Прощёное воскресение

Владимир Лядев
                Прощёное воскресение.
                Жизнь, ты настолько многогранна, настолько не подлежащая управлению, настолько непредсказуема, что остаётся только признать – ты создание Высшего Разума, создание Божественного. Другим образом невозможно объяснить тот факт,  что я, физик, педагог, директор школы, получивший знания сугубо материалистического толка в советском педагогическом вузе, а атеистическое воспитание в комсомольско-партийных органах в молодые годы,  в преклонные же, стал человеком  воцервклённым. Более того, своим духовником считаю бывшего ученика моей школы Сашу Думановского, а ныне иеромонаха Максима. Отец Максим друг и одноклассник моего безвременно ушедшего из жизни старшего сына Юрия. Вот так Жизнь и распорядилась, что я, директор школы, с чувством глубокого трепета и уважения учусь у моего ученика  отца Максима постигать истины духовной науки, которыми был обделён в коммунистическом прошлом, открывая и  исповедуя ему самые сокровенные, потаённые и порой «тёмные» уголки своей души.
Поэтому на телефонный звонок командира казачьей дружины с предложением  в «Прощеное воскресение» посетить с казаками поселковый Свято-Никольский храм, я ответил отказом,  потому как собирался на Литургию в храм  Архангела Гавриила, а это приход иеромонаха  отца Максима. Командир моё желание не оспаривал, единственно предложил по окончании  Литургии встретиться в штабе дружины, чтобы проводить масленицу, поесть блинов, пообщаться.                Какое это трогательное богослужение на «Прощёное воскресение»!. Когда мятежная душа твоя после принятия святого причастия ликует, в ней только благодать и нет зла , она открыта и готова « там где ненависть, дарить Любовь,  там где сомнение – Веру, там где темнота –Свет, там где печаль –Радость, там где обида –Прощение.» Я видел слёзы неподдельной радости на глазах прихожанок, да и мужчины отводили в сторону вдруг увлажнившиеся взоры, когда каждый присутствующий просил друг у друга прощения.                С таким восторженно-трогательным настроением я и прибыл в штаб нашей казачьей  дружины, где уже собрались братья казаки. Конечно под «блины» речь пошла и о эмоциях, переживаемых каждым,  от посещения храма. Выслушивая самые разные, порой диаметрально противоположные друг другу точки зрения и впечатления , делаю вывод, что во время присяги казак  даёт обещание служить Вере, Отечеству и Тихому Дону. Но первое, что   стоит в этой клятве, порой занимает в делах и поступках некоторых, последнее место. Да, храм посещают многие, но это скорее на основе обязанности, а не потребности.  Поэтому смысл сегодняшнего дня как «Прощёного воскресения» у многих искажён.  В застолье доказывать и убеждать не воцервклённого человека дело неблагодарное и бесперспективное.  Но чтобы как- то выйти на уровень восприятия всеми присутствующими смысла возникшего спора, читаю вслух стихи, которые выудил из интернета и авторство которых мне по этой причине неведомо. Но то, что их мог написать самородок и, безусловно, гениальный  Человек, пером которого водил сам Господь, в этом сомнений нет. Они улетучиваются сразу же, по прочтению текста:
Как часто в жизни ошибаясь,
Теряем тех, кем дорожим,
Чужим, понравиться стараясь,
Порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит,
А самых верных предаём,
К тому, бывает, кто нас бросил,
Мы вновь за помощью идём.
Кто с нами честен, презираем,
Врагу же сами всё прощаем,
От друга извинений ждём.
Чужою болью не страдаем,
Свою другому отдаём.
Своё лишь сердце замечаем,
Другому сами разобьём.
От тех, кто любит , мы уходим,
К тому, кто нас совсем не ждёт.
В пустом, прекрасное находим,
И пьём обмана сладкий мёд.
Так счастье мы своё теряем,
И в след за призраком идём.
Так трудно всё мы понимаем,
Так поздно всё осознаём!
