хорошее настроение.»
3. Неуверенный – «Не могу выбрать, что делать, как делать, долго мучаюсь.»
4. Боящийся высоты, темноты, снов – «Мне часто бывает страшно.»
5. Стыдливый – «Мне стыдно за себя. Я не такой, как все. Мне кажется, все надо мной смеются.»
6. Тревожный – «Из-за общения. Я не имею права общаться. Если буду общаться – надо мной все будут смеяться.»
7. Любопытный – «Я очень любопытный. Мне все интересно. Я увлекаюсь чтением энциклопедий, потому что там очень много интересной информации.»
8. Смущенный – «Как только попадаю в общество людей, всегда смущаюсь и не знаю, как себя вести. От этого мне очень тяжело. Мне кажется, что все смеются надо мной.»
9. Брезгливый – «Вы знаете, есть люди, которые говорят, что, если упавшая еда полежала на полу меньше минуты, то ничего не случится. Поднимают это и едят. Я не могу на это смотреть. Мне становится плохо. А в школе таких детей очень много. Меня тошнит каждый раз, когда я вижу немытые руки, бутерброд в классе или как кто-то пьет из чужой бутылки…»
10. Огорчающийся – «Я всегда огорчаюсь, когда я не могу объяснить, а у них не хватает терпения меня выслушать или, когда люди меня не понимают.»
Прошу обвести  три пункта, которые мешают ходить в школу. Мальчик обводит четыре: Стыдливый, тревожный, смущенный, брезгливый…
На следующем занятии проводим диагностику. И вот вырисовывается психологический портрет ребенка:
Меланхолик
Интроверсия  значительная    Эмоциональная нестабильность высокая
Отличается неуверенностью в своих возможностях, колебаниями при выборе решения, сомнениями  в его правильности, стремлением перепроверять каждое из своих решений, опасениями по поводу возможных последствий. Мальчику необходимы условия безопасности и защищенности! Стрессогенными факторами являются ситуации неопределенности, непредсказуемости, неупорядоченности. На стресс может реагировать поведением, направленным на избегание неудач, стремлением тщательно планировать свои действия, контролировать и корректировать их, склонностью держаться знакомых людей и привычных ситуаций. Часто испытывает чувства беспокойства, страха и тревоги. Окружающими может восприниматься как нерешительный, мнительный, аккуратный, предусмотрительный, осторожный. Всегда испытывает затруднения в условиях недостатка времени или информации. Прежде, чем начать действовать, мальчику необходимо все обдумать, просчитать соблюдение порядка и точности выполнения задания; на это всегда уходит дополнительное время. Не может быть результативным  в условиях хаоса и неопределенности.
Ребенок склонен сдерживать свои истинные чувства. Невозможно иногда понять, что испытывает «внутренний» А. Это может быть опасно несвоевременным распознаванием взрослыми людьми  негативных чувств и эмоций.
Ярко выраженный интеллектуал. Обладает аналитическим умом, независимостью и оригинальностью суждений, гармоничным развитием языковых и математических способностей, критичностью, любознательностью, склонностью к фантазии, интенсивной внутренней жизнью, которая не может быть замечена окружающими,  низкой физической активностью. У ребенка неутолимая потребность в информации. Его дистанцированность и отсутствие коммуникативных навыков не говорит о его незнании. Скорее всего, он во многих вопросах разбирается лучше, чем того требует школьная программа. Сильная сторона – мыслительный анализ, чрезвычайная внимательность к деталям и подробностям. Именно это затрудняет принятие решений мальчиком и может оцениваться окружающими как отсутствие необходимых знаний.
Необходимо учитывать, что ориентация подростка направлена на идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления.  А.  не нацелен на общение  и деятельность, подразумевающую общение; охотнее и результативнее будет взаимодействовать в формате   информационном, «бланочном».
Практически не умеет (и очень слабо способен) ус¬танавливать контакты с людьми, неэффективно действует в аморф¬ной коммуникационной ситуации.

Пути коррекции и рекомендации:
• Рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим!
• Контролировать исподволь, относиться спокойно-доброжелательно!
• Помогать в трудных ситуациях, какими для этого ребенка являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (как со сверстниками, так и со взрослыми).
• Исключить публичные обсуждения, если возможны негативные оценки!
• Ограничить публичные выступления, в том числе и на уроках!
• Аккуратно, дипломатично развивать навыки, требующие абстрактного мышления и творческих способностей, а также межличностные отношения. Они не будут, скорее всего,  играть значительную роль в жизни мальчика, но уметь передавать и воспринимать сложные идеи А. в будущем придется.

Вот эту работу, я считаю, должен был сделать школьный психолог и на психолого-педагогическом совете разъяснить всем педагогам, что ребенка лучше опрашивать в режиме выдачи карточек, индивидуальных письменных заданий, а если надо выслушать, то точно не перед классом. А еще психолог должен был сказать, что в их школе учится звезда, которая при правильном подходе не просто вытянет, а сделает так, что школа будет блистать на всех олимпиадах… Но… я знаю, как относятся к работе психолога в школе (всерьез никто не воспринимает, приходится униженно упрашивать учителей, чтобы дали несколько минут на уроке для проведения, например, тестирования или отпрашивать ученика с урока, если это необходимо… А если что-то, не дай Бог, серьезное, то идти непосредственно к руководству. Просить поставить твой предмет в расписание практически бесполезно. Но даже если и поставили, то наличие кабинета для проведения занятий не гарантировано, и ты опять носишься по школе в поисках свободного класса.  На мой первый психолого-педагогический совет по факту наличия в одном из классов девочки с суицидальной наклонностью /к слову сказать/ учителя пришли с журналами,  стопками тетрадей и документами и были предельно удивлены поставленным нестандартно стульям и тому, что им не удастся поработать с документами.)
Так вот, дальше об А.
Поговорили с ребенком. Я рассказала все, что он из себя представляет. Сказала, что таких, как он единицы!!! Что он очень многое может! Что, скорее всего, станет известным в какой-нибудь научной сфере! Таких МАЛО! Именно поэтому ему сложно и с ним сложно другим. Договорились о занятиях по развитию коммуникационных возможностей, о том, как вести себя в школе сейчас, выдала заключение маме на руки с тем, чтобы ознакомился педколлектив и… через несколько дней получаю 3  СМС от мамы:


; Сегодня последний день перед каникулами. Вчера просто не стал ни читать, ни сочинение писать на уроке. Дома уже делали всё.
; А когда выяснять стала, почему не прочитал по ролям предложение, оказывается, что ему дали предложения из междометий, а он не знает как их читать нормально. Я бы тоже не прочитала. "Гммм.... Хими...эмммм..." Что это??? я в школе тоже такое не читала.
; Самое ужасное, что посреди урока мне позвонила учительница и на весь класс озвучила только его плохие оценки. Я уже привыкла, а по началу у меня истерика от такого была. А потом А. говорит, что у него там хорошие оценки были, но она при всех говорила так, как будто там просто колы и двойки и больше ничего. (орфография автора сохранена. Имя мальчика изменено.)

Ну что можно сказать? Как взрослый человек, ПЕДАГОГ, не может понять элементарного. Почему не становится страшно, что можно стать виновником трагедии, когда ребенок с высокой эмоциональной нестабильностью решит, что все, он не нужен этому миру. Мне, правда, бывает плохо, я теряю ориентир, когда встречаюсь с таким отношением к детям…