Смотрю, казаки мои замолчали, задумались. За столом возникла минутная тишина. Нарушил её старейший и уважаемый « Павлыч»: « Да, братцы! А ведь, правда. Был молодым, горячим. Развёлся с женой. Не уступили друг другу. В июле мне на пенсию. Вся жизнь, считай, прошла, а что я в итоге имею? Пустую усталую душу, которая болит и жалеет  о том, что творила. Нет, не умеем мы прощать вовремя! Так, что хоть теперь давайте скажем друг другу: «Прости меня, если обидел где словом, где делом, в ведении или не в ведении, в разуме или в неразумии».                Да, поэт в России больше, чем поэт. Особенно если его творения благословенны. Читая или слушая их, у Человека возникает желание « не искать утешения, а утешить, не искать понимания,  понимать, не искать Любви, но любить, а прощая, получать прощение».                Говорят, что существует такая  примета.  Когда в бурных разговорах и дискуссиях вдруг наступает внезапная минутная пауза полная тишины, то в этот именно момент  о нас вспоминают души ушедших в вечность наших родных и близких людей. Верю, что это именно так, потому, что глядя на моих молчаливо задумавшихся братьев –казаков в голову пришли строки из последней СМК(и) от сына Юрия полученные мною  за два дня до его смерти:
Прощаю и прошу прощения,
Дано ведь Богом воскресение
Для отпуска былых обид.
Прости, и чистый понедельник
Потом нас всех благословит.
Лядев Юрий Владимирович, гвардии сержант  десантно-штурмового батальона  ВДВ РФ расположенного в г.Ульяновске , очевидно предчувствовал вечную разлуку с родными , оставив им на всю жизнь это святое четырёхстишье, которое вот уже сколько лет гложет душу. Что характерно, оперуполномоченный  УГРО города Новый  Уренгой, каким и являлся в ту пору мой сын, подписал контракт о прохождении дальнейшей службы в ДШБ г.Ульяновска  после развода с женой. Конечно, такое драматическое событие как распад семьи оставляет глубокие и незаживающие душевные раны не только у супругов. Страдают, прежде всего, дети. И вполне объяснимо, что дочери в этой ситуации заняли позицию матери. Конечно сын, безмерно любя своих дочерей Настёну и Катюшу, очень страдал от этого. Но установить такие же доверительные отношения с дочерями, какие были у него до распада семьи, ему не удавалось. И уже после его кончины, когда старшая дочь Настёнка стала накапливать жизненный опыт и приобретать то чувство, которое мы называем мудростью, она посвятила отцу стихи. Стихи, написанные сердцем:
Я вновь с тобою, папка, как бывало,
Друзья твои немного подождут.
Их было у тебя всегда немало
На небе – тоже, как когда-то тут.
Ты слышишь?
Я скучаю очень сильно
 И так с тобою часто говорю,
Но не могу почувствовать тактильно
Да и сказать о том, как я люблю…
Прости, что раньше я общалась мало.
Я так за то корю себя сейчас.
Ну как же я тогда не понимала,
Что нужен будешь мне, хотя б на час?
60 минут…
Ничтожно это время.
Тебе открылась вечность над землёй.
И тяжкий груз тоски и боли бремя
 Мне не дают поговорить с тобой.
Хочу обнять и разрыдаться громко,
Взахлёб. Невнятно что-то бормотать.
Ты гладил бы по голове ребёнка
И, как всегда, заставил хохотать.
Приди и спой мне, папка,
Под гитару,
Я выучу «беретов» песни все
И буду петь с тобой их
На пару.
Прошу, ну появись!
Хотя б во сне!
Прости за то, что я бывала грубой
И часто раздражалась в мелочах…
Дурные женщины: от возраста беззубой
До самой седины, что на висках.
Я знаю, что не злишься, понимаешь,
Что бережёшь и направляешь нас,
Что боль мою всерьёз воспринимаешь.
Ты нужен мне!
Особенно сейчас!
Пришёл???
Мне стало как-то вдруг теплее.
Ну как ты?
Говорим мы до утра
О том, о сём и о другом.
Ведь нет тебя роднее…
Уже рассвет?
Ой, мне вставать пора.
Да, прощать надо всегда. И прощать надо вовремя, пока живы. А главная истина в том, что это необходимо, прежде всего, самому прощающему.